Как свидетельствует статистика, Украину в предыдущем году посетило более 11 млн. иностранцев, половина из которых прибыли в страну с целью отдыха. В тоже время на данный момент объем экспорта туристических услуг вдвое превышает их импорт. Что, в переводе с официального языка, означает: держава использует для приема гостей свой туристический потенциал лишь на треть, поскольку материальная база отрасли пока оставляет желать лучшего по причине ее «износа». А сами украинцы куда охотнее греются на черноморском побережье Турции или Болгарии, нежели посещают Крымский полуостров, поскольку бытует расхожее мнение: соотношение цены и сервиса — не в пользу родных пенатов. Создатели посредственных телефильмов любят вкладывать в уста героя, попавшего в тупиковую ситуацию, сакраментальную фразу: «Надо что-то предпринять». Думается, для отечественных законодателей сия нехитрая мудрость должна наконец стать руководством к действию: «сиюминутная» налоговая выгода (в данный момент не позволяющая развиваться туристической сфере) и колоссальные прибыли в государственную «копилку» от цивилизованно работающей отрасли — несоизмеримы. Недаром многие страны мира живут и кормятся благодаря развитой туристической инфраструктуре. Что и как следует предпринимать, знает гость «Дня», глава Государственной туристической администрации Валерий Цибух.
«ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО» УКРАИНЫ
— Валерий Иванович, за десятилетие независимости в Украине изменилась «система координат», и появился новый взгляд на некоторые вещи, в том числе и на туристическую индустрию. Что мы сейчас, со своего нового уровня, сквозь призму новых знаний, можем увидеть в Украине?
— Прежде всего я хочу поблагодарить вашу авторитетную газету за то, что она привлекает внимание к проблемам нашей сферы. Туристическое направление имеет большие возможности. Однако еще ни руководство, ни общественность не осознали всей его перспективности. Мы видим, как развивается туризм в мире, какие колоссальные доходы он приносит. А мы собственный потенциал используем всего лишь на треть. Не хватает материально-технической базы, есть проблемы с предоставлением качественных услуг, рекламно- информационной поддержкой. За последние 2 — 3 года нам, к счастью, удалось привлечь внимание общественности к этой сфере и убедить власти серьезно заниматься этим вопросом на государственном уровне. Мы заручились поддержкой более 150 депутатов, которые изъявили желание создать межфракционное объединение и лоббировать интересы туристической сферы. Мы все время находимся в поисках какой-то идеи, которая смогла бы объединить силы, которые по-разному видят будущее страны. Мне кажется, что в роли такой идеи мог бы выступить туризм.
— А как вам кажется, депутатская инициатива вызвана наилучшими пожеланиями или корыстным интересом? Когда появилась необходимость распределения по комитетам, депутаты преимущественно стремились занять места в, так сказать, «денежных» — топливно-энергетическом или бюджетном. И если они пришли к вам, то, может, они надеются на то, чтобы в будущем «покорить» туристический бизнес?
— Я не против — пусть поработают над этим. В последнее время наблюдается тенденция: бизнесовые структуры, которые раньше занимались углем или металлургией, создают туристические предприятия — они почувствовали, что дело это интересное и перспективное. Кто-то очень метко назвал туризм «бизнесом без труб».
— Вы считаете, что этот бизнес легкий?
— Он требует качественной работы, а для того, чтобы добиться этого качества, следует приложить немало усилий. Однако он легкий по сравнению, например, с промышленным бизнесом. Начать хотя бы с того, что подготовку специалиста для туристической сферы организовать в 20 раз легче, чем для предприятия.
— То, что развитие этого бизнеса идет со «скрипом», объясняется, по-видимому, нашим собственным отношением к своей стране. Тем, что мы сами видим и знаем о ней и как умеем это показать. Почему бы нам, например, не создать что-то подобное российскому «Золотому кольцу» — то, что нужно показывать независимо от того, есть там сервис сейчас или нет ?
