Итак, «первый тайм» конституционной реформы закончился с крайне неопределенным результатом. Этапы большого пути:
1) 11 июля Верховная Рада ценой неимоверных усилий спикера приняла постановление, согласно которому законопроекты можно передавать в Конституционный Суд без голосования высшего законодательного органа.
2) В. Литвин, воспользовавшись предоставленным ему правом, передал в КС аж три законопроекта по изменению Конституции: президентский, парламентский и заодно проект Л. Грача (посвященный предоставлению статуса официального русскому языку).
3) Л. Кучма усомнился в правовой состоятельности парламентского решения и заявил о готовности отозвать свой проект. Пока непонятно, в какой юридической форме это будет осуществлено, но очевидно, что спикер слегка погорячился.
4) Последовала резкая реакция со стороны всех оппозиционных сил. БЮТ, НУ, КПУ, СПУ и лично В. Литвин бросились убеждать Президента, что делать это не надо, да и сделать это невозможно. Ну-ну…
Попытаемся определить, кто и что получил в результате завершения этого этапа конституционных изменений.
КПУ И СПУ
Как известно, именно левые силы были инициаторами парламентского проекта. И именно они пытались пропустить оба проекта «одним пакетом». И пропустили. Победа? В тактическом плане — безусловно, но вот почему-то не видно особой радости на лицах победителей.
Г. Крючков даже высказался в том смысле, что отзыв президентского проекта означает отказ от реформы. С чего бы это? Ведь есть же парламентский проект?
Ларчик между тем открывается просто. В действительности никакого «парламентского проекта», который мог бы получить поддержку существенно большую, чем 80-ти депутатов фракций КПУ и СПУ, просто не существует. Большинство пальцем не пошевелит, чтобы «пропихнуть» морозовский проект. Отчасти из-за неприятной значительной части депутатов нормы пропорциональных выборов. Что мы и наблюдали в сессионные дни, предшествующие 11 июля.
«НАША УКРАИНА» И БЮТ
В отношении правых остается только присоединиться к Л. Кучме, недоумевающем по поводу мотивов такого их голосования. Стоило же блокировать работу сессии, подставлять себя под обвинения в нежелании разрешить «хлебный кризис» и т.п. только для того, чтобы пропустить в КС законопроекты Мороза и Грача! Один из которых, напомню, неприемлем идеологически, а второй сводит функции президента к сугубо представительским. И это при том, что позиция обоих блоков касательно реформы хорошо известна.
БЮТ против реформы вообще. Причем, судя по некоторым высказываниям Юлии Владимировны, для нее и нынешняя Конституция — верх «либерализма».
«НУ» — за реформу. И, кажется, даже за изменение Конституции. Но не сейчас, а потом — при новой власти, которая, мол, будет пользоваться доверием народа.
Инициатором решения, принятого 11 июля, был член фракции БЮТ А. Матвиенко. И, думаю, не случайно. Почему-то кажется, что идея предоставления права передачи конституционных законопроектов в Конституционный Суд председателю ВР появилась не в разгоряченных головах ищущих компромисса депутатов, а у грамотных юристов, работающих в штабах «НУ» и БЮТ. Уж они-то знали, что существует решение КС по делу 1-26/98 от 9 июня 1998 года, в котором было четко указано, что только Верховная Рада может обратиться в Конституционный суд по вопросам о предоставлении вывода относительно законопроектов об изменениях в Конституцию.
Естественно, в упомянутом решении (кстати, имеющем силу закона) приводилась и юридическая аргументация, но такое решение объясняется даже простой логикой. Допустим, в соответствии с предложенной ВР процедурой, Президент хочет осуществить изменения в Конституции. Он регистрирует проект в ВР (это чисто техническая процедура), передает его в КС. КС в течение нескольких месяцев его рассматривает (допустим, он соответствует Конституции). Затем законопроект возвращается в ВР и… не попадает даже в повестку дня, поскольку президенту не удалось собрать необходимых для этого 226 голосов. Ну и зачем, спрашивается, огород городить, если можно было еще на первом этапе выяснить, что проект не имеет шансов получить поддержку не то что конституционного, но даже простого большинства? Потому и указывается, что передавать проекты в КС может только та инстанция, которая будет этот проект рассматривать и принимать — Верховная Рада. Кстати, по той же причине непонятно, каким образом в КС вообще могут оказаться два конституционных проекта? Ведь поддержку 226 (не говоря о 300) голосов, если следовать логике, может получить только один.
С точки зрения здравого смысла, смешно выглядят и возражения депутата-нашеукраинца Н. Катеринчука, который утверждает, что Президент не может отозвать свой проект, поскольку субъектом его представления является также и парламент. Процедура отзыва наверняка не прописана, но ведь ВР сама отказалась от права передавать в КС конституционные законопроекты! Ведь ни аппарат ВР (регистрирующий проект), ни 150 депутатов, ни председатель, ни даже 226 депутатских подписей не могут подменять собой ВР! Мнение ВР — результат голосования, осуществленного по заведенной процедуре. Кажется, к такому же выводу пришел и В. Литвин, который сейчас срочно подменяет понятия, стараясь «перепутать» право законодательной инициативы с правом представления конституционных законопроектов в КС.
