Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Карточная» Рада

По мнению экспертов, чтобы депутаты могли самостоятельно принимать решения, нужны реформа избирательной системы и ответственность избирателей
13 ноября, 2017 - 18:27
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Сегодня народные депутаты продолжат работу в сессионном зале. Узнать их повестку дня предварительно, как правило, невозможно, так как обнародуют они ее буквально перед самим заседанием. Негативный показатель, который точно не добавляет доверия к работе парламентариев. Впрочем, по поводу методов работы народных избранников и парламентских фракций это не единственный вопрос.

На днях наше внимание привлек пост внефракционного народного депутата Виктора Чумака. «Как вы видите, ни в одном гнезде, где должна стоять карточка для голосования, — ее нет, — пишет он, добавляя соответствующую фотографию. — Только что представитель Президента Ирина Луценко собрала все эти карточки, чтобы «ударовцы», которые являются достаточно самостоятельными в принятии решений, не смогли ни за что голосовать. Крепостные или депутаты?»

Кстати, нынешний состав Верховной Рады был избран три года назад — на внеочередных парламентских выборах 26 октября 2014 г. (депутаты получили полномочия 27 ноября). Обещали, как всегда, очень много, в частности установить наконец нормальные правила игры в парламенте и руководствоваться законом. Однако до сегодняшнего дня ничего не сделано в этом направлении. Соответственно, постмайданный парламент в своей деятельности мало чем отличается от своих предшественников.

Соответственно, вопрос «крепостные или депутаты?» остается актуальным и сегодня. «Теперь я могу говорить о фракции БПП со стороны, — дает комментарий «Дню» народный депутат Виктор ЧУМАК. — Луценко действительно собрала из первых трех рядов карточки УДАРа. Зачем? Не знаю. Возможно, для того, чтобы вообще не давать им голосовать в определенный момент. Депутатское «крепостничество» фактически уже закреплено императивным мандатом, пересмотром списков на местном уровне, когда можно пересматривать списки и исключать из них депутатов. На сегодня ситуация такова, что депутат, который идет по спискам, не является свободным в своем волеизъявлении. Более-менее свободными являются мажоритарщики, но они в абсолютном большинстве — это бизнесмены. Поэтому их свободными тоже можно считать довольно условно, потому что на них будут давить налоговая, прокуратура, СБУ, МВД и т.п. То есть они тоже являются зависимыми в принятии своих решений. К сожалению, они приходят в политику ради капитализации. И таких депутатов 80%, а бизнес с властью ссориться не будет, особенно когда речь идет о бизнесе, который идет в политику, потому что только на этом он может зарабатывать. Так о каком качестве парламента в таких условиях может идти речь».

Однако даже в самой фракции БПП, похоже, в равных условиях находятся не все депутаты. Если у одних карточки для голосования забирают, то другие, например Мустафа Найем или Сергей Лещенко, могут на всех телеканалах критиковать Президента и его фракцию, даже сзывать митинги против власти, при этом оставаясь в составе «Блока Петра Порошенко». «Есть странное представление, что Найем, Лещенко и Залищук — это люди, которые ведут какую-то самостоятельную политику. Их в свое время Президент использовал и обманул. Поэтому они на него обижены. Когда Президент их приглашал в свою партию, то говорил о том, что будет совсем другая политика, чем та, которую он внедрил потом». Возможно, это и так, но вряд ли причиной попадания упомянутой «тройки» в списки БПП было только приглашение Президента, не исключено, что имели место определенные рекомендации или квоты. Кроме того, если уже Президент «обманул», то, опять же, что держит Найема, Лещенко и Залищук в БПП? В отличие от других депутатов, точно не «крепостничество».

«Депутатское «крепостничество» является не новым явлением, — дает комментарий «Дню» эксперт Института политического образования Александр СОЛОНТАЙ. — Просто к этому скатилась очередная партия. По поводу отношений внутри команды БПП, то должен сказать, что между ними самими существует большое недоверие друг к другу. По моему мнению, это связано с заходом звезды Порошенко, когда становится все труднее мотивировать членов фракции БПП и придерживаться курса, который нужен Администрации Президента и меньшим миноритариям этой фракции. Кто не слушается, тот выходит из фракций, а иногда и теряет депутатское кресло. Распад фракции БПП может быть придторможен, но не надолго. Конечно, есть запрос на то, чтобы каждый депутат имел самостоятельность в принятии своих решений, чтобы он был самодостаточной фигурой. Но, к сожалению, для рядового гражданина важна единственная «линия партии», потому что он голосует не за депутата, а за Порошенко, Тимошенко, Ляшко или еще кого-то, кто олицетворяет партию в целом. Поэтому они считают, что депутаты должны придерживаться курса лидера, а не говорить о какой-то отдельной самостоятельной позиции. Понимания того, что так не формируется демократия, у них нет. В конечном итоге, таким образом они переводят и свою ответственность на одного «гетмана».