— Нет уголочка в Украине, который нельзя было бы «раскрутить» как туристический объект. Кроме относительно «раскрученных» Киева, Крыма или Карпатского региона, у нас есть и другие места. Шацкие озера, например, где не только можно провести интересную экскурсию, но и отдохнуть. Или казацкие могилы, возрожденный Каменец-Подольский, Острог, Новгород-Северский, Дубно, Коломыя. Эти города уже можно показывать. Я был поражен недавней поездкой в Святогорск — это донецкая Швейцария, прекрасные пейзажи которой приезжают посмотреть за год более 30 тысяч туристов. А Изюм — через этот город, как утверждают специалисты, проезжал герой «Слова о полку Игореве» Святослав. Посмотрите на другие города — Одесса, Вилково, Херсон. Я уже не говорю об интересных местах на Черниговщине, которые мы в связи с отсутствием инфраструктуры, к сожалению, не можем пока что демонстрировать. Мы в свое время говорили Президенту о том, что необходимо сделать тур «Золотое кольцо Киевской Руси» или по историческим местам Украины — Переяслав-Хмельницкий, Батурин, Запорожская Сечь, Хортица. Это очень интересно и полезно для формирования патриотизма молодого человека, который путешествует по Украине. И вышеперечисленное — это только историко- культурное направление. Но ведь есть еще и другие виды туризма: зеленый, оздоровительно-спортивный, приключенческий. Люди хотят ехать в Чернобыль, чтобы сфотографировать с вертолета реактор; есть и соответствующие фирмы, которые предоставляют подобные услуги, — можно также полетать на военном самолете или пострелять из различных видов оружия. Есть туризм охотничьего или религиозного направления. Все это у нас уже существует, хотя и не в таком объеме, как хотелось бы.
ОТКРОЕМСЯ, И К НАМ ПОТЯНУТСЯ ЛЮДИ
— Конечно, туристическая администрация не может быть «министерством всего» — она должна задавать только идеологию развития. И должна сотрудничать с парламентом для того, чтобы сформулировать нормальное законодательство. А после этого исполнительная власть уже смогла бы внедрять в жизнь на местном уровне единые правила. Однако на сегодняшний день очевидно, что все эти вопросы в зародышевом состоянии. Иначе почему так мало мест с хорошим сервисом, нет широкой кампании в СМИ?
— Это главная наша задача. Мы формируем политику в сфере, к которой относятся более 50 отраслей — это и АПК, и транспорт, и промышленность. Туризм привлекателен тем, что экспортные услуги можно предоставлять, не выезжая из страны, и это уникально. Но его развитие зависит от многих факторов, главным образом, от того, будет ли соответствующая материальная база, будет ли осуществляться на должном уровне рекламно-информационная деятельность. Об этом шла речь и на съезде миссии «Украина — известна» (деятельность которой как раз и направлена на расширение отрасли): об услугах, качество которых еще не соответствует циви лизованным нормам, о дефиците кадров, который очень влияет на уровень услуг. Очень мешают развиваться и формальности: в первую очередь, это визовый режим. Во всем цивилизованном мире критерием развития отрасли является въездной туризм — это «живые» деньги, которые остаются в государстве. Мы говорили с депутатами о том, что это ненормально, когда государство пытается зарабатывать на визах. Если мы говорим о том, что Украина — цивилизованная, стоит упростить систему въезда. Мы должны открыться сегодня в одностороннем порядке — для европейских стран, Швейцарской конфедерации, Соединенных Штатов, Канады, Японии, Австралии. То есть для тех стран, которые не создают проблем с нелегальными мигрантами.
— Вы работали на довольно высоких должностях еще в советские времена, и нам интересно ваше мнение, личное ощущение: действительно ли многим людям очень тяжело перестроиться на жизнь в новых условиях, на открытость, либеральность, демократизм?
