Анатолий ЗБОРОВСКИЙ, Ирпень, Киевская обл.:
Если сравнить с событиями в России, складывается впечатление, что определенным силам выгодно сорвать выборы, установив чрезвычайное положение. Однако, если судить по общению с окружающими, люди пока что не испуганы, у многих есть стойкое желание получать информацию и особенно трактовку событий из разных источников. Но не многим это доступно.
Елена МАРЧУК, Киев:
Эти теракты — целенаправленные акции. Методы чисто коммунистические, ведь в советской реальности было общепринятым взбираться во власть любыми, самыми страшными методами. Поэтому такие события выгодны только левым экстремистам и Кучме, чтобы показать: какие мы серьезные, как нас хотят убрать, мы — в центре внимания! Всеми силами нагнетается обстановка страха.
Дмитрий ПРОХОРОВИЧ, Сумы:
Я считаю, что эти теракты — провокация властей. Ведь сразу же возникает вопрос: «Кому выгодно убрать Наталью Витренко и скомпрометировать Александра Мороза?». Особенно последнее — этот компромат одновременно падает на всю «каневскую четверку», и, таким образом, действительно одним ударом можно избавиться от всех конкурентов. Та информация, которая поступает из России, согласуется с этим актом, в том, что власти раздувают террором страх.
Многие люди, насколько я вижу в нашем городе, еще не прозрели, колеблются в выводах. Ведь на телевидении нет никакой альтернативной информации, газеты, кроме прокучмовских, — не доходят. Люди дезинформированы, отключены от множественности информации, а потому ажиотаж вокруг терактов вызывается искусственно. Как и страх.
Евгений КОПАТЬКО, директор Донецкого информационно-аналитического центра:
Впервые в Украине внимание к одному из кандидатов привлечено с помощью такой акции. Это должно вызывать тревогу у всех остальных. Если это коснулось одного, то в любой момент может коснуться кого-то еще. Но не стоит нагнетать ситуацию в этом плане. Пусть сначала разберутся правоохранительные органы.
Если же истерия будет продолжаться, то это никому из потенциальных кандидатов не будет выгодно. Н. Витренко сказала, что не будет отказываться от борьбы, и это должно поднять ей рейтинг. Я не исключаю, что именно это и было целью «покушения», но сейчас не хочется об этом даже думать, потому что, когда страдают невинные люди, у народа это может вызвать совершенно другую реакцию. Не хотелось бы, чтобы рейтинг кандидатов поднимался таким образом.
Пока рано делать выводы и из той скупой информации, которую на данный момент предоставляют СМИ, о том, например, что к теракту причастны люди из штаба А. Мороза. Не хотелось бы, чтобы по этому поводу был какой-то ажиотаж. И так кампания эта идет тяжело, как никогда — в такой напряженной атмосфере, в такой экономической и политической неопределенности кандидатам еще не приходилось бороться.
Сейчас нужно быть очень осторожным и сдержанным в оценках. Я убежден, что нагнетание социальной напряженности сейчас не выгодно ни власти, ни оппозиции, потому что, если ситуация выйдет из-под контроля, никто с ней уже не справится.
Очень хороший шаг с точки зрения контроля за честностью выборов предприняла «каневская четверка». Всем должно быть выгодно, чтобы Украина провела честные выборы.
Станислав КАТАЕВ, доктор социологических наук, Запорожская государственная инженерная академия:
У нас в провинции об этих событиях я могу судить только из СМИ. Но, что касается покушения на Наталью Витренко, это слишком уж похоже на провокацию. А в чьих это было интересах, сказать трудно. Если бы действовали профессионалы, то они бы действовали наверняка. Похоже, что либо пугали человека, либо — но это было бы слишком абсурдно — такие действия предприняты самой Н. Витренко с целью поднять свой рейтинг.
Прямым последствием произошедшего должно быть, по идее, повышение рейтинга Н. Витренко и снижение рейтинга А. Мороза. Это то, что могло быть кому-то выгодно. Но зачем тогда людям Мороза делать что-то, что может снизить его популярность? Согласитесь, это абсурд.
Эти события могут стать поводом для повышения общего уровня политической тревожности в обществе. Аналогии с российской ситуацией налицо.
Сергей МАКЕЕВ, доктор социологических наук, Институт социологии:
Страна живет в ожидании худшего, и эти ожидания оправдываются. Это беда для общества и для государства, но этой беде никто уже не удивляется. Предвыборная кампания — не лучшее время для демонстрации хороших качеств, но такое массированное наступление худших человеческих качеств, которое мы наблюдаем в сегодняшней избирательной кампании, поражает и страшит.
Единственный позитивный момент этого события заключается в том, что оно позволило прорвать информационную блокаду. Вдруг наши государственные СМИ поведали народу, что, кроме действующего Президента, на этот пост претендует еще несколько человек.