Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Команда, без которой им не жить

Политический портрет кандидата в канцлеры ФРГ от Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Герхарда Шрёдера
23 сентября, 1998 - 00:00

Предвыборные страсти вокруг кандидатов разгораются, в телевизионных
шоу доселе сдержанные политики с обеих сторон бросают жаждущим телезрителям,
мягко говоря, неподтвержденную фактами информацию и едва ли не криком затыкают
рты не менее почтенным оппонентам. Канцлер Коль набирает очки, а его сторонники
рассылают по газетам последнюю шутку в стиле ХДС: «Выборы канцлера — это
тогда, когда кандидатов много, а победитель все время один».

Сможет ли вырвать победу Шрёдер? Или он станет очередной жертвой «железного
канцлера»? И кто он такой, Герхард Шрёдер, который осмелился бросить перчатку
мастодонту европейской и мировой политики?

Герхард Шрёдер родился в 1944 году и уже 19-летним юношей вступил в
СДПГ. Изучал право в Геттингене, адвокатскую практику открыл в 1978 году
в Ганновере. В 1980 году его избирали членом бундестага, в 1986-м — возглавил
парламентскую оппозицию в своей земле Нижняя Саксония. Здесь ему удалось
победить на выборах 1990 года и стать премьер-министром. С тех пор руководит
землей. На федеральном съезде партии его избирали кандидатом в канцлеры
от СДПГ.

В личной жизни Шрёдер вряд ли может служить образцом для добропорядочного
немецкого бюргера. Несколько лет назад он шокировал общественное мнение
решением развестись со своей «боевой партийной подругой» и жениться на
молоденькой мюнхенской журналистке из «Фокуса», которую присылали взять
у премьер-министра интервью. Странным образом (тогда многим казалось —
странным; как известно, после предания огласке подробностей отношений Клинтон
— Левински популярность президента в народе выросла!) после очередного
бракосочетания Шрёдер с блеском выиграл выборы и стал более-менее известен
публике за пределами своей земли. Фотографии его с бывшей женой и с женой
нынешней в бульварной прессе подтвердили старое рекламное правило: «Хорошее,
плохое ли, только бы не молчали». Именно этим Шрёдер убеждает делегатов
съезда СДПГ, что он — наиболее подходящая кандидатура для борьбы с Колем.
В пользу Шрёдера было и то, что другие потенциальные кандидаты — Лафонтен
и Шарпинг — выборы Колю уже проигрывали, а на битую карту народ ставит,
как известно, неохотно.

Еще несколько месяцев назад у Шрёдера не было ни четкого профиля, ни
интересных идей. И только после того как имиджем и программными установками
занялись профессионалы, Шрёдер начал заметно отрываться в популярности
от своего партийного окружения, причем он быстро обошел и «канцлера объединения»
Коля. Чем ближе к выборам, тем крепче становится партийная дисциплина,
тем реже позволяет себе кто-то со второго или третьего партийного ряда
высказывать свои собственные мысли. Все подчинено одному — выиграть выборы,
а не показать, кто здесь в партии самый умный. Именно Шрёдер прекратил
раздоры между Лафонтеном, Шарпингом и своей командой. И если раньше пресса
обсасывала подробности внутрипартийных драк, то теперь, во всяком случае
внешне, — единодушие во всех вопросах. Возможно, только так и можно выигрывать?

В принципиальных вопросах Шрёдер идет в ногу с Колем. Это касается внедрения
«евро», отношений с НАТО, внешней политики в целом. Во внутренней политике
партия говорит о создании рабочих мест, подъеме жизненного уровня населения,
снижении преступности, не очень охотно раскрывая, каким образом все это
будет сделано. А связь всех макроэкономических факторов крепка: несколько
месяцев назад в Германии был поднят на один процент налог на добавленную
стоимость, чтобы финансировать пенсии. Поэтому снижать налоги и одновременно
расширять расходы для создания рабочих мест может оказаться неподъемной
задачей для нового правительства — если до этого дойдет. Однако, как известно,
предвыборная кампания существует вовсе не для того, чтобы разрабатывать
тактику и стратегию. Предвыборная кампания — чтобы ловить в свои сети голоса
неустойчивых избирателей...

