Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Как надо защищаться

Игорь СМЕШКО: «Наш прогресс в проведении АТО в настоящее время имеет сверхвысокую цену»
8 августа, 2014 - 12:28
Игорь СМЕШКО
НА СЛЕДУЮЩЕЙ НЕДЕЛЕ ПАРТИЯ «СИЧ» ПЕРЕДАСТ 1-МУ ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ БАТАЛЬОНУ ВОЛЫНИ ВТОРУЮ ПАРТИЮ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Игорь Смешко — общественный и политический деятель. В свое время он был начальником Главного управления разведки Министерства обороны, военным атташе в Швейцарии, заместителем Секретаря СНБО, а с 2003 по 2005 годы возглавлял Службу безопасности Украины. После увольнения со службы возглавил ВГО «Сила и Честь». Недавно его организация передала 1-му территориальному батальону Волыни на черниговщине материально-техническую помощь («День» № 140-141 за 1-2 августа 2014 г.). Мы воспользовались возможностью и пообщались с Игорем СМЕШКО на актуальные темы — о событиях на востоке Украины, восстановлении Донбасса и будущих парламентских выборах.

«СОСТОЯНИЕ ВОЙНЫ НАС ЗАСТАЛО, КОГДА СИЛОВОЙ БЛОК БЫЛ ОЧЕНЬ ОСЛАБЛЕННЫЙ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, В ВЫСШЕЙ И СРЕДНЕЙ ЛАНКЕ»

— Пан Игорь, в зоне АТО на востоке страны можно наблюдать определенный прогресс. Как бы вы в настоящий момент охарактеризовали наши силовые структуры? Насколько они изменились? Какие проблемы остаются?

— Прогресс действительно есть, но вопрос: какой ценой и как долго, с применением избранной тактики, он сможет сохраняться и вести нас к победе. Законное избрание нового Президента Украины в первом туре дало дополнительные силы нашему государству. Трагедия с малазийским «Боингом» пробудила Запад усилить его санкции против России. Но мы имеем дело с очень серьезным врагом, который не хочет отступать. И которому нужно найти способ «сохранить лицо» как внутри страны, так и вне ее, и он будет продолжать подпитывать кровавый конфликт в наших восточных областях. Для режима, который его инициировал, — это вопрос его собственного выживания.

То, что территория, которую контролируют вражеские силы, сужается — это движение в правильном направлении. Но факты попадания наших подразделений в предварительно подготовленные засады, огневые мешки, отсутствие заблаговременного усиления их сил и средств и заранее подготовленных планов их спасения — это примеры очевидных провалов в разведывательном обеспечении и оперативно-стратегическом планировании проведения подобных операций.

Последний пример — события с окружением около 600 наших военных 72 механизированной бригады, когда около 400 из них были вынуждены, по свидетельству ОБСЕ, оставить боевые позиции и перейти государственную границу с Россией с целью сохранения жизни, когда у них не осталось больше ни боеприпасов, ни топлива, ни продовольствия.

Все это является свидетельством, к сожалению, того, что наш прогресс в проведении АТО в настоящее время имеет сверхвысокую цену. Он проплачен до настоящего времени прежде всего героизмом, кровью и жизнью наших простых солдат и офицеров, а не мастерством высшего военного руководства.

То есть ничего не изменилось в наших силовых структурах? Все старые проблемы остаются? Все же как бы вы в настоящий момент их охарактеризовали?

— Изменения, безусловно, происходят. Так же, как и наше гражданское общество лет на десять-пятнадцать опережает в своем развитии нынешнюю политическую элиту при власти, так и в силовых структурах война рождает новых героев и настоящих военных профессионалов батальонного уровня. Но что касается высшего руководства силовых структур, способного к их стратегическому восстановлению и применению, этот вопрос, по моему мнению, нужно разделить на две проблемы.

Во-первых, необходимо открыто назвать тех, кто несет персональную ответственность за их разрушение, особенно за последнее десятилетие. Во-вторых, признать тех патриотов-профессионалов высшего офицерского состава, которые все годы нашей независимости активно выступали против подобного разрушения. Без этого первые тайно или явно будут продолжать свое вредоносное влияние на восстановление их боеспособности и делать попытки скрыть последствия своего предыдущего преступления. Без вторых мы не сможем их восстановить и усовершенствовать, потому что других профессионалов стратегического уровня у нас просто нет.