— Бесспорно. И это непосредственно касается поднятого мной последнего вопроса. Многие считают, что сложный визовый режим якобы поднимает наш имидж. Наоборот, это создает дефицит информации о нас и оставляет открытым поле для различных и не всегда привлекательных домыслов. Когда мы станем открытыми, к нам приедут люди, которые оставят больше денег. Один известный бизнесмен из Ирландии рассказывал мне о решении его страны в одностороннем порядке открыться для Соединенных Штатов. Ведь, как известно, значительное количество американцев — ирландского происхождения. Сначала, конечно, были опасения по поводу того, что же будет, когда приедет такое количество людей. Но когда американский турист наконец пришел в Ирландию, государство сразу получило экономическую выгоду. И, кстати, тот же имидж. Так же и в Чехии — маленькая Прага принимает около 20 млн. туристов в год. Для сравнения, вся Украина — всего 11,8 млн., причем, это общая цифра, а не количество прибывших с целью путешествования. Франция, Испания, Португалия принимают людей больше, чем в этих странах проживает населения. Представляете, какие потенциальные возможности? Даже в элементарном — обеспечении наличными обменных пунктов. Нам нужны революционные шаги, чтобы наш собственный инвестор наверняка знал, что он вкладывает в индустрию, которая будет работать. Сегодня это, к сожалению, делать невыгодно. Сейчас мы при поддержке Администрации Президента создаем соответствующие правила игры. То, что первые шаги сделаны, это прекрасно — уже создана Национальная программа развития туризма до 2010 года. Но в первую очередь нам нужны механизмы ее реализации, почему, собственно, нам и нужна поддержка депутатов. Сегодня Закон о туризме не отвечает потребностям отрасли, нет элементарного: существует неопределенность с размежеванием прав и обязанностей юридических лиц, которые занимаются несколько разными видами деятельности: туроператоров и турагентов, первые из которых формируют турпродукт, вторые — выступают посредниками. Поэтому процветает безответственность, и появляется много турфирм- бабочек. Сейчас можно пообещать отправить, например, в Анталию за 200 долларов в неделю, и те, кто в это поверит, найдутся. Уже рассматривался в первом чтении новый законопроект, мы увидели, что обсужденных там нюансов для нормального развития недостаточно, и поэтому внесли в него кардинальные изменения. Скорее всего, нам снова придется рассматривать его в первом чтении, прописать некоторые правила так, чтобы они срабатывали.
— И все-таки: когда и как изменятся правила...
— Кое-что уже изменилось! Кто знает, например, что нам удалось «снять» обязательное правило регистрации иностранцев в органах МВД — а это было, причем, непростым барьером. Кто знает, что на пограничных пунктах пропуска для путешествующих на автомобилях введен единый сбор? Или о том, что мы отказались, вместе с МИД, от референса — системы двойной координации работы (за соответствующую плату!) туристических фирм? Более того, сейчас можно получить приглашение и въезжать в страну — посольство предоставит визу. Кто знает о том, что в аэро- и морских портах Одессы и Симферополя даются разрешения на въезд без виз для иностранцев, которые приезжают к нам на 8-дневный срок. Это, конечно, отдельные и далеко не революционные шаги. И нам, действительно, еще придется немало сделать для того, чтобы показать открытость нашей страны.
О СЕРВИСЕ И «ФИРМАХ-БАБОЧКАХ»
— Однако, если посмотреть на реалии, многих ли мы сможем принять на соответствующем уровне?
— Должен признать, что это чрезвычайно серьезная проблема. Большинство из тех 5,8 млн. туристов, которых принимает Украина, пользуются, к сожалению, не гостиничной базой. В первую очередь, в связи с дороговизной в гостиницах, где еще существует стандарт двойной цены — для иностранцев и украинцев. Но сейчас мы регулируем этот вопрос, цена будет единая.
Однако наметились определенные улучшения в сфере, за эти 4 — 5 лет инвестиции стали на порядок выше. Если раньше 27 млн. вкладывалось в реконструкцию и строительство, то в прошлом году как нашими, так и иностранными инвесторами вложено полмиллиарда гривен. И ориентация должна быть на внутренний туризм, причем на посетителей, которые представляют так называемый средний класс, потому что элитные заведения размещения, несмотря ни на что, строятся довольно активно. Например, самая лучшая в Крыму пятизвездочная гостиница «Ореанда», которая, несмотря на высокие цены, пользуется большим спросом. Недавно компания «САМ» выкупила гостиницу «Ялта» на 2,5 тыс. мест, где вскоре начнется реконструкция. В курортных зонах появилось много частных гостиниц, и это хороший признак. Однако нам не хватает другого — например, как подсчитали специалисты, нужно построить около 18 — 20 тысяч маленьких частных гостиниц на 10 — 15 человек вдоль автомобильных дорог. Также назрела необходимость упорядочить деятельность частных баз размещения. Потому что в Крыму жилище вам предложат везде, а налоги от этих «частных предпринимателей» не идут.
