Каждый раз, когда стране предстоят очередные выборы, все политики наконец-то выезжают из Киева. Посещают различные учреждения во всех уголках государства, в том числе и многочисленные университеты. Острожская академия не является исключением. Скорее, наоборот, ее всегда посещают публичные лица, и университет стал местом некоего «паломничества». Почему? Наверное, из-за той специфической атмосферы интеллектуальности и духовности, которая господствует в стенах учебного заведения, ведь рейтингов такие встречи не приносят (их не транслируют на телевидении — основном производителе рейтингов), а заниматься в стенах университета обычным политиканством острожские студенты также не позволят.
Когда-то Евгений Марчук сказал, что именно в Острожской академии претенденты на высший пост в государстве должны сдавать своего рода «кандидатский минимум» — экзамен по истории, который будут транслировать по телевидению. Принимать экзамен будут преподаватели и студенты университета. Возможно, на этих выборах начнем? И пусть политики не очень это осознают, и не соблюдено условие трансляции на телевидении, но все же.
Недавно студенты Острожской академии встретились с лидером политической силы «Фронт перемен» Арсением Яценюком. Об этом политике сейчас говорят много разного. Кто-то критикует его за молодость, кто-то — за агрессивные выступления.
Я предлагаю отстраниться от замечаний и оценок и взглянуть на его идеи, о которых он рассказал студентам Острожской академии. Ведь встреча с этим политиком превратилась в интересную дискуссию, а не каждый осмелится перейти от запрограммированных форматов к живому разговору, который, между прочим, был настолько спонтанным и быстрым, что часто не удавалось зафиксировать имена и фамилии его участников.
ВОПРОСЫ И ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕФЛЕКСИИ ОТ АРСЕНИЯ ЯЦЕНЮКА
Арсений Яценюк: — Я хотел бы, чтобы мы с вами немного поразмыслили, какова Украина, каким является мир, и как нужно действовать Украине в рамках новой мировой модели, в рамках изменившегося мира. Какие выводы нам необходимо сделать и какие действия совершить? Хотел бы, чтобы мы с вами подискутировали о том, что вы вообще чувствуете, что думаете о мировом кризисе и его последствиях для экономики, политики и гуманитарного сектора, духовности и культуры. Также мне бы хотелось поговорить о том, какой вы видите будущую Украину. Для меня очень важна ваша личная позиция, ведь это вы будете строить нашу страну в будущем, эта огромная ответственность ляжет на ваши плечи. Для меня очень важно понять, могут ли сегодня эти люди в этом зале получить эту ответственность и нести этот крест. И это та дискуссия, которая должна проходить именно в университетах, а Острожская академия является университетом №1 в Украине. Какие вы! Давайте оценим, что произошло в мире. И начать я хотел бы сразу с дискуссии. Поэтому первый вопрос аудитории: что в мире произошло — экономический кризис, финансовый кризис или вообще геополитический кризис?
Студент Острожской академии:
— Конечно, все мы говорим о кризисе, но мне хотелось бы отметить, что, по моему мнению, кризис был искусственно создан. Однако вследствие этого Украина попала во внешнеэкономическую зависимость. И теперь за полученные за последний год займы с внешним долгом Украины будут рассчитываться еще наши дети и внуки.
2008 год был знаковым и для Украины, и для мира в целом, ведь он стал индикатором изменений в геополитической сфере. Произошедшие события засвидетельствовали новое разделение мира, перераспределение сфер влияния при молчаливом согласия западного политикума. И Украина как государство, которое нельзя, к сожалению, назвать сильным игроком на политической арене, также оказалась в определенной зоне воздействия. А следовательно, мы становимся зависимыми. Поэтому нужно как можно быстрее осознать это и начать действовать, чтобы не быть марионеткой в мировой игре.