В последнее время мы часто слышали, что в Украине была уничтожена боеспособная армия и был уничтожен наиболее профессиональный компонент в системе силовой защиты национальной безопасности и обороны. Когда это началось, по вашему мнению?

— Угрожающие тенденции в недооценке потребности Украины в крепкой современной армии были всегда. Например, я сдал должность руководителя военной разведки осенью 2000 года, когда в моем подчинении еще были три бригады специального назначения и несколько полков беспилотных аппаратов воздушной разведки. По возвращении из зарубежной командировки из Швейцарии в 2002 году с удивлением узнал, что их больше нет в составе ГУР МО... Но по крайней мере до начала 2005 года мы еще проводили военные учения бригадного уровня, умели оперативно, на удивление даже наших западных коллег, перебросить и развернуть украинскую бригаду в Ираке и могли находить силовые аргументы, чтобы остановить Россию, как во время первого кризиса в Крыму, так и возле Тузлы.

Катастрофическое разрушение, на мой взгляд, началось с провальной кадровой политики двух последних президентов, когда была введена практика политически мотивированных назначений в руководстве силовых структур. Именно после этого были нанесены основные разрушительные удары по стратегическим мобилизационным резервам, действующей системе мобилизационного призыва через военкоматы и тыловому обеспечению Вооруженных Сил на случай войны. Наиболее боеспособные боевые подразделения ПВО снимались с боевого дежурства, а их лучшие ЗРК типа «БУК» — продавались за границу, без определения источников их замены. Был расформирован отдельный Департамент военной контрразведки СБУ, а его личный состав распылен по территориальным органам СБУ. Были ликвидированы органы военной прокуратуры. А руководящие должности в силовых структурах заполнили лично преданные временному политическому руководству государства политвыдвиженцы — с крайне низким профессиональным уровнем и даже признаками профессионального мошенничества.

Поэтому война нас застала, когда силовой блок был очень ослаблен, прежде всего, в высшем и среднем звеньях, и именно в плане их возможности планирования, координации, обеспечения и ведения боевых операций. И сегодня мы видим пробел в работе именно этих участков в обеспечении АТО.

«РУПОРОМ АДЕКВАТНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДОЛЖЕН БЫТЬ КАК МИНИМУМ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ОБОРОНЫ ИЛИ СЕКРЕТАРЯ СНБО»

Как вы оцениваете ведение боевых действий на востоке именно в виде АТО, а не территориальной обороны?

— Непростой вопрос. С международно-политической точки зрения это решение может быть оправдано. С военной точки зрения — очень опасно. Дело в том, что в марте этого года новое политическое руководство государства избрало направление ведения боевых действий как именно антитеррористической кампании. В то же время была альтернатива — организация и ведение территориальной обороны, в соответствии с Законом «Об обороне». У и.о. президента было право, по этому закону, создать Ставку верховного главнокомандования, взяв еще тогда на себя личную ответственность за руководство боевыми действиями и определив Генеральный штаб, а не АТЦ СБУ в качестве ответственного органа — за проведение территориальной обороны.

Вместо этого до настоящего времени операцией по Закону «Об антитеррористической деятельности» руководит АТЦ при СБУ, поэтому де-юре ответственность за ее проведение лежит на первом заместителе главы СБУ — руководителе АТЦ. Но это должностное лицо, по штату, не является профессиональным военным и по своей квалификации не может быть знакомо с теорией и практикой стратегического планирования и ведения боевых действий территориальной обороны, когда нужно одновременно координировать усилия ВСУ, МВД, Госпогранслужбы, СБУ и разведок. Поэтому мы и имеем поразительные факты, когда наши военнослужащие без видимого достаточного планирования операций, где должны быть предусмотрены разные варианты огневой поддержки и тылового обеспечения, подстраховки, отхода на запасные позиции, дополнительного обеспечения боеприпасами, разведданными — попадают в засады и в огневые ловушки и даже вынуждены, оставив оружие, спасаться на вражеской территории.

А как вы, кстати, оцениваете степень информирования на этот счет нашего общества со стороны руководства страны?