— Вы вспоминали о том, что фирмы-бабочки, к сожалению, являются реалией. Есть ли возможность воздействовать на уменьшение их количества?
— Во-первых, это лицензия, которая выдается по заявочному принципу. Ее несложно получить, сложнее выполнять поставленные в правилах требования — только по Киеву в прошлом году мы отобрали 100 лицензий.
— Можете ли вы брать на себя ответственность формировать рейтинг турфирм, которым могут доверять как украинцы, так и иностранцы?
— Мы это делаем постоянно — через Всеукраинское объединение организаций туристической сферы «Укрсоюзтур». Мы не хотим влиять и давать оценку на уровне государства (т.е. через турадминистрацию), а через общественную организацию свое мнение высказывать имеем право. Рейтинговая кампания проходит и в рамках ежегодного конкурса «Кришталевий лелека». Также в наши планы входит введение акции «Приглашает Украина». Нечто подобное в свое время было сделано в Южной Корее — на уровне руководства страны и всех министерств и ведомств решался вопрос, как пригласить на отдых к ним. Этот опыт чрезвычайно позитивный. Я думаю, что нам тоже стоит сделать подобный шаг. Кроме этого, мы подготовили инициативу о введении своеобразного «знака качества», который будет присуждаться гостинице, региону или ведомству, качественно работающие в этой отрасли.
— А может, это могло бы быть, например, под патронатом серии «Мишлен»? Есть мировые примеры, почему обязательно надо выбирать поддержку бюрократических структур?
— Не забывайте о том, что и этот рейтинг можно купить. Главная наша цель — привлечь внимание к сфере, чтобы люди, которые работают в этой отрасли, ощущали моральную поддержку и то, что их работа замечается государством.
Недавно мы познакомились с владельцами из Донецка, которые раньше занимались углем и металлом, а сейчас имеют собственную гостиницу и хотят построить целую цепочку подобных заведений. Я специально возил руководителя этой компании, чтобы показать ему некоторые привлекательные места, и он уже определился, где собирается строить. Это пример того, что собственный инвестор уже пришел; нам осталось его заинтересовать, создав соответствующий режим, который содействовал бы вкладыванию ими денег.
ТУРИСТИЧЕСКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ — В МАССЫ!
— Почему всегда для того, чтобы что-то наладить, нужно искать поддержку на наивысшем уровне? Не потому ли, что работа системы в целом постоянно дает «сбой»?
— В Украине на сегодняшний день насчитывается более чем 3,5 тысячи заведений размещения — гостиниц и санаторно-курортных заведений. И наши 620 тысяч «коек» — это, в принципе, очень серьезный потенциал, который зачисляет нашу страну в ранг государства, в котором, как говорится, есть, где переночевать. Однако существует очень серьезное «но»: 95 процентов этого комплекса требует реконструкции. И в существующей нормативно-правовой базе это невозможно будет сделать ни в ближайшие 5, ни в 10 лет. Дело в том, что туристический продукт так же стратифицирован, как и любой другой — можно купить костюм за 100 гривен, а можно и за 1,5 тыс. долларов. Рынок для дорогих услуг уже сформирован, однако для улучшения инфраструктуры массового туризма мы не можем в нынешних условиях сделать ничего. Необходимо объявить «налоговые каникулы», специальный инвестиционный режим, который бы хотя бы на три года освободил от всех налогов любую деятельность, связанную со строительством или реконструкцией гостиниц. Почему именно специальный режим? Потому что в каждой местности нужно отдельно рассчитывать: сколько здесь нужно, например, заведений наивысшей степени и сколько — двухзвездочных гостиниц. Яркий пример — столица и прилегающие территории. Массовый турист не остановится в «Премьер-палас» или в гостинице «Днепр», поскольку они не по карману среднему украинцу — гостиницы ориентированы на бизнесменов, дипломатов. Очевидно, в городе или пригородах необходимо развивать сеть дешевых гостиниц, стимулировать их обновление — а значит, и улучшение качества услуги — за счет льготного режима. Кстати, под Киевом, в Ирпене, через пару недель откроется «Адмирал-клуб» с довольно демократическими ценами, номер в котором будет уже доступен так называемому среднему классу.