— Если бы все наши политики мыслили так, как вы, мы имели бы совершенно другую страну. Были высказаны две мысли, я попытаюсь их лишь дополнить. После Второй мировой войны состоялось разделение мира — это стало ее основным следствием. Мы получили двуполярный мир: Запад и СССР. После падения Москвы мир стал однополярным, доминантой в нем были Соединенные Штаты. Что тогда не сделал Запад? Он не перестроился. Запад думал, что можно и дальше создавать общество потребления, дальше жить в системе координат, когда якобы еще есть сильный враг. Неизменение этой модели означало лишь одно — Запад активно продуцировал основную мировую валюту, активно выводил свои предприятия за пределы своих стран и формировал общество потребления. Потребительская политика закончилась мировым кризисом, в результате чего мировой гегемон США заявил, что перестает решать проблемы других стран и начинает решать свои внутренние проблемы. Украина также получила огромнейший внешний долг, и все эти средства ушли на рынок потребления: импортные продукты и финансирование иностранной экономики. Мы подумали, что мы — Соединенные Штаты. Но, к сожалению, гривна не является резервной валютой мира. Финансирование иностранной экономики и отсутствие развитого внутреннего рынка стало причиной экономического кризиса в Украине. Как вы считаете, что в этой ситуации делать Украине? Будет ли Украина членом Европейского Союза?
— Европейский Союз, как и США, может «закрыться» и сконцентрироваться на внутренних проблемах. В результате чего Украина останется в стороне, потому что Евросоюзу будет не до того, чтобы решать еще и наши проблемы.
— А нужно ли Украине членство в Евросоюзе?
— Для Украины это неважно, потому что Евросоюз не может помочь в разрешении наших важнейших внутренних проблем, которые и определяют, каким будет наше будущее, какой страной и нацией мы будем.
— Пока в Украине не произойдет консолидация элит, мы не будем нужны Евросоюзу. Однако членство в ЕС нам таки нужно, ведь в таком случае мы будем получать помощь от стран этого наднационального образования, например, в случае внешней агрессии, экономическую и социальную помощь. Однако стоит учесть, что в случае членства в ЕС и Украина (то есть та, к которой мы стремимся для получения этого членства) сможет предложить определенные позиции для Евросоюза.
— Украине необходима сбалансированная политика как на европейском, так и на российском направлении внешней политики. Ведь Россия является нашим важным экономическим партнёром. Мне сложно понять, почему мы постоянно ищем от кого-то зависимости. Если нас не принимают в Европейский Союз, мы должны развиваться самостоятельно, в первую очередь, внутренне, — ведь со странами ЕС, кроме общего членства, нас могут объединять прекрасные дела и партнерские отношения.
ОБ УПА, КОНФЛИКТАХ И РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ. ВОПРОСЫ К АРСЕНИЮ ЯЦЕНЮКУ ОТ СТУДЕНТОВ ОСТРОЖСКОЙ АКАДЕМИИ
Роман Коваль, студент факультета политико-информационного менеджмента:
— Арсений Петрович, вы говорите о сотрудничестве с Россией. Как вы относитесь к тому, что аналитики прогнозируют возможный военный конфликт между нашими странами? Если такая ситуация возможна, то что следует делать Украине?
— Такая ситуация возможна. Чем больше мы будем нарушать международное соглашение о дислокации Черноморского флота, тем вероятнее, что мы попадем в ловушку. У нас сегодня специально нагнетается ситуация, этой темой спекулируют политики. Мы же подписали международное соглашение, мы же страна, которая уважает международное право, а поэтому должны выполнять условия соглашения. Не может быть и речи о том, чтобы досрочно выгонять ЧФ из Крыма. Не может быть и речи о том, что Россия плохо читает это соглашение. Поэтому нельзя дать себя завести в ловушку. Как по мне, вероятность конфликта чрезвычайно низка, хотя эти выборы могут её добавить. И еще одно: маргиналов в Украине и России есть очень много, на них не нужно обращать внимания. Но для того, чтобы их было меньше, нам нужно предложить свою повестку дня в рамках общих для обеих стран политик. А тогда и посмотрим, откажется ли от них Россия. Слабость Украины внутри значит только одно — возможность для других стран использовать Украину в своих интересах. И россияне в этом ничем не отличаются от европейцев и американцев. Разница только в том, что европейцы и американцы улыбаются, а россияне — нет. Пора и нам меньше прогибаться под чужие интересы, а больше отстаивать собственные.
Леся Бендюк, студентка факультета политико-информационного менеджмента:
— Скоро будет 14 октября, День создания Украинской Повстанческой Армии. В обществе идёт дискуссия, стоит ли признавать УПА воюющей стороной. Каким является ваше мнение, касающееся этого вопроса?
