Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Концессионное решение проблемы коммунальных неплатежей

14 июня, 2000 - 00:00

Недавно в Верховной Раде Украины состоялся семинар «Практическое
применение концессий в коммунальном хозяйстве». Слово «концессия» наверняка
слышали многие, но ассоциируется оно у большинства, скорей всего, лишь
с «Золотым теленком» Ильфа и Петрова и нарушителем концессии «детей лейтенанта
Шмидта» Паниковским.

Между тем концессия — действенный инструмент экономического
роста и привлечения инвестиций. Франция имеет богатейший опыт применения
концессий, берущий свое начало в XVII ст. Директор Украинско-Европейского
консультационного центра по вопросам законодательства (UEPLAC) Жан-Люк
ПОЖЕ — один из тех, кто непосредственно принимал участие в разработке Закона
Украины «О концессиях». О перспективе концессий в Украине — в интервью
с экспертом:

— Смысл концессии заключается в том, чтобы осуществить
процесс передачи в делегированное управление предприятия или коммунальной
службы. При этом право собственности на эти объекты остается в руках государства.
Это промежуточный этап между государственным управлением и полной приватизацией.
Концессии могут быть применимы ко всему комплексу коммунальных служб: водоснабжение,
канализация, отопление, электроснабжение, служба утилизации бытовых отходов,
а также автодороги, мосты, тоннели, аэропорты, морские и речные порты,
железная дорога и т.д. Инвестор, вложив средства, осуществляет эксплуатацию
объекта и получает от пользователей плату, которая позволяет ему вернуть
инвестиции, вложенные на первоначальном этапе, и получить прибыль. Возможности
развития концессий в Украине огромны, но на данный момент абсолютно не
используются.

— Закон Украины «О концессиях» был принят 16 июля 1999
года. Прошел почти год. Каковы практические результаты действия этого документа?

— Одна из последних статей закона определяет дополнительные
действия Кабинета Министров. Одно из главных — разработка типового контракта
концессии. Эта работа еще не завершена. Также был определен перечень тех
предприятий и служб, управление которыми может передаваться в концессию.
Но остается главная проблема — концепция образования концессий все еще
малоизвестна в Украине.

— Сколько длится процесс передачи объекта в концессию?

— Средний срок — от одного до трех лет. Он включает в себя
переговоры, обсуждение и заключение контракта. В процессе передачи в концессию
необходимо не только решить юридические вопросы, но и определить объемы
необходимых инвестиций и работ, которые нужно будет произвести. Такой подготовительный
срок касается как украинских, так и иностранных концессионеров. Необходимо
также сказать, что перечень объектов, которые могут передаваться в концессию,
был определен в Украине, но настоящей рекламы, способной привлечь внимание
как украинских, так и иностранных инвесторов до сих пор нет. Политическая
воля в этом вопросе не продемонстрирована. К тому же зарубежные инвесторы,
которые могли бы вложить свои деньги в концессии, еще не убеждены, что
это целесообразно для них.

— С чем это связано?

— Во-первых, с неразработанностью коммерческого законодательства,
а значит, с потенциальными трудностями в процессе управления объектом.
Во-вторых, с экономической ситуацией в Украине. Необходимо, чтобы пользователи
объектов имели возможность оплачивать услуги. Я считаю, что применение
концессии в коммунальном хозяйстве как раз могло бы позволить найти решение
проблемы оплаты этих услуг, сняв этот груз с органов госуправления. Тем
более что одним из условий МВФ является уменьшение внутреннего долга, который
как раз и включает долг по оплате коммунальных услуг. Хотя все понимают,
насколько низка платежеспособность украинского населения, но в любой ситуации
за пользование услугами кто-то должен платить. И либо это происходит через
бюджет, либо платит население. Безусловно, иностранные инвесторы придут
в Украину только тогда, когда это будет для них выгодно.

— Кто может быть концессионером? На каких условиях будет
передаваться коммунальный объект в концессию?

— Закон определяет, что концессионером может стать любая
компания: украинская, иностранная или со смешанным капиталом. В целом вопрос
рассматривается с точки зрения эффективности концессии конкретного объекта.
Если взять в качестве примера железную дорогу, то государственная организация
под контролем Министерства транспорта определяет политику в области развития
железнодорожного транспорта, а управление самой инфраструктурой может быть
передано нескольким концессионерам, в т.ч. международным. В целом условия
передачи в концессию сопоставимы с условиями приватизации. Они определяются
в концессионном договоре, где содержатся обязательства подписавших его
сторон.

— Если желающих на один объект будет несколько?

— В таком случае будет организован тендер. Причем эта процедура
должна быть прозрачной и контролируемой, чтобы не перевести тендер в русло
олигархизации. В случае передачи объектов в руки концессионеров посредников
быть не должно.

— На какой срок могут передаваться объекты в концессию?

— Это зависит от самого объекта. В службе водоснабжения
— это 15—20 лет, в управлении транспортной инфраструктурой — договоры на
30 лет. Договор определяет, что по истечении срока его действия концессионер
возвращает объект в руки государства. Опыт в этой области показывает, что
после этого либо организовывается новый тендер на концессию, либо продлевается
предыдущий договор.

— Существует ли потенциальная опасность передачи украинской
собственности в эксплуатацию зарубежным фирмам?

— Я не вижу тут никакой опасности. Законом определено следующее:
концессионный договор, определяющий взаимные обязательства сторон, может
быть разорван государством в любой момент. Естественно, при условии выплаты
компенсации концессионеру за тот объем инвестиций, которые были вложены,
но на тот момент еще не успели вернуться в процессе эксплуатации. Эта система
успешно применяется во многих странах мира. Американец, открывающий водопроводный
кран, не знает, с участием чьей компании, занимающейся водоснабжением,
подана эта вода. В любом случае риск со стороны государства при передаче
в концессию намного меньше, чем при полной приватизации.

Юлия ШАЙДА, «День» 
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