Вряд ли мы ошибемся в утверждении о достаточно противоречивом образе монголов и Монголии в исторической памяти и культуре украинцев, для которых эта страна является очень далекой и загадочной. Кто-то напомнит о временах монгольского ига, Золотой Орды, кто-то — об отчаянных словах Тараса Шевченко, обращенных к собственному народу-парии: «Отак-то ви навчаєтесь У чужому краї! Німець скаже: «Ви моголи». «Моголи! моголи!» Золотого Тамерлана Онучата голі», а большинство — о недавних СССР-овских временах, когда в рамках чаще всего «показушной» интернациональной дружбы происходил обмен делегациями и экономическое сотрудничество. Впрочем, сейчас и эти недалекие времена видятся как будто в тумане, который не мешает многим и в дальнейшем культивировать несколько пренебрежительное отношение к бывшим «меньшим братьям» по лагерю стран развитого социализма и искушение экстраполировать этот взгляд на современность.
Зато на днях СМИ сообщили о событии, свидетельствующем о грустном для нас факте опережающих темпов развития Монголии в вопросах исторической памяти по сравнению с Украиной. Мы имеем в виду проведение в столице Монголии Улан-Баторе церемонии демонтажа памятника Владимиру Ленину, который был возведен здесь 58 лет назад в знак «вечной дружбы» между коммунистическими странами, а фактически в рамках политики экспорта коммунизма. Решение о демонтаже принял градоначальник столицы, член Демократической партии Бат-Уул Эрден, который во время церемонии отметил, что во времена правления Ленина и Сталина жертвами политических репрессий стали тысячи монголов. Во время процедуры демонтажа из толпы в монумент летели старые ботинки. На месте памятника Ленину власть намеревается установить новый монумент в память о жертвах массовых беспорядков 2008 года. Раньше администрация города намеревалась продать памятник Ленину с аукциона. Предполагается, что начальная цена лота составит около 280 долл.
Это событие следует прямо связать с недавним построением в столице Монголии величественного монумента — самой величественной фигуры в истории страны — Чингис-хану. Современных монголов уже не может смутить излишняя «политкорректность» по отношению к соседям, прежде всего, России, для которой этот памятник стал сильнейшим раздражителем. Впрочем, и у украинцев, понятное дело, Великий Хан не может вызывать позитивных ассоциаций. Однако, сейчас речь не об этом. Ища примеры деколонизации своей исторической памяти, наполнение ее нациецентрическим содержанием, чаще всего мы обращаем свои взоры в Европу, хотя аналогичные процессы происходят и в Азии, где социально-экономическая модернизация никоим образом не приводит к нивелированию, космополитизации, исторической и, шире, национальной памяти, а совершенно наоборот. Последнее, к сожалению, мы далеко не всегда видим в современной Европе, где достаточно заметными являются призывы к созданию какого-то бесконфликтного, безнационального, пространства европейской исторической памяти, сплошного раскаяния всех перед всеми, стирание грани между злом и добром, объективистски-отстраненного (на первый взгляд) отношения к историческим событиям, что фактически маргинализирует сложные моменты истории и современности, а не вылечивает их. Эти космополитические веяния бездумно, или с определенным умыслом, распространяет на непригодном для этого постгеноцидной и постколониальной почве часть украинских интеллектуалов. Некоторые из них (Я. Грицак, А. Портнов) даже не против наличия или даже восстановления памятников коммунистическим вождям и героям в современной Украине, что, очевидно, станет мощным дезориентирующим фактором для украинской молодежи, послужит размыванием ее национальной памяти. Я же убежден, что возвращение украинцев к собственной идентичности неминуемо должно пролечь через осознание Своего в противовес Чужому, в частности, и в плоскости исторической памяти.
Поэтому, одним из вопиющих признаков нашего современного колониального статуса, отставания не только от декоммунизированных и денацифицированных стран Европы, но и от стремительно прогрессирующих стран Азии, считаем наличие в центре нашей столицы памятника Ленину, который значительно больше провинился перед украинским народом, чем перед монгольским, сохранение, или даже восстановление памятников тоталитарному вождю в украинских городах и поселках, не говоря уже о позорном памятнике верному последователю Ленина — Сталину в Запорожье. Не менее позорно-показательным является наказание молодых украинских героев, избравших едино правильный путь собственноручной ликвидации этих идолов. Мы не имеем никакого морального права называться цивилизованной и независимой страной, пока на нашей, Богом нам данной земле, будут находиться коммунистические, неукраинские идолы, виновные во многочисленных преступлениях против украинского народа. Но вывести это клеймо нашей отсталости и второсортности мы сможем лишь тогда, когда мы преодолеем эти комплексы в своих собственных душах путем самовоспитания, сплочения, последовательной борьбы за свое национальное Я и, как вершину, — политической власти, без воли которой невозможна практическая реализация указанной цели.