Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как готовится законодательство к местным выборам?

Александр ЧЕРНЕНКО: «Предлагаются открытые списки на уровне областных советов и горсоветов больших городов, а на уровне районных советов и малых городов — многомандатная мажоритарная система»
12 июня, 2015 - 13:33
Александр ЧЕРНЕНКО
Александр ЧЕРНЕНКО / ФОТО УНИАН

Осенью страну ожидают местные выборы. Сегодня экспертная среда раздумывает, как в условиях российской агрессии должны состояться эти гонки и какие правила для них должны быть установлены. А народные депутаты дискутируют и работают над тем, чтобы эти правила установить. Так, в прошлую среду в стенах Верховной Рады состоялся «круглый стол» при участии экспертов и парламентариев, темой которого было обсуждение законопроекта «О местных выборах». «День» пообщался с одним из участников мероприятия — бывшим председателем правления Комитета избирателей Украины, а теперь народным депутатом от Блока Петра Порошенко Александром ЧЕРНЕНКО:

— Сейчас у нас продолжаются консультации в коалиции по поводу законопроекта «О местных выборах». 10 июня в Верховной Раде состоялся круглый стол, идеей и целью которого было презентовать данный документ, определить все его позитивы и недостатки, а 11 июня на Раде коалиции эти вопросы были обсуждены более предметно. На сегодня нет решения ни одной из фракций, какой законопроект поддерживать, но в эти дни такое решение должно быть принято. Мы склоняем участников к тому, что наш законопроект является наиболее приемлемым. Так, предлагаются открытые списки на уровне областных советов и горсоветов больших городов, а на уровне районных советов и малых городов — мажоритарная система, но не одномандатная, а многомандатная. Идея открытых списков заключается в том, чтобы избиратель определял не только партию, но и того, кто является наиболее достойным в ней. Поэтому мы предлагаем, чтобы он императивно предоставил кому-то преференцию и кандидат автоматически поднимался по списку партии, в соответствии с его поддержкой гражданами. Многомандатная же мажоритарка предусматривает, что в одном округе побеждает не один, а 2—4 кандидата. Ведь проблемой этой системы является то, что победитель лишь один, и он ради победы может совершить подкупы или фальсификации. Поэтому мажоритарка ассоциируется преимущественно с гречкой. Но, как показывает опыт, даже если на первое место выходит человек, который «раздавал гречку», то следующие места занимают идейные политики. Поэтому наше предложение — многомандатная мажоритарная система, которая хотя и не преодолеет явление подкупа, но даст шанс тем кандидатам, которые заняли второе место, пройти в раду. Поэтому честные кандидаты смогут получить большее представительство, чем «сеятели гречки». Округа же станут большими, и они будут совпадать с границами административно-территориальных единиц.

— Почему пропорциональную избирательную систему с открытыми списками вы не вводите в небольших громадах?

— В Украине есть города, как Моршин с 4000 тысячами жителей или Угнив Львовской области с 1000 жителей. В меньших громадах воплотить идею открытых списков будет невозможно, ведь скорее будет существовать подмена понятий. Поэтому ее мы предлагаем ввести лишь в больших населенных пунктах, в которых действуют развитые партийные организации.

— Будут ли готовы местные громады воспринять новую избирательную систему?

— Готово ли общество воспринять реформы? Абстрактные тезисы о реформах — да, но когда речь идет о конкретных действиях, которые изменяют привычный уклад, то, очевидно, не все. Однако у нас нет другого выхода, кроме как воплощать эти изменения. И мы будем внедрять их с прицелом на далекую перспективу использования.

Понятно, использование новой избирательной системы впервые будет необычным или тяжелым. Но в действительности ничего сложного в ней нет — Польша — 15 лет, а страны Балтии уже 20 лет проводят выборы по такой системе и у них даже не возникает вопросов, трудно ли это — для них это абсолютно естественно. Поэтому, или мы идем на реформу и понимаем определенные трудности, с которыми можем столкнуться впервые, или, боясь, что кто-то этого не поймет, будем отказываться от любых реформ.

— Идет ли сейчас речь о введении на законодательном уровне определенных ограничений для политической рекламы, в первую очередь на телевидении?

— Эта норма записана в законопроекте, над которым работали общественные эксперты и, том числе, — я. Мы не запрещаем полностью выступления кандидатов на телевидении, а настаиваем на том, чтобы существовала практика дебатов с представлением мыслей, идей и программ, нормальные содержательные выступления в форме донесения избирателям четкой информации, а не в качестве политической рекламы. Поэтому мы хотим запретить быстрые ролики, которые не несут содержания, а лишь влияют на эмоции и манипулируют избирателями. Когда кандидаты продаются по принципу стирального порошка с помощью 15-секундных телевизионных роликов, — это не конкуренция политиков, а конкуренция рекламных агентств и продакшн-студий — кто красивее снимет и ярче покажет продукт. Во многих странах Запада такая реклама запрещена или строго ограничена, а в условиях местных выборов кандидаты должны на ногах индивидуально обходить своих избирателей. У нас же выборы местные, а на центральных каналах страны крутят рекламу партий, имеющих большие финансовые ресурсы. Поэтому мы пытаемся поставить в равные условия всех кандидатов.

— Недавно Президент выразил надежду, что члены коалиции выработают общую позицию участия в местных выборах. Что это будет значить в практическом плане?

— Я, как политик и представитель коалиции выступаю за то, чтобы партии, которые в нее входят, координировали свое участие в местных выборах, и мы не дали шансов пройти реваншистам, особенно в отдельных регионах. И, я думаю, это тоже предмет серьезных политических консультаций. Однако когда они состоятся — я не знаю.

— Как влияет начало приготовления партий к местным выборам на ситуацию внутри коалиции?

— В коалиции сейчас, как и с самого начала, происходят сложные процессы. Но я думаю, что ее члены, несмотря на собственные амбиции, осознают свою ответственность перед страной, потому должны уменьшить эти амбиции. Но если смотреть объективно, то в некоторых регионах и округах будет очень сложно согласовать действия коалиции, ведь кроме договоренностей на центральном уровне, на местах есть своя история отношений представителей политических сил. Поэтому такое явление как взаимная борьба будет, но для нас главная задача минимизировать его.

— Относительно выборов на Донбассе. Какая к ним ведется подготовка, и какая возможность их проведения этой осенью, принимая во внимание то, что огонь в зоне АТО не прекращается?

— Наш сегодняшний законопроект предполагает проведение выборов, не выделяя никакой территории, в нем даже прописаны выборы на общих основаниях в АР Крым. Крым — это территория Украины, но поскольку она оккупирована, то нормы закона на ближайших выборах не будут действовать. То же с частью Донбасса. Если к старту избирательной кампании статус оккупированной территории изменится, тогда следует начинать думать, как эти выборы проводить. И для нас не будет проблемой ввести специальный закон Украины об особенностях проведения волеизъявления на этих территориях. Но выборы на Донбассе, в соответствии с Минскими соглашениям, стоят девятым пунктом при условии, что будут выполнены предыдущие 8 пунктов. Сегодня до этого далеко, потому следует разрешать проблемы по мере их поступления.

В этот момент мы можем говорить о том, как проводить выборы на освобожденных территориях Донецкой и Луганской областей. Наши законопроекты предусматривают, что в эти облсоветы выборы не проводятся, но в свободных районах в городские советы таких населенных пунктов как Мариуполь, Славянск, Северодонецк это можно спокойно осуществить по тем же правилам, что и по всей Украине.

Дмитрий КРИВЦУН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