В известном романе латиноамериканского писателя Г. Маркеса «Сто лет одиночества» описывается случай массовой потери памяти жителями городка Макондо. Чтобы не утратить ее окончательно, им пришлось вешать таблички с надписями на каждый предмет своего обихода: на двери —«дверь», на тарелку- «тарелка» и т.д. Это позволяло бедному народу на какое-то время «не заблудится на своих собственных улицах».
В отличие от героев Маркеса, украинский народ с упорством, достойным лучшего применения, позволяет играть с собой в совершенно другие игры. Речь идет о так называемом методе политики «чистого листа». На протяжении пятнадцати лет граждане, приходившие на избирательные участки, добросовестно вглядывались в приглаженные официальные биографии будущих избранников. Вчитывались в их, ни к чему не обязывающие программы и, делая вид, что это является для них новым откровением, опускали бюллетени в урны. Это позволяло многим избранникам не только выходить сухими из многочисленных скандалов, но и беспрепятственно кочевать из одного депутатского созыва в другой. Благополучно забывая о своих избирателях на следующие пять лет.
За последние два года политика «чистого листа» модернизировалась и стала настолько популярна, что позволяет говорить о характере эпидемии. Меморандум с чистого листа, коалиция с чистого листа, очередной пакт элит с чистого листа. Словом, все цветет и все обновляется. Политики меняют убеждения чаще, чем носки. Оранжевое врет и голубеет, малиновое врет и не краснеет, а красному и дурак рад. И все это, как обычно, прикрывается старыми штампами о благе народа, единстве нации и «ответственности» «политиков».
Не положила всем этому конец и политреформа, согласно которой, по утверждению ее отцов-вдохновителей, ответственность партий перед избирателями усилится. Но все произошло с точностью до наоборот. Особенно показательно на этом фоне выглядит поведение социалиста Николая Рудьковского. В эфире передачи «Свобода слова» от 15 мая 2006 года нынешний министр транспорта, а тогда еще новоизбранный мэр города Чернигова, произнес зажигательную речь, которая произвела впечатление не только на присутствующих в студии. «Я хочу обратить внимание, обратиться сегодня к гражданам. Имейте в виду, вы сделали большую ошибку: вы не голосовали за левые партии, которые отстаивали ваши интересы людей труда» — обратился Рудьковский к аудитории и далее, пикируясь с представителем БЮТ Михаилом Бродским, продолжил: «Никогда социалисты не сказали: хотим только иметь премьера или хотим только иметь спикера. И потому не стоит обвинять социалистов в каких-то маневрах. Мы сейчас поняли, что вы, большие партии, боретесь за должности, мы, социалисты, боремся за идеологическую программу. Мы хотим строить здесь социализм». И на вопрос Бродского: «Вы идете в Верховную Раду работать или остаетесь мэром?» — послышалось твердое: «Мэром».
Не прошло и месяца, как господин Рудьковский складывает с себя полномочия мэра, объясняя это тем, что городу необходим депутат, который представлял бы интересы Чернигова на столичном парламентском уровне. Мэр-отказник выразил надежду, что земляки со временем его поймут. Напомним, что примерно в таком же духе, с надеждой на дальнейшее понимание, аргументировал свой политический кульбит лидер социалистов Александр Мороз. Справедливости ради стоит заметить, что за недолгий срок пребывания на посту городского головы, Николаю Рудьковскому удалось слегка прищемить хвост тем, кто годами безнаказанно присваивал бюджетные средства, государственные земли и сырьевые ресурсы. Но интересы партии оказались в очередной раз выше интересов тех, кому он дал надежду на изменение к лучшему. Этот поступок вызвал тогда бурю негодования в черниговских газетах. Но разве это имело когда-нибудь хоть какое-то значение для строителей различных социализмов? И вопросы о том, что двигало интересами господина Рудьковского и каким образом он собирается представлять интересы города, так и остались на тот момент без ответа. Ответ пришел немного позже. В виде создания антикризисной коалиции, предоставившей господину Рудьковскому возможность занять должность министра транспорта.
В августе новый министр разродился рядом законодательных инициатив, которые получили неоднозначную оценку некоторых украинских СМИ, оценивших их как тонкий намек на ущемление прав президента. В частности, одним из законопроектов, предложенных Рудьковским, предусматривалось определить форму и содержание относительно соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об устранении президента с должности в порядке импичмента. В другом законопроекте попросту предлагается отменить назначение и увольнение глав судов и их заместителей президентом по представлению главы Верховного Суда и на основании рекомендации Совета судей.
Не оставил без внимания министр и экономику. Он предложил парламенту освободить от налога на добавленную стоимость иностранные инвестиции в виде основных фондов. Было предложено также освободить от уплаты НДС возвращение ранее внесенных основных фондов в случае выхода иностранного инвестора из числа акционеров или учредителей предприятия или ликвидации предприятия.
Комментируя суть последнего законопроекта, эксперты интернет-издания «Обком» пишут следующее: «Как известно, самыми крупными «инвесторами» в украинскую экономику являются оффшорные фирмы с Вирджинских островов и им подобных регионов. На счетах именно этих фирм аккумулируются средства, полученные в результате проведения теневых схем и уклонения от налогов в Украине. Потому, фактически, предложение Рудьковского направлено на предоставление максимально выгодных условий для денег, полученных нечистым способом».
Как видим, интересы города Чернигова, из бюджета которого, согласно законодательству, будут оплачены очередные выборы городского головы, бывший мэр представлял до сих пор весьма опосредованно. Пример социалиста Рудьковского показывает, что было бы в том случае, если бы сбылось пожелание его однопартийца Иосифа Винского, озвученного им на одной из онлайн-конференций: «А вы думаете, нам не хочется плеваться?! Лучше уж мы в парламенте, чем вы на улицах. Надо было избрать 226 социалистов, и все было бы нормально. Но вы же этого не сделали».
И, кажется, поступили правильно. Сомнительно, что в данном случае количество как то повлияло бы на качество. При таком избирательном законодательстве Верховная Рада обречена стать большой плевательницей. И какие бы инициативы не выдвигались Президентом по реформированию различных сторон украинской общественной жизни, они все будут обречены. Обречены до тех пор, пока не будет изменена сама избирательная система, позволяющая безответственным политикам оставаться на плаву. И вместо того, чтобы искать Кучму там, где его нет, нашим строителям европейской Украины следовало бы подумать над процедурами импичмента для себя любимых. Не говоря уже о набившей оскомину депутатской неприкосновенности. И тогда не надо будет произносить пустые обещания, да и плеваться тоже не придется. А Комитету избирателей Украины неплохо бы, в свою очередь, подготовить нечто вроде карты памяти для избирателей и наряду с официальной биографией вывешивать на избирательных участках настоящий и полный перечень их добрых дел. Чтобы, подобно жителям Макондо, наш избиратель наконец-то перестал путать божий дар с яичницей.