Всем известное выражение «вождя всех народов» Иосифа Сталина по подбору кадров на руководящие должности в партии и народном хозяйстве нисколько не утратило своей актуальности и сегодня. Потому что действительно, подобранным по специально определенной процедуре и назначенным на должности специалистам в области государственного управления под силу разрешение сверхсложных задач построения то ли тоталитарного режима, то ли демократической и правовой страны. Решения и действия руководителей органов исполнительной власти, премьер-министра, советников главы государства на протяжении последнего года осветили в Украине не только проблему компетентности кадров, но и проблему формирования кадрового резерва. Более того, стало понятно, что кадры подобраны не те, вернее, еще те! Процедура хотя и выписана, но ведь не соблюдена. Так, например, ведение переговоров и заключение соглашений по закупке газа в бывших республиках Средней Азии и России, создания схем, которые не предусматривают прозрачности и публичности при заключении соглашений, засвидетельствовали — назначенные лица не владеют опытом ведения переговоров и не являются компетентными специалистами в этой области. Как следствие — непрофессиональные действия государственных чиновников на межгосударственном уровне создали проблему внутри страны, которую власть пытается решить за счет народа (повышения цен на газ, коммунальные услуги, телефонную связь, горюче-смазочные материалы, проезд в железнодорожном транспорте...).
Вот как отозвался когда-то известный философ Питер Лоуренс о компетентности государственных чиновников:
«…Некомпетентные сотрудники не только делают неправильные выводы и принимают неверные решения, их некомпетентность даже не позволяет им осознать допущенные ошибки. Одна из причин блаженной самоуверенности некомпетентных людей заключается в том, что для осознания своей некомпетентности необходима такая же способность, как и для компетентного — выполнения задачи…»
Известно и другое. Для подготовки то ли высокопрофессионального специалиста, то ли высококлассного руководителя органа государственной власти (по-нынешнему менеджера), необходимо 4— 5 лет ежедневного труда под руководством опытных учителей. Кто же сегодня занимается проблемой подготовки кадров?
Постановлением Кабинета Министров Украины от 28 февраля 2001 г. №199 утверждено положение о формировании кадрового резерва для государственной службы, который создается для замещения должностей государственных служащих, а также для продвижения их по службе. По мнению специалистов Кабмина, формирование резерва должно обеспечить отбор работников, имеющих профессиональные навыки, которые основываются на современных специальных знаниях и аналитической способности, для принятия и успешной реализации управленческих решений.
Известно, что предложения по резерву на должности, назначение на которые проводятся органами высшего уровня, рассматриваются специальными комиссиями, образованными при этих органах, возглавляет же комиссию руководитель органа или его первый заместитель. Следовательно, получается, что как будто сам руководитель и подбирает специалистов для подчиненных ему структурных подразделений, как на частной фирме.
Так, в постановлении отмечено, что кадровый резерв формируется из руководителей и специалистов предприятий, учреждений, организаций, работников органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, государственных служащих, которые повысили квалификацию, прошли стажировку или по результатам аттестации рекомендованы для работы на более высоких должностях. В резерв также зачисляются лица, которые были рекомендованы конкурсными комиссиями, выпускники высших учебных заведений, профессионально подготовленные работники, которые успешно справляются с выполнением служебных обязанностей, проявляют инициативу, владеют навыками работы на компьютере, имеют организаторские способности, необходимые для выполнения должностных обязанностей.
Более того, при формировании кадрового резерва должно обеспечиваться пропорционально сбалансированное представительство кандидатур каждого пола с учетом состава работающих в соответствующих сферах управления. Предусмотрено, что на каждую должность государственного служащего кадровый резерв формируется из расчета: на должность руководителя не меньше двух лиц, а на должности специалистов составляются списки лиц, зачисленных в кадровый резерв, с учетом фактической потребности.
Но на кого все-таки конкретно возложен долг отбора работников?
Списки лиц, которые предлагаются в кадровый резерв на должности руководителей структурных подразделений, их биографические справки направляются ежегодно центральными органами исполнительной власти в Главное управление государственной службы Украины (Главгосслужба). Специалисты этой службы прорабатывают материалы, согласовывают списки кадрового резерва и возвращают их для утверждения руководителям соответствующих центральных органов исполнительной власти.