— Оценка такого исторического феномена как УПА может быть только одна: у нас в 20-х годах ХХ века происходила гражданская война на востоке, и через 20 лет такая же война происходила на западе. Война за свою землю, хату, язык, имущество. Почему сегодня на востоке страны продолжается дискуссия, что они не понимают этих событий? Там не осталось свидетелей, потому что события были просто на 20 лет раньше. И знаете ли вы, что УПА еще с 1993 года в Законе Украины «О статусе ветеранов» определена, как отдельная категория тех, кто признается военнослужащими? Тогда в чем должно состоять признание УПА? Признание не может сводиться к доплатам к пенсии. Для того, чтобы оно состоялось, нужно рассказать одинаковую правду всей Украине, нужно сформировать одинаковую позицию как на востоке, так и на западе. Мы не можем признать УПА воюющей стороной, потому что возникнет вопрос, на чьей же стороне она воевала. Это — отдельная категория, которая не касается ни советских войск, ни Второй мировой войны. Ведь эти люди воевали за себя, за свою семью и свою страну.
Алексей КОСТЮЧЕНКО, аспирант Национального университета «Острожская академия»:
— Арсений Петрович, в идеале церковь в Украине отделена от института государства, однако сегодня именно церковь часто выступает мощным инструментом политической агитации. Какие шаги вы предприняли бы для того, чтобы священники выполняли свою первичную функцию удовлетворения духовных потребностей, а не чьих-то политических амбиций?
— Материальный кризис стал следствием кризиса духовного. Я смотрю трансляции на большие праздники: это что-то похожее на политику. Духовность не может быть показательной. Церковь — это тот единственный институт, которому сегодня доверяет украинское общество. По нашим данным, это 40% граждан, тогда как власти доверяет 5 — 6%. Государство и церковь должны вместе лечить общество, только государство должно работать в экономической сфере, а церковь обеспечивать духовный рост. Я поддерживаю идею украинской поместной церкви. Только нужно осознавать, что сделать это указом президента невозможно. Это очень сложный путь, который должна возглавить сама церковь с прихожанами и поддержать государство, подчеркиваю — поддержать, а не возглавить. Я выступаю за то, чтобы церковь имела доступ к учебным заведениям. Мы должны пустить церковь в школы, а куда какую — пусть каждый решает. Главное, чтобы церковь выполняла свою основную функцию — духовно лечила общество.
ИДЕЯ «ЧЕТЫРЕХ ПОЛИТИК» НА ВОСТОЧНОМ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОМ ВЕКТОРЕ ДОЛЖНА КОНСОЛИДИРОВАТЬ ОБЩЕСТВО
«Давайте перестанем верить в доброго дядю, который стремится, чтобы украинцам было хорошо. Каждая страна думает о своих национальных интересах: об американцах, немцах, россиянах. И наш парадокс и трагедия в том, что мы тоже думаем об американцах, немцах, россиянах. Украина находится в лапах — между интересами России и ЕС. Что мы должны сделать, понимая, что членство в ЕС нам не светит и что о союзе с Россией в имперском понимании этого слова также не может быть и речи?», — Арсений Яценюк делится своим видением стратегического развития Украины. Это идея многовекторного сотрудничества как с Европой, так и с Россией. Однако это не прошлое шатание между Востоком и Западом в поисках, к кому примкнуть, это предложения страны, которая преследует четкие стратегические цели.
Уважая страны Евросоюза и считая их своими стратегическими партнерами, следует помнить о другой части большой Европы, которая начинается в Ужгороде и заканчивается во Владивостоке. Арсений Петрович говорит о четырех «общих политиках» в восточном направлении: энергетическую, продовольственную, транспортную и военного вооружения.
Идеи Арсения Яценюка, как ничто иное, напоминают, что Украине нечего стоять на коленях, что еще 30 лет тому назад мы назывались житницей Европы, еще пять лет тому назад мы были передовой страной по производству и ремонту оружия, что мы, как и в первом тысячелетии, находимся на перекрестке мощных торговых путей между европейским и российским рынками. Мы сегодня страна, которая больше всего дотирует Россию в газовой сфере. Мы сегодня должны вспомнить все это и начать предлагать сотрудничество на восточноевропейском направлении. И только это, по мнению Арсения Яценюка, даст нам шанс вернуться к идее Большой Европы.
Молодость можно считать недостатком, но забывать, что молодость — это творчество и вдохновение, никогда не стоит. В Острожской академии Арсений Яценюк поделился своей концепцией «украинского прорыва». Его заключительные слова «мы должны стать мудрее, мы должны перестать отказываться, мы должны начать предлагать» стали своеобразным призывом к острожским студентам, которые, по его мнению, «реальнее оценивают состояние дел, чем вся Украина». Была поддержка зала и аплодисменты. Таким образом, Арсений Яценюк сдал свой экзамен. А кто будет следующим?
