Вадим ФРУНЗЕ , генеральный директор рекламного агентства «Октагон» (Львов):
— Все просьбы, заявления, иски нашей компании и других пострадавших фирм просто игнорируются.
«Демонтированные» фирмы — «Стар», «Перехид Аутдор», «Октагон», «РТМ», «Постер» — потом и кровью строили свой бизнес в регионе (принося, кстати, самому региону немалые дивиденды). Донецк монополизируется до предела со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде, к примеру, взвинчивания цен на рекламу (в декабре цены были повышены в очередной раз). Мне хотелось бы подчеркнуть опасность звучащих в последнее время заявлений некоторых рекламистов о том, что монополизация региональных рынков — закономерный и объективный процесс. Я категорически против, так как само появление таких заявлений дестабилизирует рынок. У нас ведь не феодальное земельное устройство с закрытыми границами, усложняющее работу капитала в «чужих» регионах… Ведь если этому процессу не противодействовать, нам проще будет свернуть сети, оставить за собой, как и «Плазма», по одному региону, а деньги инвестировать в Молдову или Беларусь...
Если ситуация будет развиваться в том же ключе, то последствия могут быть печальными: региональные экономические и политические войны, блокирование «инорегионных» товаров (ведь не секрет, что к щитовому бизнесу причастны многие организации и люди, которые вполне могут заблокировать в ответ на действия в Донецке, скажем, продвижение донецких товаров; такие же схемы вполне применимы и к другим регионам).
Возможно, правы те, кто говорит, что практически любой из нас, окажись он на месте «Плазмы» (четкое понимание всемерной поддержки региональных чиновников), действовал бы так же. Но человек предусмотрительный наверняка работал бы иначе. Я, например, очень четко понимаю, что даже в регионах, в которых моя фирма доминирует, мне ни в коем случае нельзя выходить за рамки принятых правил игры по качеству, ценам. Потому как рано или поздно все это выйдет боком.
Тому, кто воспринимает донецкую ситуацию как нечто отстраненное, к нему отношения не имеющее, могу посоветовать представить на секунду, что на его рынке произошло то же самое: все, ребята, собирайте вещи, отныне ваши сити-лайты (бас-шелтеры, эфир, площади...) будем продавать мы...
Что до монополизации в целом (распространении донецкого опыта на другие регионы) — я надеюсь, что этого не произойдет. Донецк уникален тем, что, ни в одном другом регионе нет столь мощных властных вертикалей, столь четкой подчиненности и столь своеобразного понимания бизнеса. То есть по большому счету нет административных предпосылок для такого развития событий. Во всех миллионных городах любой бизнес достаточно сильно разветвлен и раздроблен. И развитие политических событий в стране, а также некая среднесрочная перспектива их развития, надеюсь, не предполагает, что ситуация изменится к худшему.
РА «Октагон» пострадало от донецких событий весьма серьезно: у нас в середине июня было срезано 54 плоскости. Говорить о том, что это было сделано с нарушением контрактов, думаю, не имеет смысла — в контексте последних событий любому наблюдателю ясно, что документальные вопросы вторичны.
Геннадий ТКАЧЕНКО , заместитель донецкого городского головы, начальник отдела торговли и общественного питания:
— Количество донецкой рекламы сейчас, к сожалению, не перерастает в качество. Большинство фирм считает, что модернизировать рекламные конструкции и соблюдать нормативные требования сегодня не обязательно. Хотя для нормального развития рекламы это просто необходимо. На сегодняшний день в Донецке демонтируются только те рекламоносители, установка которых была проведена с нарушениями. Необходимо подчеркнуть, что именно на фактические нарушения обращается внимание в первую очередь, а не на что-либо другое. Никакой политики в этом нет. И попытки монополизировать рынок — также. Демонтируются щиты совершенно разных фирм, и в этом нет привилегий никому. Скажем, было срезано 30 щитов одной только фирмы «Плазма».
В соответствии с действующим законодательством, рекламоносители — это временные объекты, и если они установлены с нарушениями определенных норм и требований, по мере истечения срока они демонтируются. Сегодня множество щитов установлено на газопроводах, телефонных и электрических коммуникациях, на водопроводах и канализациях. Очень часто в связи с установкой рекламы коммунальная служба города оказывается парализована (как, например, однажды рекламная тумба буквально раздавила канализационные трубы, из-за чего канализационные стоки текли по одной из центральных улиц города — бульвару Шевченко). При этом службы несут немалый ущерб: к примеру, когда щит раздавил водопровод, водоканал понес урон в 17 тысяч гривен. Фирмы предоставляют нам документы на установку рекламы, в которых вроде бы все в порядке, но фактическая установка того или иного щита от прописанной в этих документах отличается. Например, разница может быть всего в несколько метров, что на первый взгляд не важно, но на самом деле это может нанести серьезный ущерб городу. Это безусловное нарушение действующих нормативных актов, которыми за подобные нарушения предусмотрен демонтаж рекламоносителей. Подготовила Анна ХРИПУНКОВА , Донецк.