— К сожалению, сегодня вся информация, которую получает общество официально, поступает не через непосредственных руководителей АТО, а через спикеров либо аппарата СНБО, либо сил АТО. Они же, очевидно, владеют информацией очень пресной и часто не соответствующей динамике событий. Общество в этом случае больше получает информацию из неправительственных источников. Это является дополнительной помощью нашему врагу. В информационной войне пауз не бывает. Пустоту заполняет враг со своей трактовкой событий и пропагандой. Одним из элементов теории информационных воен является подрыв веры граждан противоположной стороны в способность их государственных органов говорить им правду и способность защищать их.

В соответствии с опытом западных стран во время проведения боевых действий рупором адекватной информации должен быть как минимум заместитель министра обороны или секретаря СНБО, который должен каждый день давать своевременную, проверенную, консолидированную, интегральную информацию от имени государства о том, что происходит внутри и вокруг него.

Вы лично владеете информацией о том, что в действительности произошло с нашими военнослужащими и почему они оказались в России?

— Мне известно только то, что известно всем. После личного вмешательства Президента министр обороны назначил внутреннее расследование, но результаты его еще не обнародованы. Хотя в подобных случаях, согласно мировому опыту, расследование должна проводить военная прокуратура и военная контрразведка, которые должны предоставить Президенту объективную, ведомственно незаангажированную и непредвзятую информацию о чрезвычайном происшествии в Министерстве обороны. Не говоря уже о том, что, как свидетельствуют непосредственные участники боевых действий, эти действия иногда ведутся без каких-либо письменных боевых приказов, по всей цепочке зоны ответственности соответствующих руководителей. А это уже само по себе может быть вопросом уголовной ответственности командиров соответствующего уровня в будущем.

«РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ АТО ЯВЛЯЕТСЯ НЕАДЕКВАТНЫМ. ЛУЧШЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ СБУ — ИМЕННО КОНТРРАЗВЕДКА»

У экспертов также много вопросов по поводу работы военной разведки и контрразведки. Как прокомментируете?

— Количество и обстоятельства, при которых мы потеряли большинство наших лучших патриотов, — подтверждение того, что разведывательное обеспечение во время проведения АТО является неадекватным. Мы об этом уже говорили. Наши военные колонны попадают в засады, наши группировки, занимая позиционный район, чтобы перекрыть границу и сделать невозможной подпитку боевиков техникой и боеприпасами, попадают в «огневые мешки»... Все это — недостатки в планировании, координации и контроле над разведывательным обеспечением сил АТО. Еще на стадии планирования операции соответствующие командиры должны получать от разведки прогноз действий противника, и на основе этого готовить кроме «плана А, «план В», «С» и «D», в котором самое главное, кроме выполнения поставленной боевой задачи, сохранить жизни своих бойцов и мирного населения.

Контрразведывательное обеспечение. Считаю, что лучшим подразделением СБУ является именно контрразведка. Она уже многое сделала для нашей победы. Но кроме эффективной работы центрального аппарата, есть еще большая проблема возобновления боеспособности именно военной контрразведки во всех военных формированиях и органах территориальной контрразведки в зоне боевых действий. Причем сама контрразведка, без помощи других структурных подразделений СБУ с заданием обороны не справится. Мы уже слышали, на уровне заместителя секретаря РНБО и министра обороны, о том, что в штабе АТО был изменник. Очевидно, сработала оперативная составляющая контрразведки. Молодцы. Но сказать, что был изменник и не сказать, кто он конкретно, срочно не расследовать это дело с доведением фактов измены до общества — это снова угроза подрыва доверия населения и боевого состава, который принимает участие в АТО, к способности оперативно бороться с врагом. Но это уже — вопрос к следственным органам СБУ.

Мы много слышали о «пятой колонне», которая разрушила разведывательные органы, СБУ, МОУ, но после победы Майдана прошло почти полгода — где эти «пятые колонны» теперь?

