Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Калиновка: год после трагедии

С какими вызовами столкнулись жители пострадавших сел и к каким выводам пришли
24 сентября, 2018 - 19:05

Ту ночь взрывов, с 26 на 27 сентября 2017 года, жители Калиновки и окрестных сел не забудут никогда. Около 21 часа в ночном небе появилось огненное зарево, которое сопровождалось сильными звуками взрывов и клубами дыма. Местные сразу поняли: горят артиллерийские склады, где хранится свыше 80 тонн боеприпасов, в частности самые мощные ракеты РСЗВ «Смерч», «Ураган» и «Град». Началась паника... Люди прятались в погреба, искали, чем эвакуироваться, звонили родным и близким. «Кипели» и социальные сети от поиска «предательства» и отдельные пользователи наперегонки словесно искали виновных в загорании и людской беде. Активисты даже взялись измерять радиационный фон в Виннице. К счастью, появились небезразличные рациональные винничане, которые не только успевали скоординировать работу между собой, но и пытались погасить «загорание» в сети, которое «взрывалось» все сильнее. И, очевидно, радовало тех, кто сыграл в этой диверсии (именно к этой версии до сих пор склоняются ведомственные структуры) главную скрипку.

«Мы до сих пор не знаем, что случилось в ту ночь. Прошел год, а военная прокуратура так и не завершила расследование. Объем собранных материалов в уголовном производстве по факту диверсии составляет более полусотни томов, и подозрение в совершении преступления никому не выдвигают. Очевидно, не все так просто», — допускает сельский голова Павловки Виктор КОСОБУЦКИЙ. За ночь, когда звучали взрывы, он вместе с товарищем на своей машине вывез по меньшей мере 250 павловчан. А когда на утро увидел, что осталось от его села, — ужаснулся, потому что Павловка больше всего пострадала от взрывов.

ИЗ ПОЛУТОРЫ ТЫСЯЧИ ДОМОВ УЦЕЛЕЛИ ТРИ СОТНИ

«В целом в результате пожара на калиновском арсенале, произошедшем 26 сентября 2017 года, пострадало почти 4,5 тысячи домов. Наибольший ущерб в результате чрезвычайной ситуации был нанесен Павловке, где пострадало 1105 дворов из 1482 существующих, то есть 90%. Больше всего были повреждены кровли, выбиты окна и двери, обсыпался (а в некоторых домах даже упал) потолок. Строительные материалы свозили отовсюду — шифер, доски, стекло. Кто побогаче, ремонтировал своими средствами и хранил чеки для последующего возмещения, кто победнее — подлатали и так и перезимовали, — продолжает сельский голова. — Из-за того, что взрывы произошли в ночь с 26 на 27 сентября, времени на то, чтобы провести все обследования и завершить строительно-ремонтные работы, не хватило. А бюджетные средства имеют такое свойство, что 31 декабря заканчивается бюджетный год и они возвращаются в государственный бюджет. Поэтому из выделенных из Госфонда 100 млн гривен удалось освоить всего 30. Вместе с тем удалось снять основные вопросы: отремонтировать крыши (шифер привозили «горячим» с заводов), купить окна и жилье для пострадавших. Только на нашу сельраду было выделено 3 миллиона 40 тысяч гривен, которые были потрачены на покупку шести домов вместо разрушенных. Должен был быть седьмой дом, но владелец решил взять деньги на ремонт, а не покупать другое жилье».

КАЛИНОВКА. СЕНТЯБРЬ 2018 г.

«НЕ БЫЛО БЫ СЧАСТЬЯ, ДА НЕСЧАСТЬЕ ПОМОГЛО»

Одной из семей, которым на государственные средства приобрели дом, стала семья Игоря и Ольги Ковальчук. До трагедии они жилы в старом глиняном доме, после взрывов он «дышал на ладан», вспоминает владелец. Страшно было заходить, потому что потолок мог упасть в любой момент. Детей отправили к родителям, а сами начали устанавливать опоры, чтобы дом не рухнул.

