Неискушенным в указотворческой логике трудно понять смысл указа № 1048/98 от 21 сентября, который дополняет указ № 810 от 22 июля сего года такими словами: «Председателю государственной комиссии по проведению административной реформы Л. Кравчуку направить работу комиссии на решение концептуальных вопросов проведения административной реформы». Все, точка.
Напрашивается аналогия из Жванецкого. Идет человек на работу, вдруг сзади строгий голос: «Стоять!». Он остановился, ждет. Через минуту тот же голос: «Продолжать движение!».
Что хотел сказать Президент этим до гениальности лаконичным и столь же загадочным указом, теперь мучительно пытаются понять действительно заинтересованные в реформах организации и люди. Если уже есть концепция, то на что ж еще можно направлять работу, кроме решения концептуальных вопросов? И нужен ли для этого особый указ? А раз он есть, то что бы это значило? С другой стороны: сказано ведь, «направить работу...», значит хорошо, дело идет?
Как ни странно на первый взгляд, но специалисты, например, из Ассоциации городов Украины, сомневаются именно в возможности решения концептуальных вопросов на данном этапе. Коль есть концепция, которую Президент одобрил, то следующим шагом, считают в Ассоциации, должна быть разработка и одобрение президентом же программы ее реализации. Как можно начинать реализацию концепции, если концепция — это всего лишь изложение идей?
Как бы там ни было, но от вопросов и смутных предложений не отделаться никому, кто мало-мальски связан с этой проблемой не по долгу службы, а буквально душой и телом, к примеру, многим представителям местного самоуправления, которое с каждым годом все глубже режут по живому бюджетным ножом.
Выясняется, этот сентябрьский указ появился на свет лишь для того, чтобы рассеять сомнения, вызванные предыдущим июльским указом «О мерах по внедрению Концепции административной реформы в Украине». Так, во всяком случае, объясняет ситуацию Леонид Кравчук. Год назад вышел указ, который возложил на комиссию ответственность за разработку концепции административной реформы и ее осуществление. Второй указ, от 22 июля 1998 года, разделил комиссию на две рабочие группы: первая, во главе с Сергеем Тигипко, отвечает за реформирование центральных органов; вторая, под руководством Евгения Кушнарева, занимается реформой местного самоуправления. Но вышла неувязка: в июльском указе, определившем функции и задачи этих двух рабочих групп, забыли назвать саму комиссию, в состав которой они входят. По словам Леонида Макаровича, который тогда был в отпуске, авторы второго указа исходили из того, что действует первый указ, которого никто не отменял. Но начались разговоры, дескать, новый указ чуть ли не упразднил комиссию в целом, заменив ее двумя рабочими группами. Потому то, поясняет Леонид Кравчук, Президент повторил то, что было в первом указе.
В Ассоциации городов Украины считают, что все эти указы не создают необходимой правовой базы для осуществления Концепции административной реформы. В подтверждение такой позиции был продемонстрирован увесистый том — «Муниципальный кодекс штата Техас», в котором мелким шрифтом на 1026 страницах изложены десятки законов. А у нас на сегодняшний день — один закон «О местном самоуправлении», который требует дополнений и изменений (кстати, разработанный Ассоциацией городов соответствующий законопроект уже месяц ждет своей судьбы в администрации Президента).
Конечно, все понимают, что для разработки законодательной базы административной реформы потребуются годы. Но кто будет делать то, что можно и нужно делать уже сегодня? Может ли решать «концептуальные вопросы» административной реформы данная комиссия?
Хоть она и называется государственной, но существует и работает на общественных началах. Обратится, скажем, в Минюст с каким-то требованием многоуважаемый Леонид Макарович, а его отошлют в другое место, и что дальше? Если уж есть указ «О мерах по внедрению...», то внедрять ее может только орган с надлежащими властными полномочиями. А когда, после какого указа он появится?
Впрочем, и на эти вопросы есть ответ. Содержится он в самой концепции административной реформы. Записано, что первый этап реформирования местного управления должен включать законодательное, ресурсное (финансово-экономическое) и экспериментальное обеспечение трансформации существующей системы. И здесь же черным по белому: «Первый этап может длиться на протяжении следующего срока полномочий Верховной Рады и Президента, то есть ориентировочно до 2004 года».
Так прямо и сказали бы: административной реформой будет заниматься следующий президент. А при нынешнем... Ну что с того, что в той же концепции говорится: «Действующая система государственного управления остается в целом неэффективной... внутренне противоречивой, громоздкой и оторванной от людей, вследствие чего существующее государственное управление стало тормозом в проведении социально-экономических и политических реформ»? При будущем президенте, можно надеяться, эти слова не останутся только в концепции. А при нынешнем, как и при предыдущем, — имеем то, что имеем.