Стратеги социал-демократов разработали политику, которую Шрёдер выразил
одной ключевой фразой: «Спасибо, Гельмут, но уже довольно». Социал-демократы
убеждают избирателей в необходимости изменений. Именно изменения как таковые
(которые должны начаться, как неотвратимо начинаются день и ночь) с приходом
к власти Шрёдера вместо Коля должны принести и подъем производства, и дух
предпринимательства, и новые рабочие места. Никто не возражает — психология
штука сильная. Но сможет ли Шрёдер только взглядом добрых глаз поднять
экономику?

Социал-демократы в Германии, как и социал-демократы во многих других
странах Запада, уже давно перестали быть выразителями интересов только
наемных рабочих. И хотя все социал-демократические политики грешат социалистической
терминологией и обращаются друг к другу (на людях) «на ты», ни одного рабочего
и ни одной домохозяйки в теневом кабинете Шрёдера нет. Зато он собрал там
не только профессиональных политиков, но и удачливого бизнесмена Йоста
Штольманна, на роль министра труда претендует закаленный в тарифных боях
профсоюзный деятель Вальтер Ристер, министром внутренних дел станет бывший
адвокат террористов из «РАФ» Отто Шиле. Все они — и остальные члены кабинета
— мишени для нападок политических противников. Шрёдеру можно было бы —
чтобы явно не нарываться на скандал — обойтись и другим министром. Он не
захотел: во-первых, Шиле — личность известная, а во-вторых, возможно, именно
адвокату террористов придут в голову идеи более эффективной борьбы с организованной
преступностью.

То же — Штольманн. Один из тысячи молодых бизнесменов, умеющих делать
деньги. Министерский пост ему ни к чему — его доходы не идут ни в какое
сравнение с министерской зарплатой (а взятки он брать не будет). Чего же
он хочет от политики? Нового мышления. Это не так уж и мало...

На всех выступлениях в «новых землях» Шрёдер возит за собой министра
по социальным вопросам земли Бранденбург Регину Хильдебрандт. Она говорит
понятно для всех, умело трактует программные цели СДПГ. Борясь на левом
фланге с Партией демократического социализма (ПДС), хитромудрая команда
Шрёдера предложила ПДСовской газете «Нойес Дойчланд» напечатать рекламу
СДПГ такого содержания: «Хильдебрандт призывает сторонников ПДС отдать
голоса СДПГ». Газета побоялась — такова сила влияния у социал-демократического
министра. Я слушал на митингах обоих, наблюдал реакцию народа и думал,
почему партия не выдвинула кандидатом Регину... Естественно, у партии свои
резоны. У Шрёдера же репутация человека скорее не слова, а дела. И у него
есть команда.

Именно команде удалось доказать избирателям, что она сможет лучше решать
проблемы безработицы, справедливых налогов и цен, пенсий, проводить более
взвешенную внешнюю политику. При этом соратники Шрёдера изо всех сил стараются
держаться в тени, направляя свет юпитеров на партийного кандидата в канцлеры.
Это также политическое мужество, ведь политики, как известно, существа
социальные и без вспышек фотокамер, как нормальные люди без воздуха, непременно
пропадают.

Вырваться из оппозиции в правящую партию СДПГ сегодня тяжело. Еще ничего
не сделано, еще нет результатов, поэтому политические противники говорят
о прожектерстве. Как можно доказать, что обещанное будет выполнено?

Но пока большинство граждан Германии убеждено, что победит СДПГ вместе
с партией «зеленых». Так это, или нет, точки над «і» расставит грядущее
воскресенье. Мне кажется, что если победит Коль — а такая перспектива далеко
не исключена, — то это будет его личная победа в тайной и открытой борьбе
со своим ближайшим окружением, которое в последние минуты засомневалось
и заколебалось или же с самого начала и от природы было неразумным. Если
победит Шрёдер, то это будет в значительной степени победой его команды,
его умения выбирать и расставлять силы, умения держать оборону и наступать
— не самому, а всем фронтом, во всех направлениях сразу.

Время одиночек проходит, наступает время команд.

Лейпциг

Виктор ТИМЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