Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как предотвратить фальсификацию выборов президента Украины

28 августа, 1999 - 00:00

Именно о традициях я и хочу кое-что напомнить читателям. Помните, какие хорошие традиции существовали на выборах в бывшем СССР всего десять лет тому назад? Как ни выборы — то участие в голосовании почти повсеместно брали 99,8 — 99,9 процента избирателей. И избранники не жаловались на то, что за них мало людей проголосовало. Я хорошо помню, как такие результаты обеспечивались, поскольку и сам бывал среди тех обеспечителей. Схема приблизительно была следующей.

В день голосования, ежечасно отслеживая количество граждан, которые уже проголосовали, по так называемой «шахматке», председатель участковой комиссии где-то во втором часу дня задумчиво качал головой. Это означало, что поток избирателей на участке практически приостановился, а в голосовании приняли участие всего 60— 70 % граждан. По данным агитаторов, 4—5 % избирателей и не могли прийти на избирательный участок — это ветераны партии, инвалиды войны и труда, больные и некоторые другие. К ним срочно направлялись члены избирательной комиссии с урной, и они голосовали дома.

Перед закрытием же голосования остаток бюллетеней (25 — 30%) просто бросали в урны, за исключением одного-двух бюллетеней на 1000 избирателей. Это потом давало возможность объяснить «отказнику», что именно он и не голосовал.

К сожалению, в независимой Украине удельный вес активных избирателей, которые в любом случае придут на избирательный участок, по сравнению с советским временем, почти не изменился. Об этом свидетельствуют как результаты уже проведенных выборов, так и прогнозы социологов на октябрь 1999 года. Всего из 37 млн. избирателей при избрании президента Украины в голосовании примут участие 27— 28 млн., а 9—10 млн. граждан, или же 25—27 %, выборы просто проигнорируют.

Потенциальные (чистые) бюллетени в количестве пусть не 10 млн., а 5-7 млн. (а это почти половина нужных голосов) могут стать тем решающим резервом для победы на выборах. Объективно все претенденты на пост президента Украины, за исключением самого Президента, заинтересованы в честных выборах, ибо никто из них не сможет создать условия для фальсификации. Ничейные голоса избирателей могут достаться только одному из претендентов — действующему Президенту господину Кучме, за которым стоят властные структуры и дальнейшая судьба которых зависит от результатов выборов.

С учетом приведенной практики проведения выборов в советское время призыв вышеупомянутого автора статьи господина Зайцева «перекреститься и положиться на волю избирателей» выглядит, по меньшей мере, провокационным. Действующая власть и ее приспешники хотят так завуалировать ситуацию с выборами президента, чтобы в созданных сумерках любой ценой протащить господина Кучму на повторный срок его полномочий. Однако очевидно, что без фальсификаций с выборами победы им не достичь.

В этой ситуации мудрая народная поговорка «на бога надейся, а сам не плошай» побуждает всех, кому небезразлична судьба Украины, к решительным действиям по недопущению фальсификации выборов. Некоторые претенденты на пост президента говорят о необходимости напечатать бюллетени на фабрике Госзнака с надежной степенью защиты, это является необходимым, но недостаточным условием для недопущения фальсификаций. Ничейные бюллетени с крестиком против нужной фамилии, все равно с какой степенью защиты, могут попасть в урны. Полный противовес действующей власти в этом вопросе реально может обеспечить только Верховная Рада, приняв дополнение к Закону «О выборах Президента Украины».

В этот избирательный закон целесообразно ввести следующие положения: фиксацию времени выдачи бюллетеней избирателям; официальную ежечасную отчетность участковых избирательных комиссий о количестве проголосовавших граждан и срочную передачу этих данных в вышестоящие избирательные комиссии; доступ к информации представителям избирательных штабов претендентов на пост президента с целью их оперативного вмешательства в ситуацию в случае, если увеличение числа избирателей будет вызывать подозрение; уголовную ответственность должностных лиц избирательных комиссий за предоставление фальсифицированной информации. Очень важным моментом может стать положение о том, что официальную информацию об итогах выборов Центризбирком представит не раньше чем через месяц после голосования при наличии согласия на это Верховного суда Украины.

В предложенных дополнениях к Закону «О выборах Президента Украины» не содержится никаких ограничений относительно волеизъявления самих избирателей. Все эти положения направлены только на усовершенствование работы технических служб Центризбиркома и его органов на местах. Поэтому такой подход не даст возможности действующей власти их блокировать.

Роман БИБА, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