Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

КОММЕНТАРИИ

12 января, 2009 - 20:51

Так называемый газовый конфликт между Украиной и Россией появился не сегодня и даже не вчера. Выйдя из государства-гиганта якобы самостоятельными государственными формациями, ни одна из постсоветских стран, по сути, независимой от других не стала. Углубляться в историю не будем. Но вспомним, что после тех событий прошло ни много ни мало 17 лет. Срок не слишком велик, но при условии продуманного руководства достаточный для того, чтобы разрубить проблемные узлы, в которых запуталось постсоветское пространство. Тем более, если эти узлы постоянно о себе напоминают и становятся преградой для дальнейшего продвижения к цивилизованным отношениям с соседями.

Почему Украина до сих пор не решила газовый вопрос? И какая альтернатива у нас есть сегодня?

Владимир ПРИТУЛА, глава комитета по вопросам мониторинга свободы прессы в Крыму:

— Очевидно, что причины «газовой войны» России против Украины носят однозначно политический характер. Следовательно, за минувшие 17 лет независимости украинская власть не только могла, но и была обязана принять меры для диверсификации источников поставок энергоносителей в Украину и обеспечения энергетической безопасности Украины. Эта обязанность в равной степени касается как Леонида Кравчука, так и Леонида Кучмы, и Виктора Януковича, и Валерия Пустовойтенко, и Павла Лазаренко, и всех других политиков, которые возглавляли правительство Украины, так и сегодня Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко. Власть сегодня занята, к сожалению, не работой по обеспечению безопасности страны и народа, а внутренними конфликтами, которые вредят стране. Однако, в отличие от предыдущих политиков, Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко были обязаны принять меры по обеспечению энергетической безопасности Украины не только принимая во внимание мировой кризис, который так или иначе обязательно пришел бы в Украину, но и с учетом особенно негативного отношения Путина к Украине, его мстительности и его характера и стиля работы, сформированного службой в ведомстве, в котором он работал до избрания президентом. И следует иметь в виду, что сегодня Медведев и Путин приняли меры против всего украинского народа, ведь они же перекрыли газ не лично Ющенко или лично Тимошенко, а всему многонациональному народу Украины, в том числе и украинским россиянам. Следовательно, их действия направлены не против власти, а против Украины как государства и против народа нашей страны.

Следует отметить, что для диверсификации источников энергии, особенно газа, у украинского правительства за минувшие 17 лет были все возможности. Украина, может быть, как никакое иное государство, имеет возможности для развития атомной энергетики, гидроэнергетики, ветроэнергетики, солнечной энергетики. Кроме того, никто в стране не работает системно в направлении развития добычи нефти и газа. Представители разных органов власти вот уже несколько лет спорят о методах разработки Черноморского шельфа, где имеются большие залежи газа и других энергоносителей, однако реально никто ничего не делает. И это в то время, как «Чорноморнафтогаз», который полностью обеспечивает газом Крым, несколько раз заявлял, что при условии освоения новых, уже разведанных залежей компания может снабдить топливом юг Украины, а потом и обеспечить энергетическую самостоятельность Украины. Но к этому никто не прислушивается, поскольку власть имущие дерутся между собой вместо того, чтобы заботиться об интересах народа.

Очень странно, что переговоры с Россией о поставке газа Украине ведутся нашим правительством и НАК «Нафтогаз» бессистемно и некомплексно. А тут следовало бы связать в один узел многие факторы, в частности, такие, как история поставки газа, нефти и угля с Украины в Россию в 1960—1980 годах и цена на них тогда, участие украинцев в разработке северных и других российских месторождений газа и нефти, цена аренды земли в Крыму для Черноморского флота, ведь с самого начала она была самой Россией связана с так называемыми долгами Украины за газ, а также тарифы на транспортировку российского газа через Украину в Европу и нынешнюю цену нефти на мировом рынке. Поскольку Путин говорил, что цену на газ для Украины они «не из носа выковыряли», то нужно все эти факторы ввести в формулу цены газа для Украины и отстаивать ее с участием европейских и мировых структур. С другой стороны, закупка Россией всего туркменского газа противоречит мировой антимонопольной практике, а посему настало время Украине на мировом уровне активно и наступательно отстаивать свои интересы. А то мы молчим, а против нас ведут настоящую войну, которая, без сомнения, будет усиливаться. И пока не поздно, нужно мобилизировать для отпора все резервы...