«Тогда я еще не думал, что нам предложат новый дом. А теперь выходит, что не было бы счастья, да несчастье помогло. За государственные средства нам купили новый дом, на четыре комнаты. Сейчас заканчиваем там ремонт, проводим воду, на Новый год планируем новоселье. А пока ютимся все вместе у родителей. Как говорят, в тесноте, да не в обиде, — говорит Игорь. — Хорошо, что в этом году людям начали немного возвращать деньги. В прошлом году не все успели отремонтировать свои дома. Возмущались, потому что на ремонты тратили свои средства, а это не тысяча и не две. Есть и такие, кто ничего не делал, потому что не за что. Так и зимовали. Теперь, получив поддержку, начали ремонтировать дома».

«ЧЕРЕЗ 10 ДНЕЙ УЧЕНИКИ ВЕРНУЛИСЬ ЗА ПАРТЫ»

За средства государственного бюджета отремонтировали и все объекты социальной сферы: амбулаторию, детсад, дом культуры и школу, которая оказалась в эпицентре поражения. Благодаря усилиям учителей, родителей и волонтеров школа возобновила работу через 10 дней после трагедии. За менее чем две недели в школе успели отремонтировать разбитую крышу, выбитые окна и осыпавшиеся стены. Директор школы села Павловка Татьяна ШИМАНСКАЯ говорит, что в 2017 году для 400 учеников Павловской школы первый звонок звучал дважды.

«Мы в октябре планировали открывать новый спортзал, который строили два года. В понедельник, накануне трагедии, покрасили две классных комнаты, которые также размещены в этой части здания, убрали в спортзале. Родители и учителя работали допоздна. А 26 сентября — все рухнуло. Повреждения были колоссальные. Руки дрожали от увиденного, — делится воспоминаниями директор. — Когда ликвидировали последствия, было отремонтировано 1000 квадратных метров потолка, заменено 61 окно, а 20 — отремонтировано, фрагментарно заменен шифер и установлены новые двери. Строительные работы проводили специалисты. Учителя, родители, дети помогали, чтобы ускорить процесс. Помните компьютерный класс, где потолок упал? Дети всю технику в порядок привели, пылесосили, вытирали, продували фенами. И через 10 дней ученики вернулись за парты. Радовались, что уберегли школу. Не знаю, стечение ли это обстоятельств, но ситуация повлияла и на учебный процесс. В результате 19 наших выпускников успешно сдали ВНО. Школа заняла 4-ое место среди образовательных заведений области».

«ХОДЯТ ПО ВТОРОМУ И ТРЕТЬЕМУ КРУГУ»

Депутаты Винницкой облрады летом этого года приняли решение о выделении из областного бюджета 5 млн грн на осуществление компенсационных выплат местным жителям, которые за свои средства восстанавливали дома, поврежденные взрывами на арсенале в сентябре 2017 года. И эти средства были освоены в полном объеме. Каждый житель, который устранил за свои средства повреждение своего жилища, может получить средства через банковские карточки, или почтовое отделение. Но нашлись смельчаки, которые решили «под шумок» устранить не только повреждения, но и полностью перекрыть или отремонтировать дом. Поэтому на прошлой неделе Калиновска районная комиссии по техногенно-экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям приостановила выплату возмещений по чекам. Теперь каждое дело будут рассматривать коллегиально, сообщил первый заместитель главы Калиновской РГА Юрий СЛАБЧУК.

«На начало выплат в районе оставалось 70 домов, которые в разной мере нуждались в ремонте. Часть из них люди восстанавливали самостоятельно, остальные с помощью подчиненных строительных организаций. Но до нового года завершить весь объем необходимых работ не успели. И деньги, выделенные из Государственного резервного фонда, вернулись назад. Поэтому у нас не было финансовой возможности продолжать эти ремонты, — рассказывает Слабчук. — Мы думали, что выделенные из областного и районного бюджетов средства позволят завершить эти работы. Но люди начали ходить по второму и третьему кругу. И из 70 домов стало 400. Это как лавина, люди приходят снова и снова, некоторые начинают манипулировать и обманывать: берут деньги на ремонт сарая, забора или на дома, который был разрушен еще до взрывов. Нам так никаких средств не хватит. Уже сейчас мы чувствуем дефицит в 1 миллион гривен. Поэтому по решению комиссии прием заявлений на возмещение приостановили».