Представляется, что правая оппозиция своей «подсказкой» поставила ловушку левым и Президенту, протащив решение, юридическая ценность которого, мягко говоря, сомнительна. Если даже КС и рассмотрит законопроекты по существу (что маловероятно), тот же А. Матвиенко может «вдруг вспомнить» о решении КС от 9.06.98 и… дело в шляпе! Законопроекты (все три) ВР уже рассматривать по существу не будет, ибо нарушена конституционная процедура их передачи в КС. Потому, кстати, избрана и форма постановления, а не закона…
В общем, на данном этапе правая оппозиция выиграла вчистую. Во всяком случае, ей так кажется…
СПИКЕР
Владимир Михайлович выглядит победителем. Все как он и хотел: процессом — управляет, точку зрения меньшинства — уважает, от АП — независим. Действительно — председатель всей ВР. Однако нервная реакция на вовремя всплывшее решение КС заставляет предположить: Владимир Михайлович уже понял, куда его завело желание вести собственную политическую игру.
Во-первых, Литвин не смог «пробить» президентский проект (единственный, который при соответствующем согласовании и редакторской правке мог бы рассчитывать на 300 голосов), он провел сомнительную процедуру передачи проектов в КС, он передал президентский проект в КС не только вместе с парламентским (а это условие, при котором Президент обещал свой проект отозвать), но и без согласования с Президентом.
Во-вторых, Литвин уже вряд ли будет пользоваться доверием и поддержкой со стороны парламентского большинства. Неспособность управлять парламентом, продемонстрированную во время передела комитетов, можно было простить. Но сознательное игнорирование интересов ПБ и Президента!.. Не может считаться председателем всей ВР человек, под руководством которого 120 депутатов от радикального меньшинства диктуют свою волю 330-ти.
В-третьих, спикеру не стоит, пожалуй, рассчитывать и на симпатии со стороны радикального меньшинства. Как человеку, который становится на сторону любого, повысившего на него голос. Как человеку, не способному и не желающему выражать интересы той силы, которая провела его в парламент и усадила на председательское место.
ПРЕЗИДЕНТ
На первый взгляд, Президент проиграл. Он так и не смог провести свой проект в качестве единственного в КС. Он не сможет теперь продолжить свои полномочия и провести референдум. Впрочем, его высказывания и главное — отзыв проекта заставляют думать, что А. Мороз сотоварищи хотели пролонгации и референдума больше, чем сам Кучма. В. Малинкович уже предполагает, что Кучма поддержит парламентский проект. Однако не будем спешить.
И так понятно, что проект Президента в первоначальной форме не мог быть принят ВР. Собрать 300 голосов в поддержку «подозрительной» нормы о выборах в один год было нереально. Тем более нереально было собрать 300 голосов в поддержку конституционного закона (а Президент видел этот закон именно конституционным, о чем неоднократно говорил) о проведении следующих выборов в 2006 году. Следовательно, эти нормы, равно как и двухпалатный парламент, были «ловушками для оппозиции».
Так же не может идти речь о незаконном референдуме или Конституционной ассамблее — не для того Президент столько времени налаживал отношения со США и Европой, чтобы враз вернуться к температуре отношений времен кассетных скандалов.
Следовательно, Президент был готов к тому, чтобы идти на дальнейшие компромиссы и провести через парламент модель парламентско-президентской республики. Чего же он достиг в результате «первого тайма»?
Во-первых, с высокой степенью вероятности удастся устранить парламентский вариант конституционных изменений. Поскольку президентский проект в нынешней форме так или иначе будет отозван, все шишки за несоответствие процедуры достанутся парламентскому детищу.
Во-вторых, Президент спровоцировал Ющенко и Тимошенко показать свое действительное отношение к реформированию Конституции. «Партизанская война» более невозможна — маски сброшены, заявления, свидетельствующие о неприятии парламентско-президентской модели, сделаны. Оппозиция окончательно расколота, а левым дан четкий сигнал: если хотите политической реформы и не хотите запрета КПУ — вам на Банковую.
В-третьих, Президент выяснил, кто есть кто в его окружении.
В результате Президент оставил за собой свободу распоряжаться значительной частью голосов большинства. Уже поступил сигнал, что центром принятия решений остается АП, — Президент с сожалением дал понять, что министр иностранных дел будет отправлен в отставку. И без сожаления, — что В. Медведчук останется главой АП. Похоже, это не последнее решение, долженствующее показать растерявшемуся было большинству, кто в доме хозяин.
Следовательно, осенью мы должны ожидать появления нового, скорее всего, уже согласованного с коммунистами проекта, который с легкостью наберет 226 голосов для передачи в КС и с некоторыми незначительными затруднениями — 300 голосов. Так что тактическая победа оппозиции не исключает стратегической победы Президента.