Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как «продать» Президента?

29 мая, 1999 - 00:00

Проблему преимущественно негативного отношения народа к происходящим реформам можно объяснить, если исходить из модели Л.Гордона о существовании «двух типов» капитализма: «архаического» и «народного». Для архаического капитализма характерны самые короткие пути к обогащению: криминальная деятельность, коррупция чиновников, клановость властных структур, торговля сырьем. Архаичный капитализм ни в одной стране мира не создал эффективной экономики. Пример: Индия после получения независимости: страна с богатейшими ресурсами и трудолюбивым населением переживала жесточайший кризис. Быстро обогатившись, «новые индусы», как правило, эмигрировали в развитые страны, где открывали свое дело. Восстанавливали же промышленность и реорганизовывали управление уже совсем другие люди. Очевидно, что ориентация высших эшелонов власти на модель «архаичного капитализма» позволяет объяснить причины возникновения кризиса.

Таким образом, имидж кандидата в президенты обязательно должен включать в себя черты «сильной личности». Избиратели будут ожидать победы того кандидата, который убедит в том, что сможет защитить их от коррупции, произвола, насилия. Основной аргумент: ужесточение порядка — временная мера для спасения Украины!

Ориентировочные прогнозы относительно популярности того или иного типа имиджа в Украине позволяют сделать думские выборы в России. Для них было характерно уменьшение численности депутатов с имиджем «Романтик перестройки», «Борец с тоталитарной системой», «Директор» — с одной стороны и увеличение количества депутатов с имиджем «Аппаратчик», «Хозяин», «Спаситель Отечества» — с другой стороны. С точки зрения электората, для большинства носителей имиджа «Романтик перестройки» оказалось характерным неумение реализовать на практике свои теоретические концепции. «Борцы с тоталитарной системой» ориентированы на «жизнь в прошлом», подчеркивая свои прошлые заслуги высказываниями типа: «Я двенадцать лет отсидел в тюрьме» как оправдание сегодняшнего неумения действовать конструктивно. Главная причина, из-за которой многим «Директорам» отказывали в доверии избиратели, — их неумение перейти от масштабов завода к общегосударственным интересам.

Дрейф приоритетов в сознании украинского электората (от демократии к наведению порядка, от ожидания реформ к стабильности экономики) неминуемо приведет к доминированию у «Президента-99» элементов имиджа «Хозяин» и «Аппаратчик». В сложившейся ситуации для носителей имиджа «Хозяин» будут характерными такие признаки: реалист, знает, умеет, делает, что и доказал своей карьерой; критикует власть за то, что нынешнее первоначальное накопление капитала не является продуктивным, а есть всего лишь перераспределение общественной собственности в интересах немногих. В качестве элементов имиджа «Аппаратчик» возможны: подчеркивание преемственности между прошлым и будущим в своей позиции; критика властных структур за то, что они разрушили или «прихватизировали» те компоненты прежней государственной системы (медицина, образование, право на отдых, социальные гарантии), которые следовало бы сохранить и использовать в интересах независимой Украины.

Учитывая скомпрометированность в общественном мнении носителей имиджа «Хозяин», «нераскрученность» в электронных СМИ носителей имиджа «Отец народа» (российский пример: Е.Примаков), «Спаситель Отечества» (пример: А.Лебедь) и ностальгические ожидания маргинализированной части населения Украины, можно предполагать, что основная борьба за пост президента развернется между кандидатами, ориентированными на различные модификации имиджа «Аппаратчик».

Валерий ЗЛИВКОВ, кандидат психологических наук, эксперт Центра политических и информационных технологий «Демократія і розвиток»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