«Мы не пойдем в Таможенный союз. Если бы мы туда шли, то должны были бы ратифицировать в парламенте такое соглашение. А пока это только намерение. Мы посмотрим, как он работает», — сказал на днях спикер украинского парламента Владимир Рыбак. Текст подписанного 31 мая меморандума (опубликован пресс-службой Кабмина) с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) — это, конечно, шедевр бюрократической казуистики, который, тем не менее, стоит изучить с политологической «лупой».
«ДЕЛО В ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДОГОВОРЕННОСТЯХ ЯНУКОВИЧА И ПУТИНА»
Прежде всего документ не предоставляет Украине статуса наблюдателя, как утверждалось вплоть до дня подписания. Ни в Таможенном союзе, ни в Евразийском экономическом пространстве мы не получили такого статуса, так как формат этих объединений не предусматривает такого статуса. Поэтому в документе говорится лишь об «усилении взаимодействия» с ЕЭК. Как говорил в свое время Михаил Горбачев, «мы углубили и расширили». Только вот что получили в итоге?
Документ, при всей своей риторичности и декларативности, все же прописан с определенными «перекосами» в сторону односторонних обязательств Украины. Характерно и то, что в документ невозможно внести изменения, — процедура корректировки меморандума просто не предусмотрена. А вот в силу он вступает сразу же со дня подписания.
Пока не став наблюдателем, Украина не получает доступа ко всем документам, обсуждаемым и принимаемым на заседаниях ЕЭК, равно как и не имеет права присутствовать на всех заседаниях этой организации. Причем, даже если на них будут обсуждаться вопросы, имеющие отношение к Украине. Естественно, голос при принятии решений она также не получает.
Украина задекларировала «намерения... воздерживаться от действий и заявлений, направленных против интересов Таможенного союза и Единого экономического пространства». Именно этот пункт меморандума закладывает своеобразный «подкоп» под ноябрьское соглашение об ассоциации с ЕС. Такое соглашение наши евразийские друзья вообще рассматривают как направленное против их интересов. Сознательно ли украинская власть согласилась с этим пунктом?
«Украина не будет нести ответственности за действия, которые могут трактоваться как неугодные ТС. По сути, мы становимся наблюдателем и в ТС, и в ЕС, как бы эти статусы не назывались. Дело не в формулировках, а в персональных договоренностях Януковича и Путина о доступе приближенных к украинскому Президенту фирм к газовому экспорту», — считает политолог Виктор Небоженко.
Не нагонять панику призывают и иные эксперты, подчеркивая декларативный характер документа и тот факт, что «строгость формулировок уравновешивается необязательностью их исполнения». Так, бывший министр иностранных дел Владимир Огрызко категорически утверждает, что «подписанная договоренность — по сути, ни о чем. Статус наблюдателя мы получаем только с 2015 г., при только создаваемом Евразийском сообществе. Вступление в ЕС закреплено законодательно в документах внешней политики Украины и остается стратегической целью нашего государства. Зато обе стороны сохранили лицо перед своими избирателями».
«МЕМОРАНДУМ НИКАК НЕ ПОВЛИЯЕТ НА ПЕРЕГОВОРЫ С ЕС»
Оценивая экономические аспекты, которые может повлечь за собой подписание меморандума, украинское экспертное сообщество разделилось на тех, кто уже сейчас говорит об огромных выгодах евразийского курса, и тех, кто подчеркивает неполноту и относительность этого документа, призывая воздержаться и от эйфории, и от паники. Так, бывший министр экономики Виктор Суслов, известный как сторонник евразийского курса Украины, указывает на то, что Украина обозначила свой курс на будущее членство в Таможенном союзе. «Украина уже год живет в режиме зоны свободной торговли с СНГ. Но теперь, фактически, начала реализовываться формула «3+1», а затем степень интеграции будет увеличиваться, — уверен он. — Объем выгод, которые Украина получит от снятия ограничений в рамках ТС, составит 9 млрд долларов в год. Ограничения будут сняты по 95 позициям — в первую очередь, на российское сырье. Ликвидация таможенных препятствий увеличит транзитные потоки. Высоки шансы на то, что возродится украинская нефтепереработка. Но самым главным является все-таки тот факт, что сделана заявка на дальнейший курс государства: состоять в двух зонах свободной торговли одновременно нельзя».
Иной бывший министр экономики, Владимир Лановой, призывает посмотреть на меморандум о сотрудничестве с ТС максимально трезво. Преимущества Украины он видит как раз в ином — в умении власти усидеть на тех самых «двух стульях» интеграции. «По сути, мы стали «разведчиками» в евразийских экономических структурах, и это крайне выгодное для нас положение. Меморандум никак не повлияет на переговоры с ЕС. Мы только усиливаем и закрепляем те отношения, которые установились после подписания соглашения о ЗСТ СНГ. Соглашение лоббирует часть украинских олигархов, но полного разворота в сторону СНГ отечественный крупный бизнес не хочет». Подчеркивает Лановой и негатив от соглашения со странами ТС. «Мы нужны Таможенному союзу только как транзитный придаток для доставки ресурсов, и не более того. А вот допустит ли Россия нас к своей «трубе» — вопрос риторический. Тут нужно думать о том, не потеряем ли мы как раз свою ГТС, — а такое вполне возможно как итог теневых договоренностей на высшем уровне».
