Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Конфликт памятников и памяти,

или Келин, Мазепа, Петлюра и полтавская дилемма
22 февраля, 2011 - 20:24
ГРАФИКА СЕРГЕЯ ЯКУТОВИЧА ИЗ ЦИКЛА «МАЗЕПИАНА» / ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»
ФОТО ИЗ СТАРОГО ПОЛТАВСКОГО АЛЬБОМА. ПУСКАЙ В АЛЬБОМЕ И ОСТАЕТСЯ / ФОТО С САЙТА WWW.LOL.POLTAVA.UA

Несмотря на то, что знаменитая битва под Полтавой произошла более 300 лет назад, страсти вокруг нее не утихают до сих пор, получая новые импульсы развития и сюжетные повороты. Речь идет, конечно, не только о нашумевшей истории с (не)установкой монументов гетману Ивану Мазепе и главе Директории УНР Симону Петлюре (см. «День» № 232-233 за 17—18 декабря 2010 г.), но и об относительно недавних скульптурных инициативах местных властей.

«ДОЛОЙ МУТАНТА-ОККУПАНТА!»

В июне 2010 г., когда отмечали очередную годовщину Полтавской баталии, советник тогдашнего городского головы, кандидат архитектуры, доцент Полтавского национального технического университета имени Юрия Кондратюка Валерий Трегубов заявил о реконструкции памятника «доблестному коменданту Полтавы полковнику Келину и славным защитникам города в 1709 г.». На практике это означало, что скоро гранитный обелиск около парка «Победа» увенчает фигура двуглавого орла, которую в 1921 г. как символ империи демонтировали большевики. По словам архитектора, кстати, считающего себя умеренным украинским националистом, суть реконструкции (скульптор Сергей Олешко) заключается в восстановлении первоначального вида культурной ценности. «Без каких-то элементов памятник несовершенен. Например, если бы кто-то нашел аутентичные руки Венеры из Милоса, то неужели бы их не добавили к скульптуре богини? Сделали бы копию того образа, к которому мы все привыкли, но восстановили бы первоначальный замысел автора скульптуры», — говорит Валерий Трегубов.

После этого патриотическая общественность города сразу забила тревогу и обвинила архитектора и чиновников горисполкома в русском национализме и холуйской угодливости. «Намерение пропагандировать в бронзе российский империализм Трегубов и его единомышленники аргументируют тем, что так памятник выглядел во времена царизма, а, следовательно, без двуглавого имперского орла он «несовершенен». Еще одним «аргументом» является то, что «все работы профинансированы меценатом», фамилию которого уважаемый архитектор скромно замалчивает. А что, если завтра какой-нибудь меценат захочет «ради исторической справедливости» восстановить памятник Сталину или завесить городские учреждения портретами российских царей и большевистских вождей? По нашему глубокому убеждению, шовинистические предпочтения, политические или финансовые интересы меценатов, архитекторов или любых лоббистов не должны влиять на то, какой вид будет иметь наш город», — говорится в заявлении движения добровольцев «Пространство свободы». Во время июльского рок-фестиваля «Мазепа-фест-2010» активисты этой общественной организации устроили у монумента полковнику Келину мини-перформанс, потроша символичную двуглавую курицу-мутанта и скандируя лозунги «Мазепу — в Полтаву, мутанта — в канаву!» и «Долой мутанта-оккупанта!»

ОРЕЛ РАСПРАВЛЯЕТ КРЫЛЬЯ

Сначала планировали, что реконструированный памятник защитникам Полтавы откроют ко дню города — 23 сентября 2010 г., но перед октябрьскими выборами в местные советы процесс «возрождения скульптурной и исторической справедливости» несколько притормозился. Тогда можно было рассчитывать, что на смену национально равнодушному городскому голове Андрею Матковскому придут более-менее чуткий к украинству преемник — предприниматель Александр Мамай («Совесть Украины») или экс-губернатор Полтавщины Валерий Асадчев (УНП). По результатам гонки, убедительную победу одержал А. Мамай, который, между прочим, во время предвыборной кампании довольно благосклонно отзывался о личности Ивана Мазепы, однако, став «мэром всех полтавцев», не захотел в который раз будоражить территориальную общину. В подтверждение правильности такой примирительной позиции градоначальник привел собственную статистику, свидетельствующую, что всего лишь 6% жителей города выступают за установку памятника Мазепе (скульптор Николай Билык). В то же время мэр Полтавы подчеркнул, что этот вопрос больше относится к компетенции президента и парламента, решения которых, конечно, следует выполнять, а он, мол, занимается только хозяйственными делами. Как будто и не было соответствующего пункта в указе Виктора Ющенко об ознаменовании 300-летия военно-политического выступления гетмана Ивана Мазепы и решения городского совета предыдущего созыва (правда, впоследствии отмененного).