— Обычно все эти наши исключения и льготы приводят к полномасштабной коррупции на всех уровнях. И не лучше ли лоббировать общие либеральные правила игры, чтобы сделать прозрачную систему?
— Общие правила игры вообще касаются всей экономики... Мы сейчас выходим из того, что туризм — это огромный массив, который нужно реконструировать, не имея адекватного рынка. Фактически, сегодня гостиницы загружены на четверть. И это средняя цифра — 80 — 100-процентную заполненность имеют элитные гостиницы, а в некоторых регионах загруженность учебных заведений с низшей «звездочностью» может не превышать 11%.
— Лоббирование депутатами интересов отрасли может привести к определенному «смягчению»?
— Я понимаю ваши опасения относительно злоупотреблений льготами. Мы выступаем не за «тепличные условия» для отрасли, а за цивилизованный подход, как это происходит во всем мире. В свое время, в соответствии с государственным документом, пришла рекомендация установить гостиничный сбор на уровне 20%. Все местные органы власти приняли это как «руководство к действию» и сделали все по максимуму. И поэтому сейчас невыгодно развивать и содержать гостиничное хозяйство в связи с налогами. Речь же не о тотальных льготах: установите всемирные правила игры — и тогда никто не будет задавать нам вопрос, почему такие дорогие номера в отечественных заведениях размещения. Яркий пример — Тунис. Где руководство, понимая, что эти гостиницы никто у них не заберет и что, в конечном результате, это будет работать на государство, освободили желающих развить этот бизнес от налогов на землю на 10 лет и от других налогов на первые 3 — 5 лет, чтобы «раскрутиться». После того как система заработала, льготы упразднили, и инфраструктура начала развиваться по общим для всех правилам. То есть в стране должна произойти революция, которую я предлагаю начать с туристического бизнеса.
— Вы упоминали о крымском частном секторе. Налоговая администрация также подтверждает тот факт, что значительная часть «туристических» денег — ни много ни мало 5,5 млрд. гривен — вращается «в тени». Каким образом, по вашему мнению, можно решить эту проблему?
— Выход может быть один — через упорядочение, учет и выработку четких норм деятельности баз размещения. На данный момент безопасность туристов, которые проживают в частном секторе, не учтена. Сегодня на вокзале вам предложат переночевать в той или иной квартире — конечно, цены там на порядок ниже гостиничных, но никто не гарантирует человеку соответствующие условия. Турадминистрация должна контролировать их деятельность — как это делается, например, в Греции. Надо на районном уровне создать вертикаль, структуры, отвечающие за развитие туристической сферы.
Мы сейчас возобновили лицензии даже на экскурсионную деятельность, и это не случайно. Это не бюрократическое покушение государственного учреждения под видом наведения порядка. В Испании имеют право проводить экскурсии только граждане этой страны. А у нас на Лычаковское кладбище приезжают группы с польским экскурсоводом. Это нарушение правил. Лицензирование — это безопасность и в политическом, и в моральном плане. В Канаде я встретил водителя, который имел лицензию на проведение экскурсии вместе с экскурсоводом, — каждый, кто имеет это право, носит специальную бляшку, по которой его можно узнать. В Лондоне цвет такой бляшки говорит о том, в каком районе гид может проводить экскурсию. Таков порядок — ради безопасности туристов. У нас раньше любой гражданин мог создать экскурсионное бюро, вешать, буквально, «лапшу на уши». А сколько случаев, когда горе-экскурсоводы водили в горы — люди погибали, и за это никто не отвечал. Верховная Рада считала, что это ненужно, но мы ее убедили, что необходимо обеспечить политическую и физическую безопасность людей.