Итак, дело снова, судя по всему, упирается в «трубу». Недаром подписание меморандума совпало с очередным витком слухов вокруг оценки украинской ГТС. А каковы же иные «за» и «против» вероятного усиления сотрудничества на евразийском направлении?
ЧТО НАМ ЕВРАЗИЯ ГОТОВИТ?
Эксперты подчеркивают неизбежную унификацию таможенных тарифов. В России он равняется 7,4%, в то время как в Украине — 5,8%, а по промышленным товарам — даже 4,7%. Подняв эту сугубо протекционистскую ставку, Украина получит подорожание импорта. За понятным исключением товаров, произведенных или собранных в России, Беларуси и Казахстане. Предпочтут ли украинцы российскую сборку китайской? Возможно. Зато китайская подорожает, и тем более подорожают все товары, произведенные в Европе. Например, автомобили, бытовая техника, одежда и обувь.
На первых порах экспансия российских и белорусских продовольственных товаров в Украину может усилиться — но только до той поры, пока не начнутся неизбежные демпинговые войны. При этом часть аналитиков указывает, что расширение присутствия мяса, сыров и сладостей на украинском рынке не так уж и интересно нашим соседям. Они и так присутствуют здесь, но объем нашего рынка не такой уж и большой, по сравнению с общим рынком ТС, а конкуренция со стороны украинских товаров значительна. Если же наши производители начнут снижать цены в ходе борьбы с конкурентами из стран Таможенного союза, украинцы еще долгое время могут покупать отечественную продукцию, ориентируясь на показатель цены. Хотя такое поведение в ТС терпеть не будут. Санкции явно последуют.
В Евросоюзе, конечно, требования к качеству еще выше. И потому некоторые информированные эксперты, впрямую причастные к принятию решений на европейском направлении интеграции, не согласны с негативной оценкой нашего пищепрома и АПК. «Тотальная неконкурентоспособность украинской продукции — глубокое заблуждение. Прежде всего, конкурентоспособен практически весь наш АПК. Да, Европа немного боится нашей экспансии в сельскохозяйственной сфере. Но избытка продукции на мировых рынках как раз нет. Приведу только один пример: к настоящему моменту закончены переговоры по допуску нашей курятины на рынок ЕС. И если европейцы признают наши системы контроля над качеством адекватными, они уже будут осуществлять не постоянный контроль, а выборочный. И это выгодно, прежде всего, нам самим», — утверждает Правительственный уполномоченный по вопросам европейской интеграции Украины Валерий Пятницкий.
Как бы то ни было, с нынешним уровнем стандартов наша пищевая промышленность явно не сможет существовать долго: законы рынка заставят пищевиков пойти на очень серьезные реформы.
Еще один возможный, хотя и необязательный позитив от усиления сотрудничества с Таможенным союзом — удешевление бензина, которым богатые на нефть Россия и Казахстан могут «залить» нашу территорию. Причем они могут даже стать монополистами на украинском бензиновом рынке — и тогда затраты отечественных автомобилистов будут зависеть от Москвы и Астаны. Да и вряд ли россияне и казахи заинтересованы в восстановлении нашей, ими же во многом «убитой» нефтепереработки — им лучше гнать сюда дешевый бензин класса ниже Евро-5. С другой стороны, не исключено, что на более высокие стандарты топлива мы теперь будем переходить одновременно с россиянами.
Понятное дело, что модернизации нашей тяжелой индустрии, уменьшения ее энергоемкости также ждать теперь не приходится. В России и Казахстане этими вопросами никто не «заморачивается». Мы останемся на российской газовой игле, без всяких стимулов улучшать экологические нормы, зато поддерживая экспортный бизнес определенных олигархических групп и представителей крупного бизнеса. Не видать нам и повышения заработной платы в промышленности — мы останемся в евразийской зоне дешевой рабочей силой. Очень вероятно и усиление приплыва к нам мигрантов из среднеазиатских республик, которых пока более-менее успешно «абсорбирует» Россия.
И это уже не говоря о том, что наши евразийские собратья даже не ставят вопросов о коррупции, судейском произволе, политических репрессиях и общей культуре власти в Украине. Ибо сами такие, и таких же вокруг себя собирают. Консервация существующей убогой и страшной в своей бесперспективности коррупционной модели неофеодального государства в случае возможной дальнейшей интеграции в ТС и прочие аналогичные объединения только усилится. Плюс стоит ожидать неизбежного усиления культурной и идеологической экспансии «Русского мира», особенно в случае, если украинская власть сделает еще несколько глубоких реверансов перед Белокаменной.
* * *
Указанные позитивные и негативные последствия в украинской экономике, политике и социальном климате не являются неизбежными. Для того чтобы они проявились и, тем более, стали неотвратимыми, нужно не только время, но и желание властей стран ТС и Украины вести действительно согласованную экономическую политику (о сугубо политических спекуляциях говорить здесь не стоит — они всегда будут сопровождать отношения сторон). Пока неясно, насколько глубоко украинские власти хотят усиливать интеграцию на евразийском направлении. Пока что подписанное соглашение можно все же расценивать как декларативный документ — хотя и весьма показательный, иллюстрирующий понимание государственных интересов как украинской стороной, так и политиками стран ТС.