Зато Александр Мамай куда более благосклонно относится к упомянутой инициативе архитектора Трегубова и не воспринимает двуглавого орла как символ Российской империи. «Что касается меня лично и этого памятника, то я возражать не стану. Тем более, когда я увидел в интернете, каким был этот памятник, он мне очень понравился. Все мои родственники по линии матери и отца живут в Санкт-Петербурге. Поэтому отношение к России у меня самое чистое. Я уверен, что нам необходимо сотрудничество и с Россией, и с Беларусью, и с Казахстаном. Между нашими странами должны быть не только партнерские, но и дружеские отношения», — заявляет полтавский городской голова Александр Мамай. И, похоже, именно орел с лавровым венком в когтях должен символизировать эту неразрывную дружбу братских народов.

На фоне незаинтересованности местных властей в увековечении украинских исторических деятелей звучат довольно эксцентричные контрпредложения со стороны отдельных политических сил. Так, в августе 2010 г. экс-кандидат на должность мэра от ВО «Свобода» Василий Ковальчук, наверное, вдохновившись запорожским опытом, предложил установить памятник Мазепе (без постамента) в собственном дворе в центре города — временно, пока не возрастет национальное сознание полтавцев, чего придется ждать, возможно, не один год. «К величайшему сожалению, значительная часть общества, в том числе власти, местное самоуправление, живут ценностями, сформированными колониальным и коммунистическим прошлым, которые очень крепко сидят в головах людей. Полтава переполнена колониальными памятниками, поэтому логично было бы, чтобы Украинское государство наконец поставило памятники своим героям и люди увидели, что оно не только беспокоится о важных социальных вещах, но и имеет собственный взгляд на свою историю. Должны быть не только памятники «русской виктории», но и монументы украинским рыцарям», — утверждает председатель областной ячейки «Просвіти», народный депутат от «Нашей Украины» Николай Кульчинский. Он не поддерживает идею Василия Ковальчука и в крайнем случае предлагает установить Мазепу возле Свято-Покровского храма УПЦ КП в спальном микрорайоне Сады-2, если на это даст согласие муниципалитет.

А пока бронзовый гетман два года подряд стоит совсем в другом дворе — творческо-производственного комбината «Художник» в Киеве, на обелиск защитникам полтавской крепости готовится «взлететь» двуглавый орел. Претворение в жизнь этого замысла может вызвать очередную волну протестов, поэтому, во избежание их, активисты патриотических движений призывают городские власти наконец опомниться и прекратить действия, имеющие, мягко говоря, неоднозначное символическое значение.

КОММЕНТАРИЙ

«НЕ БОЯТЬСЯ ПРИЗРАКОВ ПРОШЛОГО»

Андрей М. ОКАРА, публицист (Москва):

— Вопрос о восстановлении на памятнике Келину в Полтаве двуглавого имперского орла лучше не рассматривать в черно-белой перспективе — в оптике «за» или «против». Да, с одной стороны, восстановление этого памятника в аутентичном первозданном виде нужно приветствовать, поскольку он является не только памятником Полтавской битве, но также и артефактом начала XX века. Кроме того, с орлом он становится завершенным и эстетически более интересным. Не говоря уже о том, что памятники нужно восстанавливать в первоначальном виде. Но, с другой стороны, любые памятники — это прежде всего знаки и символичные манифестации определенных идей, а уже потом произведения искусства. Поэтому нужно смотреть, что именно в символичном плане будет означать восстановление орла сейчас.

Орел оказывается в том же контексте, что и одесский и севастопольский памятники Екатерине II, что и запорожский памятник Сталину и симферопольский «антибандеровский» памятник «Выстрел в спину».

Показателен безумный восторг от восстановления всех этих памятников, включая полтавского орла, со стороны украинофобов и украиноненавистников — как российских, так и украинских (включая полтавцев). Для Российской империи Полтавская битва стала точкой отсчета, для гетманской Украины — скорее, наоборот, точкой невозвращения. Думаю, в подобном сложном символичном контексте целесообразно было бы увязать вопрос о двуглавом орле на памятнике Келину с вопросами об установке в Полтаве памятников Ивану Мазепе и Симону Петлюре.

То есть либо Полтава — это город свободных духом людей, которые не боятся призраков из прошлого, толерантно относятся к любым историческим артефактам, и тогда уместны и двуглавый орел на памятнике Келину, и Мазепа в центре города, и Петлюра ближе к дому, где он родился; либо Полтава — это город морально недоразвитых и духовно ограниченных фанатиков, тогда нужно подождать — и с двуглавым орлом, и с Мазепой, и с Петлюрой, — пока народ не повзрослеет. Если же орел появится без Мазепы и Петлюры, то, учитывая настроения полтавских ненавистников Российской империи, не удивлюсь, что его постигнет судьба запорожского памятника Сталину.

Сергей ШЕБЕЛИСТ, Полтава
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