ЗЕЛЕНОМУ ТУРИЗМУ — ЗЕЛЕНУЮ УЛИЦУ
— Когда к нам приезжают иностранные гости, где проходят самые привлекательные туристические маршруты, и какие регионы не охвачены туризмом вообще? Серьезно ли заинтересована местная власть в развитии туризма?
— Конечно, это в первую очередь Киев, Карпатский и Крымский регионы. Далее идет Херсон, Одесса, Днепропетровск, Запорожье, Харьков. Согласно Указу Президента создана программа «Намисто Славутича», есть даже одноименная общественная организация, рекламирующая этот маршрут. Недавно мы разработали рекламную продукцию, пропагандирующую сельский зеленый туризм — например, на пути из Львова в Киев описаны села, где можно остановиться, какие объекты можно там увидеть, указаны расценки. Представляете, за «смешные» деньги (от пяти гривен в сутки) пожить в селе — на лоне природы, без грохота автотранспорта, без мобильного телефона! Более того, можно, например, помочь сельчанам собрать урожай и компенсировать свои расходы на отдых.
— И в самом деле, это не шутка, потому что для большого количества людей, которые приезжают из индустриальных стран, насыщенных информационной инфраструктурой, это миллионерский отдых. Мы просто смотрим искривленным взглядом на все эти вещи…
— В Австрии, Италии и многих других странах именно этот вид туризма сейчас развивается активнее всего. Он дешевый, интересный и… настоящий.
Но давайте вернемся к регионам, где развитие этой инфраструктуры оставляет желать лучшего. Одной из наиболее проблемных, к сожалению, является Полтавская область — кроме Сорочинской ярмарки пока что здесь нечем привлечь внимание, сплошные белые пятна. И это в регионе, исторически-культурное наследство которого — одно из самых богатых…
Я все-таки закончу с вопросом о туристических «белых пятнах» в Украине. К сожалению, это Кировоградская и Николаевская области. Херсонская область уже сделала прорыв: в органы местной власти пришли люди, которые заботятся об этом — не только об Аскании-Новой, но и вообще о развитии отрасли. К сожалению, нельзя сказать в позитивном плане о Винницкой и Житомирской областях. Последняя пользуется Киевом, а своя туристическая сфера остается без внимания власть имущих и общественности. По большому счету, у нас не так уж и много регионов, которые активно развивали бы туризм. Однако приятно, что сегодня уже появляется совсем другое понимание, например, в западном регионе. Заместители глав администраций серьезно занимаются туристической сферой в Черновцах и на Закарпатье, во Львове, на Ивано-Франковщине. Там понимают, что это — дополнительные рабочие места, подъем экономики и, конечно, имидж. Но нужно исходить из того, что страна у нас одна на всех — невозможно в одном регионе это развивать, а в другом — нет. Мне было приятно, когда во время недавней «горячей линии» в Кабмине задали вопрос ровенчане: как объединить усилия и показать возможности региона — Почаевскую лавру, казацкие могилы, Дубно. Они просили нас приехать и помочь. На днях состоялась конференция по сельскому зеленому туризму в Закарпатье — при поддержке главы области. Говорили и с губернатором Львовщины, где непочатый край работы и есть желание. Львов вообще должен стать Меккой, не нужно забывать, что он внесен в список памятников истории и культуры ЮНЕСКО.
В этом году празднуется 1000 летие Хотинской крепости наБуковине, и уже полным ходом идет ее реконструкция. И так везде по Украине, «подтягивают» понемногу. Белгород-Днестровский, старейший город в Украине, которому 2,5 тысячи лет, — с его территорией пересекался Южный шелковый путь. Я перечисляю все эти города, чтобы показать наши возможности. О которых мы должны больше говорить и которые следует рекламировать. Реклама — это очень серьезный вопрос, которому, к сожалению, совсем не уделяется внимание со стороны государства. Мой коллега, министр туризма Турции, гордился тем, что из государственного бюджета его страны выделяется на это 65 млн. долларов. Великобритания 80 млн. фунтов стерлингов дает на рекламу — даже тех городов, которые и без того известны. Но они говорят: «Господин Цибух, имейте в виду, что мы деньги в песок не зарываем». Согласно их подсчетам, каждый фунт, который вкладывается в рекламу, «притягивает» 20 фунтов с новыми приезжими. Это выгодный бизнес. Поэтому мы и призываем, несмотря на трудности, показать, что мы имеем.