— К сожалению, общество имеет право на подобные вопросы. Известно, что верхушка этих «пятых колонн» сбежала, но суть в том, что у этих «колонн», очевидно, были свои вертикали, вплоть до низового уровня, и без них эти верхушки не могли бы нанести такого разрушения оборонно-безопасностному блоку государства. Если эти изменники не уничтожены либо нейтрализованы — значит наша безопасностная система не возобновила свою работоспособность. Это в свою очередь ставит вопрос об уровне профессионализма нового руководства в силовом блоке, который в первую очередь должен был найти эти «колонны» и их обезвредить. Общество, после второго Майдана, должно было бы увидеть судебные процессы, знать, кто конкретно предавал. А без этого оно поневоле будет думать, что предатели до сих пор действуют. Поэтому наши военные и попадают в засады, а руководство АТО не может прогнозировать наши действия более чем на один шаг вперед...

«Хорошая новость» однако для всех нас в том, что у нас есть новый легитимно избранный, действующий Президент. По-видимому, ни у кого нет сомнений в его искреннем желании изменить ситуацию к лучшему и выиграть войну. Он действительно работает по 16 часов в сутки. Делает очень многое сегодня, в первую очередь, в сфере внешней политики...

Но проблема, на мой взгляд, в том, что до избрания Президентом, как мы видим, у него не было своей команды в сфере безопасности и обороны, которой он мог бы полностью доверять. Он только сейчас ее формирует. А делать это после победы на выборах — очень сложная вещь. Первыми инициативными кандидатами могут стать те, кто прежде всего захочет понравиться ему лично и будет пытаться говорить только то, что (как они считают) должно ему понравиться. Но как раз здесь и начинается нехорошая для всех нас новость. Не только у ныне действующего Президента Украины, но у всех его предшественников, не было и на сегодня нет ни одной действующей системы и механизма контроля над силовым блоком и спецслужбами, которые ему подчинены.

«НАЗНАЧАТЬ КАДРОВОГО СОТРУДНИКА МИЛИЦИИ МИНИСТРОМ ОБОРОНЫ — ДЕЛО, ОТКРОВЕННО, РИСКОВАННОЕ»

Какой выход?

— Возможно, для начала опираться на мировой исторический опыт в правильности подбора своих подчиненных. А потом — срочно делать, то что не сделали его предшественники — перестраивать многоканальную и эффективную систему контроля, координации и планирования действий силовиков. Согласно одному древнему индийскому трактату, есть три основных критерия для тех, кого можно выбирать своими подчиненными после получения власти в стране. Во-первых, наилучшее образование по направлению деятельности; во-вторых, практический опыт и предыдущие хорошие результаты практической работы в этом направлении; в-третьих, доказанная жизненная порядочность человека, которая, к примеру, никогда не подводила своего предыдущего руководителя...

Вы считаете назначение нового министра обороны удачным?

— Назначать кадрового сотрудника милиции министром обороны — дело, откровенно, рискованное. Он сейчас действующий министр, имеет огромную ответственность за судьбу нашей страны и его нужно, безусловно, поддержать. Но умение взять на себя ответственность, даже готовность умереть, невзирая на хорошие качества, все же является недостаточной для того, чтобы профессионально руководить разными видами Вооруженных сил, их системно видеть, знать все самые современные виды вооружения, уметь планировать их использование, обеспечивать координацию. Это профессия, которой учат 20—30 лет, к ней готовятся, постепенно поднимаясь по служебной вертикали от лейтенанта до генерала... Очень важным при этом будет сфера разграничения полномочий министра и начальника Генерального штаба ВС Украины по непосредственному руководству боевыми действиями, как их определит Верховный Главнокомандующий — Президент Украины.

— Вы в свое время предлагали другую кандидатуру на эту должность?

— Это было еще в марте. И не только я. Группа экспертов при СНБО высокого уровня: один экс-премьер-министр Украины, два секретаря СНБО, прежние руководители СБУ и других силовых ведомств и спецслужб Украины советовали тогда и.о. Президента Турчинову назначить двух наиболее опытных генералов армии на ключевые должности — министра обороны и первого заместителя министра внутренних дел по силовому блоку. По нашему мнению, по уровню своего профессионального образования и практическому прохождению военной службы, они лучше других знали, что такое наши стратегические резервы, кадровый потенциал сферы обороны, как их практически развернуть и обеспечить взаимодействие. Но к нашему совету не прислушивались.