Юрий УЩАПОВСКИЙ, доцент кафедры экономической теории Житомирского государственного технологического университета:

— В Украине бытует мнение, что «Газпром» — это экономический монстр. Но, судя по ныне доступной информации, у этой структуры многомиллиардные долги, и они хотят решить свои проблемы за наш счет. То, что мы за годы независимости страны не смогли обеспечить себе защиту от давления со стороны «Газпрома» и России, свидетельствует — в Украине есть мощное лобби, которому выгодно нынешнее положение дел и которое имеет от этого большую выгоду. И не так важны персоналии, которые за эти годы менялись, поскольку есть интерес — зарабатывать на газе. Этим же обусловлены очень вялые попытки сократить его потребление. Даже в Житомире можно отследить много интересных моментов. Потому что если действительно решать эту проблему, то нужно было давно перевести микрорайоны многоэтажек на автономное отопление и поставку горячей воды с использованием кровельных котельных, и если не на каждый подъезд, то хотя бы на каждый дом. То есть очевидно — есть люди, которым не выгодно сокращение использования газа в Украине. Это нужно в первую очередь рядовым гражданам. Тем же можно объяснить, почему тормозится разработка наших газовых месторождений на шельфе Азовского моря. Помимо всего, те, кто это делает, в том числе и политики, скорее всего, «подкармливаются» российскими деньгами или имеют политическую поддержку со стороны нашей северо-восточной соседки. За то, например, что блокировали соответствующие решения по внедрению альтернативных видов энергии или расширению собственной добычи. Думаю также, что установку малых котельных можно было бы проводить на деньги, которые платят жильцы домов с централизованным теплоснабжением в летний период за обслуживание котельных больших, а еще делать это параллельно с переводом многоэтажек на электрическое отопление, о чем сейчас все чаще говорят в правительстве. Но перейти исключительно на электрическое отопление вряд ли удастся, поскольку есть проблема энергетического баланса.

В принципе, мы сейчас можем платить за газ по европейским ценам, и Президент Виктор Ющенко правильно говорил, что $225—250 за 1 тысячу кубометров газа — это «золотая» цена. Но сейчас мало кто говорит о том, что внешний долг России только за 9 месяцев минувшего года составил $540 млрд., увеличившись с начала года на 18%, что никак нельзя сравнить с внешним долгом Украины в $32 млрд. А задолженность «Газпрома» сейчас составляет около $50 млрд. Это почти столько, сколько должны вместе Китай, Индия и Бразилия. То есть «Газпром» сам в глубокой яме, и они блефуют. Когда упала цена на нефть, в России были в шоке, потому что там рушится социальная сфера. И с установлением цены на газ создается ситуация, когда в случае, если цена на нефть упадет, то появится альтернатива, поскольку можно для отопления использовать мазут. То есть цена на газ должна упасть очень существенно. С объединением стран, экспортирующих газ, в какую-либо организацию, что инициировала Россия, дело пока также не идет. А сокращать добычу газа технологически очень непросто, поскольку потом нужно снова запускать скважины. Следовательно, именно сейчас нам нужно установить стабильный механизм газовых отношений на годы вперед. Привязать цену газа к цене транзита и платить действительно по европейским расценкам. Сегодня это Украине под силу, поскольку очень благоприятна ситуация. Но договориться не на год и не на два, а связать все с определенным механизмом, чтобы каждый раз не начиналась новая свистопляска. И даже если «Газпром» запустит какой-либо газопровод в обход Украины, тот же «Северный поток», то произойдет это не ранее конца 2011 года, а возможно, и не ранее 2012 года. То есть когда российские каналы показывают соответствующее строительство, это также блеф. И все равно это для них не решит проблему, потому что хранилищ там нет, и это не такая большая часть газа. А нынешнее поведение России приведет к тому, что Европа начнет переориентировку на совсем другие источники. И если учитывать, что основную часть поступлений России дают энергоносители, то тем более она попадает в очень неприятное положение.