— Кажется, нам следует в общей идеологии туризма «расписать» обязательную сферу посещения — очертить места, где украинская идентичность раскрывается максимально хорошо. Опишня, Решетиловка? Что там есть? Способны ли они доказать то, что мы заботимся о «своем»? Если, например, говорить о том, что можно взять отсюда на память: наша идентичность на данный момент сохраняется в трех-четырех мастерских. Где, слава Богу, еще остались старые люди, которые это любят, делают и продают. А магазин «Украинский сувенир» в Киеве? Такого позора нет нигде в мире: все убогое, запущенное, с дешевыми деревянными булавами и русским языком внутри.
— Это тоже наша проблема и забота. Кроме западных областей, народными промыслами почти никто не занимается, а в рыночных условиях этого нельзя не учитывать.
«МАШИНЕ С ИНОСТРАННЫМИ НОМЕРАМИ КЛАНЯЮТСЯ...»
— С другого стороны, за этим следует другая проблема: иногда боишься привлекать внимание наших должностных лиц к некоторым вещам. Потому что иногда «вклинятся» и сделают такое, чтобы лучше бы мы этого совсем не трогали, а оно где-то там теплилось бы само по себе. Последний пример — угроза Софии Киевской из-за строительства рядом с ней фитнесс- центра и гостиницы. Мы можем сделать либеральную революцию в туристической отрасли, но к нам приедут смотреть на обломки того наследства, которое мы уничтожаем. Того, которое не успела уничтожить советская власть и даже фашистская оккупация. И главная причина этого — то, что общественность не имеет возможности влиять на обсуждение судьбоносных вопросов.
— Но ведь не забывайте о воспроизведенном Михайловском соборе и о памятнике княгине Ольге.
— То, что сделано наскоро, штампуется как блины, согласитесь, не идет ни в какое сравнение с той же Софией, которая стоит с ХI столетия.
— Есть закон о сохранении культурного наследства. Но для того, чтобы законы срабатывали, нужна соответствующая реакция соответствующих органов.
— Даже в столице не так много мест, куда можно повести людей со вкусом. Вас это удовлетворяет?
— Ни в коем случае, это действительно проблема. Вернуться хотя бы к тому, о чем я уже говорил, — к отсутствию сервиса на автодорогах. Кроме действительно классных заправок, сейчас там можно увидеть разве что пару сомнительных забегаловок с соответствующими непритязательными названиями. Мы уже предложили ведущим владельцам заправок — «Лукойлу», «ТНК» собраться и вместе обследовать эти дороги, построить сервисные центры, чтобы не было на дорогах банального «девочки налево — мальчики направо». С полным спектром услуг, в том числе и информационных — о том, что на N-ом километре тебя снова ожидают, и ты можешь планировать свое путешествие. Сегодня во многих странах мира, тем более после 11 сентября, 80% граждан путешествует на автомобилях. А наша страна ограничивается тем, что немножко подлатала дороги. В Украине самый высокий коэффициент транзитности в Европе, и мы должны этим пользоваться. Из девяти важнейших транспортных коридоров Европы через Украину проходят четыре — 9-й транспортный из Хельсинки, пролегающий через 9 стран, третий — из Берлина, через Польшу в Россию, пятый — из Лиссабона, через Карпатский перевал в Россию. И все эти платные дороги не могут жить без инфраструктуры.
Мы подготовили новую программу обустройства туристической инфраструктуры на транспортных магистралях. Она предусматривает финансирование строительства придорожных гостиниц на уровне немногим более четырех процентов, остальное — за счет внешних и внутренних инвестиций Опять повторюсь — после 11 сентября иностранцы почувствовали большое внимание к нашей стране, особенно к ее Черноморскому региону. И даже ближайшие соседи все больше нами интересуются — раньше к нам проезжало 1,5 млн. россиян, а в прошлому этот поток увеличился уже вдвое. И поэтому нам нужно создавать соответствующие условия, ведь много стран за счет туризма живут и кормятся. Машине с иностранными номерами кланяются за то, что она приехала, а не останавливают для проверок.