По нашему мнению, уже тогда нужно было начать выстраивать систему под новую военно-политическую доктрину, которая закладывает, в том числе, передислокация войск с запада на восток... Мир обязательно наступит, но он будет, к сожалению, еще долгое время хрупким, и на Востоке нужно будет готовить стратегические базовые опорные пункты, новые фортификационные сооружения, новое размещение наших военных частей. А для этого новым руководителям силового блока нужны фундаментальные знания стратегического уровня военной подготовки...

«ДУМАЮ, НАКОНЕЦ, ВО ВСЕМ В МИРЕ НАЧИНАЮТ ПОНИМАТЬ, ЧТО СЛОВО «РУССКИЙ» И «РОССИЙСКИЙ» — ЭТО ДВА РАЗНЫХ СМЫСЛА И ПОНЯТИЯ»

На сегодняшний день существует много сообщений о том, что российская артиллерия обстреливает украинскую территорию, нарушается наше воздушное пространство. Какой должна быть адекватная реакция на такие действия соседа?

— На мой взгляд, Россия не ввела до этого времени свои войска в Донецкую и Луганскую области потому, что не ожидала такого сопротивления украинского народа на низовом уровне. Вокруг президента Путина уже давно сформировался «царский двор», который рассказывает ему только то, что он хочет услышать, — фактически неправду. Ему никто не говорил, что украинский народ — это не россияне. Думаю, наконец, во всем мире начинают понимать, что слово «русский» и «российский» — это также два разных смысла и понятия... Поэтому активная фаза агрессии со стороны России, как введение войск в Крыму, на Донбассе, пока еще не состоялась. Но Путин перешел рубикон — благодаря тотальной пропаганде его поддержка в России превышает 80%. Он не зря хвалил Геббельса даже перед еврейскими ребе, ведь, по-видимому, и в самом деле увлекается этой личностью и применяет его методы в информационной обработке, в первую очередь, собственного народа.

Объективно, в России на данный момент есть 100-150 тысяч подготовленной армии для наступательных действий, но выиграть войну в Украине им не удастся. Украина — это вторая в Европе территория, а украинский народ уже исторически доказал, что свобода для него — основное, это не народ с рабской психологией и покорностью. Но с другой стороны, огромная проблема для Путина сейчас — как выйти из этой ситуации, не потеряв в России искусственно раздутую поддержку населения. И нам нужно постепенно разворачивать армию, уменьшать шансы для этих 100 тысяч российских военных пройти хоть 10-20 км вглубь нашей страны. Другого варианта для нас нет. Кому, как ни украинцам, хочется завершения этого конфликта, но он подпитывается не нами, а исключительно со стороны РФ.

Прошло уже больше двух недель с того момента, как сбили самолет Малайзийских авиалиний. По вашему мнению, как это событие изменило военно-политическую ситуацию в Украине и за рубежом?

— С геополитической точки зрения, этот случай всколыхнул Запад. Мы стремимся стать частью европейских общечеловеческих ценностей, потому что западноевропейская цивилизация породила демократию с ее уважением к основным правам человека и возможностью защиты человеческого достоинства рядовых граждан.

Но нужно смотреть правде в глаза. Запад, даже невзирая на его собственные ценности, является достаточно циничным в его внешней политике и заботится прежде всего об экономическом и внутриполитическом благосостоянии своих граждан: война в Украине — это война не на его территории. Поэтому он и не спешил до этой трагедии вводить действенные санкции против России. Но сбитый самолет зацепил уже внутреннюю политику и стабильность западных стран, и они проснулись. Запад понял, что предела эскалации со стороны России нет. Безусловно, это сыграло аккумулятивную роль, Запад начал консолидироваться, приготовил 3-й этап санкций. Этот, к величайшему сожалению, трагический случай, объективно усилил позиции Украины на международной арене.

Президенту Украины докладывают о новых освобожденных от пророссийских террористов украинских городах — в списке уже больше 60 населенных пунктов. Как должно происходить восстановление этих городов? Какой должна быть государственная политика в этом регионе, учитывая тот факт, что сепаратисты пользовались поддержкой среди части местного населения?