«ВОТ И ВСЯ БЛАГОДАРНОСТЬ»

Юрий ПРИЧИШИН более суток гасил пожар на 48-ом арсенале. Он руководит бронебойной инженерной машиной разгораживания, которая в таких делах незаменима. Вспоминает, как вечером в тот день вернулся с дежурства, хорошо поужинал и вышел на улицу подышать свежим воздухом перед сном. Вдруг увидел над лесом яркий свет, который разгорался все сильнее. Он не раз принимал участие в тренировках по гашению пожара, хорошо знал все признаки. Позвал жену, оставил ей все «инструкции», а сам в машину и на арсенал.

«Старшая дочь уговаривала: «Папуля, не едь», но как можно было сидеть дома, когда беда, — говорит Юрий. — Оставил жену с тремя детьми в погребе и погнал. Страшно было не за себя, а за семью. Пожар усиливался, взрыв за взрывом, а связи с ними не было. Звонил соседям — просил, чтобы забрали. В 2 ночи их вывезли, а до той поры тревога не отпускала».

«Мы вернулись с детьми на следующий день, мужа дома еще не было, он только через двое суток вернулся. Спасал боеприпасы, военную часть, и что там — всех нас. Но за свою опасную работу получили лишь часы от премьера. Вот и вся благодарность, — присоединяется к разговору жена Юрия Екатерина. — Наш дом на первой линии от леса. После трагедии в него страшно было зайти — потолок упал, крыша, как решето, во дворе цемент потрескался, а пристроенная часть — «откололась». Мы были в шоке. А между тем односельчане уже стояли в очереди за шифером, балками, деньгами. Мы не шли. Взяли кредит на 40 тысяч, подлатали крышу. Потом получили от сельрады 70 листов шифера, лес необработанный, два окна и по чекам нам в прошлом году вернули 40 тысяч гривен, а в этом году по актам еще 38. А потратили уже до 200 тысяч гривен, потому что ремонт пришлось делать не только внешний, но и в каждой комнате. Сейчас осталось перекрыть дом и обновить фасад. Потихоньку сделаем, были бы мы и дети здоровы. Но больно из-за несправедливости — потому что отдельные люди «оторвали» по хорошей сумме, даже натяжные потолки в домах поделали».

«ГЛАВНОЕ, ЧТО ВСЕ ОБОШЛОСЬ БЕЗ ЖЕРТВ»

Наибольшую совокупную сумму в размере 200 тысяч гривен получила семья, чей дом подвергся самым сильным разрушениям, говорит сельский голова Виктор Кособуцкий. Он был на прямой линии с частью, и взрывная волна выбила окна, двери, снесла крышу, фактически осталась одна коробка. Комиссия провела техническое обследование, но аварийным его не признали.

«Только из-за того, что это новый дом, построенный из белого кирпича, он выстоял. Хозяева могли бы манипулировать и доказать его аварийность, получив средства на новый, но не стали, потому что добропорядочные. Таких не много.  Я думал, что люди после трагедии изменятся, поймут уроки и станут другими, но человеческая жадность, «жаба» не пропала. Были случаи, когда можно обойтись своими силами, сделать небольшой косметический ремонт, тот, который семьи делают ежегодно перед праздниками, — подкрашивают и белят, но даже на это люди брали чеки — пользовались случаем, — признает Виктор. — Из позитивного то, что наконец военный объект охраняется военными, а это более тысячи человек. Раньше там была частная охрана, дедам под 60 лет... Руководит частью опытный командир, его назначили через два месяца после события, и он справился с ситуацией. Территорию огородили, установили видеонаблюдение, продолжается инвентаризация. Главное, что все обошлось без жертв, — это позволяет жить без вины, спокойно».

...Калиновская трагедия стала третьим пожаром на складах с боеприпасами в 2017 году. В марте загорелись склады Балаклеи на Харьковщине. 22 сентября пожар охватил склады в селе Новоянисоль в Донецкой области. Через пять дней — чрезвычайная ситуация в Калиновке. И даже через год она оставляет больше вопросов, чем дает ответов.

КОММЕНТАРИЙ

Геннадий КАРПЮК, военный журналист, эксперт:

— Проблема военных арсеналов требует системного решения. Текущее состояние национальной экономики, приоритеты и вызовы, стоящие перед сектором безопасности и обороны, не позволяют говорить о том, что Украина способна одномоментно найти необходимый ресурс на быстрое обновление инфраструктуры, способной надежно и безопасно хранить эти 400 тысяч тонн боеприпасов к обычным вооружениям. По предварительным расчетами, для такой перестройки нужно найти приблизительно 10 миллиардов гривен.