— Перспективы, бесспорно, привлекательные, но кажется, что тот же Крым сейчас имеет далеко не товарный вид. Это одна большая помойка, без дефиниций, — то ли это пригород, то ли центральная площадь города, то ли территория музея. Как можно строить грандиозные планы, не наведя перед этим порядок в своем доме?
— Я вас понимаю, однако это вопрос не одного дня, его решение — в повышении уровня культуры и ответственности за свое. Но нельзя не замечать того, что Крым постепенно, но меняется к лучшему, особенно по сравнению с Крымом пяти- или десятилетней давности. И уже есть места, где можно отдыхать с комфортом. Кстати, это не только наша проблема, не случайно Всемирной туристической организацией принимается глобальный этический кодекс туриста. Потому что любой турист оставляет о себе много неприятных воспоминаний и добавляет работы местным властям. С Говерлы ежегодно вывозят тонны мусора.
— Вы говорили о перспективности частного предпринимательства в сфере туризма. Готовы ли наши люди к этому?
— У меня есть пример, как семья из Львова купила дом в горном селе, инвестировала около 5 тысяч долларов в его реконструкцию и начала принимать гостей. Сначала сельчане их не восприняли. Но отношение со временем изменилось, и уже три или четыре восстановленных усадьбы там занимаются тем же бизнесом. Хотя, бесспорно, до массового изменения сознания нам еще далеко...
— Как вы думаете, сколько времени потребуется для того, чтобы поднять наш уровень сервиса массового туризма до среднеевропейского стандарта?
— Президент поставил планку: до 2010 сформировать массовый туристический продукт. Надо достичь такого уровня, чтобы внутренний рынок давал 50 — 60% оборота отрасли.
Нам выделено около миллиона гривен на этот год для поддержки СМИ туристического направления и на рекламу. Этого, правда, маловато. К тому же, эти средства запланированы по графику на декабрь — и еще неизвестно, поступят ли они вовремя. Мы запланировали создать большой телевизионный цикл просветительских программ. Кстати, вашей газете хотим предложить сотрудничество — например, на базе вашей страницы «Украина Инкогнита» можно создать своеобразный путеводитель и давать материалы о выдающихся исторических местах.
Кстати, Всемирная туристическая организация считает, что Украина даже более перспективна в плане туризма, чем Россия. Сегодня, несмотря на то, что государство вкладывает в эту сферу копейки, смежные с туризмом услуги дают 10 процентов ВВП, а чисто туристические услуги — 1,5. Это 21 млрд. гривен. Отрасль могла бы давать в три раза больше, и когда кто-то считает, что оперируем нереальными цифрами, требуя увеличения ассигнований из бюджета, можем ему возразить: это подсчитано по мировыми стандартами.
— Кто к нам в основном едет?
— Беларусь, Россия, Молдова, Польша, Венгрия, Германия, Израиль, США, Словакия. Если бы все было так плохо в нашем доме, то потоки туристов не увеличивались бы.
— И все же, на кого должны «делать ставку»: на внутреннего или на иностранного туриста? Не приведет ли ориентация на последнее к тому, что будем иметь огромное количество элитных гостиниц, а сами — будем кланяться иностранцам в пояс и собирать бутылки из-под «Кока-колы»?
— Мы делаем равные акценты на развитие и въездного, и внутреннего туризма. Конкретный пример: если раньше только небольшая часть тех же россиян отдыхала в Крыму, то теперь они составляют половину всех отдыхающих. Все показатели сейчас в пользу въездного туризма. Но я уже называл размер прибыли, которую приносит этот вид деятельности, — напомню, что он может быть в несколько раз большим. «Туристические» деньги присутствуют в «смете» всех сфер экономики. Этот уникальный бизнес насыщает деньгами не одну страну. Уверяю вас, что от развития туризма все будут в выигрыше. Следует только дать развитию данного направления цивилизованный толчок.