— Разница между событиями на Майдане и на востоке Украины — большая. В Киеве зимой гибли люди, чтобы остановить диктатуру, но, к сожалению, некоторые одурманенные российской пропагандой представители Луганской и Донецкой областей умирают в это время на востоке Украины, чтобы ее искусственно законсервировать. Некоторые из них подсознательно считают, что российская форма правления даст им более гарантированную стабильность, чем жизнь до этого в Украине. Нужно также смотреть правде в глаза: почти все предыдущие власти в Киеве еще ни разу не дали им практическую возможность убедиться в преимуществах демократии... Они, к сожалению, не понимают, что наш общий враг — это коррупция, бедность, беспредел в рядах чиновников и стражей порядка, развал судебной системы. Что именно против этого восставали два Майдана в Киеве. А система правления соседнего государства — это консервирование и продолжение стабильности рабов — кое-что дается, многое забирается, но ты будешь гордиться определенными мифологемами: «...да, мы живем плохо, у нас нет дорог, инфраструктуры, мы зависим от торговли энергоносителями и подачек сверху, но мы сможем, если захотим, всех «урыть», ведь мы наибольшие по территории и у нас самый могучий ядерный арсенал...».

Но стоит искренне осознавать, что это также наши украинские сограждане и наша украинская земля, даже если люди застряли там еще ментально — в коммунистически советских укладах. Все это можно победить лишь собственным примером, успехами в реформировании экономики и демократии, начиная с запада на восток, убеждением и кропотливой информационной работой. Мы должны сказать нашим братьям: «Мы воевали в Киеве за нашу и вашу Свободу, мы также не очень довольны нашими, даже нынешними, руководителями, которых пришли после победы второго Майдана, но мы больше не дадим никому еще раз попробовать создать феодализм в Украине...». Нужно также показывать людям, что в Украине была попытка построения феодализма, во главе с диктатором с криминальным прошлым. Россия же хочет заменить его на нового, тоже феодального по сути, но с прошлым офицера КГБ. Стоит открыть глаза людям, какой является на самом деле жизнь в России по сравнению с Европой...

В проведении АТО это также должно предусматриваться. В полевом уставе армии США образца 2006 года, например, говорится, что при проведении операции против заговорщиков, на первом месте должна быть защита мирного гражданского населения — их ограждение, на втором — информационная работа с этим населением, чтобы сделать их своими союзниками. И это должно быть интегральной частью действий руководства АТО, как на оперативно-стратегическом, так и на тактическом уровнях...

«ПАРЛАМЕНТ ДОЛЖЕН ХОТЯ БЫ ЧАСТИЧНО ИСПРАВИТЬ СВОЮ ВИНУ ПЕРЕД НАРОДОМ, ПРИНЯВ НОВОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО»

Уже запущен процесс досрочных парламентских выборов. Но вопрос в том, по каким правилам они будут проведены?

— Полная перезагрузка власти — это то, ради чего стоял последний Майдан, остановивший диктатуру. Но ни один Майдан, ни одна революция не способны сразу построить демократию — ее строит только эволюция. Поэтому необходим тотальный перезапуск новой власти, ведь сегодняшний парламент несет солидарную ответственность с Януковичем за кровь в нашей стране, за потерю части нашей территории. С молчаливого согласия этой Рады Янукович «изнасиловал» Конституцию, провел антигосударственный конституционный переворот, разрушил Вооруженные силы, а «пятую колонну» сделал управляющей в силовых структурах.

Но до конца своих полномочий этот парламент должен хотя бы частично исправить свою вину перед народом Украины, приняв новое избирательное законодательство — открытые партийные списки и механизм прозрачного финансирования политических партий, ведь без этого в депутатах так и будут водители, массажисты и секретари власть имущих, а олигархи будут продолжать покупать себе карманные политические силы. Выборы не будут иметь почти никакого смысла, если они пройдут по старым правилам.

Только после новой качественной перезагрузки парламента может быть сформировано правительство, которое сможет действительно взять на себя ответственность за дела в стране. Пока у нас избран только новый Президент, но нам нужны новые все три ветви власти, которые нужно на практике сделать независимыми друг от друга. Их еще нужно дополнительно законодательно развести, ввести уголовную ответственность за попытку одной ветви власти перетянуть на себя функции другой. Причем это вопрос не новой Конституции, а соответствующих срочных изменений к уже действующим законам, разработанным на ее основе. Под данными законами должны быть и новые нормативно-правовые акты, которые переведут правильные лозунги Конституции о демократии в правовую традицию...

Дмитрий КРИВЦУН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