Следовательно, все-таки окончательное решение принимает не специально назначенная государственная служба, а все тот же руководитель органа государственной власти, который объективно и является первоисточником коррупционных действий. Именно этот руководитель имеет право по своему усмотрению объявлять публичный конкурс на замещение вакантных должностей. И объявляет ли он при этом о всех вакантных должностях или только о менее всего значимых?
А вот решение комиссии в отношении кадрового резерва на руководящие должности государственных служащих первой—третьей категорий, назначение на которые осуществляет Президент Украины, направляются для утверждения Президенту Украины.
Таким образом, процедура выписана, и казалось бы, она должна отвечать конституционному праву на равенство всех перед законом и в правах. Но ведь, опять же, приходится возвращаться и к Закону Украины «О государственной службе», и «О борьбе с коррупцией», потому что в течение едва ли не всех лет независимости для одних предусмотрен конкурс, а для других — хорошее знакомство.
Так, в частности, для руководящих должностей государственных служащих первой—второй категорий закон объявление и проведение конкурса на замещение вакантных должностей в органах государственного управления не предусматривает, а для таких же руководителей третьей—седьмой категорий сдача экзаменов обязательна. Вот и получается, что ныне модное словосочетание «наша» (своя, моя и т.д.) команда, которая пришла к власти, вправе назначать кумовьев, сватов, братьев и т.п. на руководящие должности государственной власти без каких-либо публичных конкурсов.
Об этом шла речь и на недавней международной конференции «Реформа сектора безопасности», где председатель Главгосслужбы Тимофей Мокренко говорил о публичности процедуры принятия решения и открытости проведения конкурсных наборов на все без исключения должности в органах государственной власти. Следовательно, существует понимание того, что назначение руководителей органов государственной власти 1—2 категорий без проведения конкурса содействует, с одной стороны, разрастанию коррупционных связей, а с другой стороны, дискредитирует орган власти, который назначает на должности некомпетентных, неопытных и морально нечистоплотных лиц.
И подтверждением этого является недавнее снятие с должности заместителя министра обороны Украины Вячеслава Кредисова, которое министр Анатолий Гриценко в одном из интервью объяснил низкими моральными качествами чиновника. Известно, что в конце 2004 года гражданин Кредисов в течение четырех(!) месяцев находился под арестом в Лукьяновском следственном изоляторе как подозреваемый в получении взятки. Однако почти сразу после освобождения из-за решетки он занял кресло заместителя министра обороны, который ведал финансами, строительством жилья, заводами, другими предприятиями военного ведомства и регулярно информировал общество в эфире едва ли не на всех телеканалах об успехах.
Вот и вопрос для председателя Главгосслужбы — кто персонально рекомендовал на ключевую должность министерства обороны человека с низкими моральными качествами и более того, без какого- либо опыта руководителя органа государственной власти хотя бы низшего уровня? Кто завизировал своей подписью представление на имя Президента Украины о назначении этого лица на должность государственного служащего первой категории без проведения конкурса?
Давно известны все способы, формы и методы подбора кандидатов на должности в органах государственного управления, не хватает только прозрачности и публичности при назначении на должности, государственного подхода к решению кадровых вопросов и персональной ответственности чиновников.
Так, одним из таких способов могло бы быть рассмотрение предоставленных под кодовым наименованием представлений к участию в конкурсе для замещения каждой отдельной должности в органах государственного управления специальной конкурсной комиссией, которая бы персональной оценкой каждого своего члена по десятибалльной шкале удостоверяла компетентность кандидатов.
Таким образом, продолжение государственной кадровой политики в русле введенных бывшей властью постановлений, инструкций и положений о праве занятия должностей в органах государственной власти без публичных конкурсов содействует депрофессионализации власти и одновременно отдаляет от европейских стандартов жизни. Другим «достоянием» такой политики является разрыв наследственности и потеря опытных кадров, которых не заменит ни один выпускник то ли Оксфордского, то ли Кембриджского университетов.