Если говорить о практической плоскости решения проблемы ограждения военных складов и арсеналов, то государство предоставило возможность Министерству обороны Украины фактически начать здесь какую-то реальную деятельность только в 2018-м. До сих пор в этой области происходили лишь так называемые поддерживающие мероприятия.

В этом году началось строительство современных железобетонных хранилищ для боеприпасов в соответствии с разработанной целевой программой. Избраны объекты, где необходимо первоочередное вмешательство и начало строительных работ. Разработана надлежащая техническая документация, проведены тендерные процедуры, и в начале июня стартовали строительные работы. Речь идет о 15 абсолютно новых и современных углубленных (обсыпных) хранилищах на трех арсеналах. Ничего подобного за всю историю украинской независимости наше войско не делало. Понятно, что эта работа будет продолжаться годами, ведь в 2018-м строители должны освоить на упомянутых объектах почти 500 млн гривен при значительно большей потребности. Но даже такой показатель для Украины является рекордным. Следует особо отметить, что сейчас претворяется в жизнь совсем новая философия и технологические подходы к обеспечению безопасности боеприпасов, отвечающих лучшим мировым, в частности НАТОвским, образцам. Новые арсеналы фактически по сути являются своеобразными спасательными капсулами для снарядов, ракет и другого опасного военного имущества принимая во внимание тот факт, что значительная его часть до сих пор хранилась под открытым небом и была уязвимой к неблагоприятным факторам, не говоря о возможном применении врагом средств огневого поражения. 

Ход строительства таких объектов находится на постоянном контроле министра обороны Степана Полторака, который периодически их инспектирует.

Самое главное преимущество новых хранилищ даже не в железобетонных «коконах», которые даже в случае чрезвычайного происшествия не будут давать разлетаться на большое расстояние боеприпасам, а именно в оборудовании современными автоматическими системами охраны, извещения и пожаротушения, которые сводят вероятность негативного влияния человеческого фактора почти к нулю.

Также после известных ЧП на складах проведена значительная работа по рассредоточению и систематизации боеприпасов для достижения максимального их укрытия в хранилищах и обустройства периметров технической территории арсеналов. Уже введена трехуровневая система охраны таких объектов. В штат военных частей введены дополнительные подразделения охраны и обороны. Для раннего выявления летательных аппаратов и отражения воздушной обстановки тактического уровня установлено специальное программное обеспечение «вираж-планшет», а с целью предотвращения проникновения на территории запрещенных зон БПЛА и других радиоуправляемых устройств, их оборудовали средствами радиоэлектронной борьбы.

Сейчас в отдельных военных частях создают многоуровневые охранные периметры, где на смену колючей проволоке устанавливают ограждения, изготовленные по современным технологиям. Они устойчивы к коррозии и обеспечивают надежную защиту от проникновения, ведь в комплексе здесь устанавливают системы персонализированного контроля доступа, видеонаблюдения и сигнализации.

Работа по строительству новых складов и дальнейшего улучшения технической укрепленности военных арсеналов будет продолжаться и в дальнейшем. Ее объемы в 2019-м обещают быть не меньшими, чем в текущем году. По крайней мере, об этом говорят показатели государственного бюджета Украины на следующий год. По бюджетной программе «Утилизация боеприпасов, жидкостных компонентов ракетного топлива, вооружения, военной техники и другого военного имущества, обеспечение живучести и взрывопожаробезопасности арсеналов, баз и складов Вооруженных Сил Украины» расходы предусмотрены в сумме более 534 млн гривен (общий фонд — 509,5 млн гривен, спецфонд — почти 25 млн гривен). Эти средства направят на меры по утилизации обычных видов боеприпасов, непригодных для дальнейшего использования и хранения, вооружения и военной техники, и на создание условий, гарантирующих безопасность населения и хозяйственных объектов в случае возникновения аварийных ситуаций на арсеналах, базах и складах вооружения, ракет и боеприпасов ВСУ. О финансировании строительства новых складов более точно можно будет говорить уже после принятия главной сметы страны.

Олеся ШУТКЕВИЧ, «День», Винничина, фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