Вита БАЗАН, студентка факультета политико-информационного менеджмента:
— Анализируя ожидания избирателей от кандидатов, можно выделить определенные приоритеты — это четкость позиции, хладнокровный рационализм в диагностировании проблем современного Украинского государства как во внутреннем, так и во внешнем аспектах, и конечно, нравственность с минимумом критиканства оппонентов, т.е. акцент на вопросе: что делать дальше? Без преувеличения могу сказать, что все это прослеживалось в позициях Арсения Яценюка, но хронический народный запал в период «обещаний и прощений» остался неизлечимым. Сегодня каждый, кто имеет хотя бы минимум политической осведомленности, согласится, что украинский вариант парламентско-президентской республики — это сплошное мракобесие, где различные политические силы имеют максимум условий мешать проведению реформ здравого рассудка.
Леся БЕНДЮК, студентка факультета политико-информационного менеджмента:
— Встреча с Арсением Яценюком была достаточно неординарной, ведь происходила в необычной форме. Общение в формах монолога, диалога и полилога было похоже на практическое занятие между преподавателем и студентами. Не ощущалось барьера между политиком и слушателями, что способствовало хорошей атмосфере в зале. Арсений Петрович — профессионал в области экономики, поэтому слушать его выступление было интересно, тем более, что у него хорошие ораторские способности. Чувствовалось, что присутствующие на встрече студенты с удовольствием слушают и анализируют мысли гостя, что, безусловно, понравилось и самому Арсению Петровичу.
Михаил МОЗОЛЬ, студент магистериума по специальности «Политология»:
— Визит Арсения Яценюка в наш университет не стал чем-то чрезвычайным. В стенах нашей альма-матер часто появляются политики высокого ранга, стремящиеся заручиться поддержкой студентов. Встреча с Яценюком не является исключением в этом случае, а выглядит скорее характерным явлением накануне очередной избирательной кампании. Увидели ли мы что-то новое во время этой встречи? Если отбросить все типичные методы привлечения аудитории и наработки политтехнологов команды Яценюка (которые в течение всей встречи наблюдали за действиями и реакцией аудитории), то, по-видимому, кроме молодого политика, стремящегося в который раз спасти страну, как и много других претендентов на пост президента, нет. Конечно, Яценюк пытается использовать новые подходы к пониманию стратегии развития страны, позиционируя себя отделено от других, вместо этого, несмотря на дипломатический опыт, он не определяет механизмы реализации этих замыслов, чем провоцирует рассмотрение подобных заявлений исключительно в ключе реализации финансовых интересов отдельных лиц, которых связывают с финансированием его избирательной кампании. При этом лозунги о роспуске парламента и разделении бизнеса и власти, кроме эффекта манипуляции уставшим от перманентных политических конфликтов обществом, не выглядят не чем иным, как предвыборными лозунгами, реализация которых или невозможна в принципе, или не может кардинально изменить современную политическую систему.
Безусловно, самому младшему кандидату на пост президента импонируют его молодецкий радикализм и ораторские навыки, так же, как имидж «своего парня», который в сочетании с образованностью достаточно удачно используется во время встреч с такого рода аудиториями, однако какой-то харизматичной особенности в образе Арсения Петровича нам проследить не удается. Создается впечатление, что образ, который был выбран для Арсения Петровича, надуман и несвойственен ему как личности, он скорее отображает электоральные ожидания, чем демонстрирует личностные качества.
Алексей КОСТЮЧЕНКО, аспирант Национального университета «Острожская академия»:
— Арсений Яценюк поразил меня своей эрудированностью и умением вести динамичный диалог. Хотя я уже не один раз побывал на встречах с Арсением Петровичем, однако в Острожской академии они проходят по-особенному. Заинтересованность студентов, умение слушать, анализировать, высказывать свои суждения по определенному поводу — были главными характеристиками общения с Яценюком.
Однако чтобы вывести украинский народ из исковерканной системы координат, общения маловато... Нужно рутинно работать не один год, инициатива должна исходить не от отдельных людей, а от команды — дружной, бескорыстной и дальновидной. Если Арсению Яценюку удастся создать коллектив такого формата, это станет крепким фундаментом для качественных, логических и продуманных изменений.