Какой выход из ситуации? «У меня остается надежда на политическую реформу, о которой я говорю уже год, — говорит Виктор Чумак. — Без нее Украина не будет двигаться вперед. Билл Гейтс говорил, что причиной бедности является не плохое здравоохранение, не плохое образование и не отсутствие природных ресурсов, а плохая политическая система. Она стоит в корне. Когда изменится политическая система, то и изменится все остальное. А в изменении самой избирательной системы первым шагом является избирательная реформа. То есть создание такой избирательной системы, которая бы давала возможность максимально контролировать порядок вхождения в политику потенциальных кандидатов. В настоящий момент я не говорю, какой именно должна быть эта избирательная система, но утверждаю, что она должна обеспечивать контроль гражданами тех людей, которые входят в политику. Политическая коррупция должна уничтожаться на этого первом этапе».

«Вторым шагом должно быть создание системы противовесов, то есть создание условий влияния на политиков гражданами, — продолжает народный депутат. — Иммунитет должен быть у депутатов, но процедура снятия этого иммунитета должна быть легкой, прозрачной и понятной. Кроме того, такой же прозрачной должна быть процедура привлечения к ответственности Президента. Ни одна ветвь власти не должна тянуть на себя полномочия. Например, все говорят, что по Конституции Президент имеет право назначать глав ОГА и РГА без всякого конкурса. Да, правильно. Но эта Конституция писалась под Кучму, и эти нормы разработаны под него и Януковича. Сейчас же мы имеем другую конфигурацию, в которой ОГА и РГА являются органами исполнительной власти. Так скажите мне, почему Президент их назначает, если правительство формируется парламентом? Если общество к этому не готово, то давайте проведем социологические опросы, чтобы народ сказал, какая именно ему нужна политическая система — с ответственным Президентом или с ответственным парламентом, где основой является коалиция и правительство?».

«Мы же в настоящий момент имеем декларацию одной системы, а де-факто Президент вмешивается в экономику через регуляторы, через назначение своих министров, — отмечает Виктор Чумак. — Это неправильно и неприемлемо. Президент должен отвечать за безопасность и оборону, а не лезть в сферы, которые по праву ему не принадлежат. У нас наблюдается дуализм власти, потому что президентская администрация хочет быть Кабмином. Когда Порошенко был секретарем СНБО, то тогда он хотел быть третьим Кабмином. Сейчас вмешательство одних органов в деятельность других приводит к утрате доверия к политикам вообще и даже коллапсу. Этот коллапс заключается в том, что система принятия решений должна базироваться на интересах всех заинтересованных сторон. Иначе эти решения будут надуманными. Например, налоговый кодекс у нас заточен на то, чтобы давать преференции олигархам, а не малому и среднему бизнесу. Последних просто не слышат. Еще хуже, если эти решения принимаются нелегитимным путем. Таким образом, подобные принятия решений ведут вообще к нелегитимности власти. Как, например, можно считать нынешнего генпрокурора легитимным? Это типичный пример нелегитимности пребывания человека на этом посту. Закон, который позволил назначить Луценко на эту должность, был внесен вечером, а утром рассмотрен на комитете и принят за несколько часов в Верховной Раде. До обеда данный закон подписал глава Верховной Рады, после обеда Президент, и вечером Луценко был назначен. Это страшное нарушение Конституции. Таким образом, у нас Луценко законный генпрокурор, но нелегитимный. Потому что существует верховенство права над законом. А право в данном случае нарушено. И это является вопиющим примером тех правил, по которым существует нынешняя политическая система».

Собственно, об этом свидетельствуют и недавние социологические данные Центра Разумкова. Верховной Раде не доверяют — 80,7% граждан Украины, а доверяют всего — 13,8%. Действия Верховной Рады полностью поддерживают — 2,9% опрошенных, поддерживают отдельные действия — 27,9%, не поддерживают — 61,6%. Неутешительные данные и относительно других институтов власти. Президенту Украины доверяют 24,8% опрошенных, не доверяют — 68,2%, правительству — соответственно 19,8% и 73,1%. Действия Президента Украины полностью поддерживают 6,7% опрошенных, поддерживают отдельные действия — 35,2%, не поддерживают — 50,4%. Действия правительства — соответственно 3,2%, 33,8%, 54,0% (исследование проведено с 6 по 11 октября 2017 года).

«Пока такие правила будут существовать, мы будем жить в искаженной реальности, которая никакого отношения к эффективному развитию государства не имеет», — добавляет Виктор Чумак.

Иван КАПСАМУН, Валентин ТОРБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