Если рассматривать положение в контексте концепций энергобезопасности, то эта страна потребляет 307 млрд. кубометров газа, в то время как Германия, например, 83—85 млрд. кубометров, а все страны Европы, объединенные главным образом в Европейском сообществе, — всего около 170 млрд. кубометров. Украина потребляет около 72—74 млрд. кубометров газа, и за последние годы этот показатель снизился, но очень мало. В договоренностях с Россией и «Газпромом» цену газа следует также «привязать» к ценам на нефть. Тем более, что экономический кризис приводит к уменьшению потребления газа. И это большой шанс для Украины в плане запуска программ энергосбережения, и в первую очередь технического перевооружения металлургических и химических предприятий. А также — для структурных сдвигов в экономике. И мы в этом плане значительно в лучшем положении, чем Россия, особенно если проведем структурные изменения. Кроме того, необходимо увеличить собственную добычу газа. Переговоры с «Газпромом» проводить прозрачно и привлекать европейские страны. Поскольку ситуация такова, что мы действительно не можем четко контролировать, сколько газа поступает из России, поэтому эта страна боится прозрачности. И ни при каких условиях мы не должны идти на исполнение каких-то политических требований.

Виктор БЕРЕЗКА, координатор общественного объединения «Приумножим славу Приднепровья», Днепропетровск:

— Газовую проблему давно можно было бы снять с повестки дня, если бы руководство нашей страны всерьез занималось экономикой. Не секрет, что в Украине существует перепроизводство электроэнергии — так почему бы не переводить, хотя бы частично, отопление жилых домов с газа на электричество? Эти технологии давно разработаны и существуют в США. Есть у нас и отечественные ноу-хау. Электрическое отопление легко регулируется, а потому оно было бы экономней. Любой человек мог бы включить отопление, если в квартире становится холодно, или, наоборот, уменьшить отопление, если на улице потеплело. При этом нужно платить только за электричество, которое учитывается счетчиками. Если же потребитель не платит по счетам, то квартиру легко отключить от электричества. В конце концов, каждый может обогреваться по своим средствам, так, как это практикуется во многих странах мира. Разумеется, переход на электрическое отопление потребует замены сетей, потому что нынешние сети достались нам от советских времен и не рассчитаны на большие нагрузки. Этой проблемой нужно заниматься всерьез. Очевидно, необходимы финансовые затраты как со стороны владельцев энергопоставляющих компаний, так и со стороны государства. Для этого нужна долгосрочная политика, соответствующие программы и координация действий на самом высоком уровне. Между тем, как мы видим, решению экономических проблем мешает политическая борьба, не прекращающаяся в Украине. В такой обстановке чиновники способны действовать лишь как временщики, поскольку им не до стратегических целей. Кроме того, газовая сфера по ряду причин превратилась в кормушку для коррумпированных чиновников и оборотистых бизнесменов. На газе делаются миллиардные состояния. Тем не менее, руководству Украины рано или поздно придется заняться диверсификацией источников энергоснабжения. Вероятно, произойдет это только после того как установится рыночная цена на газ, украинская экономика попадет в тяжелое положение и сама ситуация заставит искать пути выхода.

Подготовили Валерий КОСТЮКЕВИЧ, Вадим РЫЖКОВ, «День», Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