Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Конституционное дерби

Соратники Президента намерены отменить поправки в Основной Закон
21 августа, 2006 - 18:24

Народные депутаты от «Нашей Украины» заявляют о том, что в сентябре планируют направить в Конституционный Суд представление с требованием отменить политреформу. Нашеукраинцы уверены в том, что наберут необходимые для этой инициативы 45 подписей парламентариев. В то же время представитель Президента в Конституционном Суде Владимир Шаповал заявил, что возможность пересмотра поправок к Основному Закону не является позицией Виктора Ющенко. Однако не секрет, что с самого начала своего президентства Виктор Ющенко неоднократно критиковал политреформу, принятую два года тому назад при его же согласии.

С целью «перестраховаться» в день приведения к присяге судей КС, парламентарии приняли закон о внесении изменений в Конституцию, запрещающий Конституционному Суду проводить ревизию внесенных изменений в Конституцию. Закон № 79-V был принят большинством депутатов, а Виктор Андреевич, вопреки опасениям народных избранников, его подписал. Однако представитель Президента в КС Владимир Шаповал заявил, что, вопреки запрету со стороны Верховной Рады, Конституционный Суд может пересмотреть политическую реформу, исходя из статьи 152 Конституции Украины. Согласно этой статье, законы и другие правовые акты по решению КС признаются неконституционными полностью или в отдельной части, если они не отвечают Конституции или если была нарушена установленная Конституцией Украины процедура их рассмотрения, утверждения или вступления в силу. «Это означает, что если будет представление и если судьи будут считать, что действительно была нарушена процедура рассмотрения закона №2222 (Закон о политической реформе), то все поправки, принятые в Закон «О Конституционном Суде Украины», не имеют значения. КС в своем решении может признать, что, исходя из норм Конституции, имеющей наивысший правовой авторитет, суд принимает решение относительно конституционной реформы и одновременно признает неконституционными поправки к Закону «О Конституционном Суде Украины», считает Владимир Шаповал.

Между тем Партия регионов приняла высказывания представителя Президента в КС весьма враждебно. Озвучили регионалы свое видение ситуации устами Евгения Кушнарева, назвавшего данную инициативу «предательством достигнутых договоренностей». Он, в частности, подчеркнул, что принятие закона о запрещении Конституционному Суду пересматривать политреформу было результатом компромисса, достигнутого между Президентом, спикером и премьер-министром относительно судьбы политреформы.

Напомню, политическая реформа, вступившая в действие с 1 января текущего года, несколько ограничивает полномочия главы государства, но отнюдь не парализует его влияние. Часть, в основном кадровых, «козырей» делегируется ВРУ. Теперь не Президент, а Верховная Рада по представлению главы государства назначает премьер-министра, министра обороны, министра иностранных дел, а также, по представлению премьера, других членов Кабмина, глав Антимонопольного комитета, Государственного комитета телевидения и радиовещания, а также Фонда государственного имущества. Она же и снимает их с должности, решает вопрос об отставке премьера и членов Кабинета Министров. В свою очередь, представление о назначении премьер-министра Президент вносит по предложению коалиции депутатских фракций. Предложение по кандидатурам членов правительства премьер-министру также подает коалиция депутатских фракций. В случае досрочного прекращения полномочий Президента на период до избрания и вступление на пост нового гаранта исполнение его обязанностей возлагается на председателя ВР (ранее в подобной ситуации они возлагались на премьера). Кабинет Министров, согласно новой Конституции, становится ответственным не только перед Президентом, но и перед ВР, и в своей деятельности должен руководствоваться не только законами и указами Президента, но и постановлениями Верховной Рады Украины. Кабинет Министров слагает свои полномочия перед новоизбранной Верховной Радой, а не Президентом, как это было ранее. Отправить Кабмин в отставку может только ВР, приняв, соответственно, резолюцию недоверия. От имени ВР Счетная палата контролирует не только использование средств госбюджета, но и их поступление.

Учитывая поправки в Конституцию Украины, несколько уменьшается влияние Президента на законодательный процесс. Так к Кабинету Министров переходят следующие полномочия главы государства: образование, реорганизация и ликвидация министерств и других центральных органов исполнительной власти, назначение на должности и увольнение по представлению премьер- министра руководителей центральных органов исполнительной власти, не входящих в состав Кабинета Министров Украины. Назначение же глав местных государственных администраций остается прерогативой Президента. Дополнительные полномочия, в свою очередь, получает и Президент. Отныне у него больше оснований для прекращения полномочий ВР. Если раньше Президент мог распустить ВР только в том случае, если в течение 30 дней одной очередной сессии пленарные заседания не могли начаться, то теперь он вправе прекратить полномочия ВР, если в течение одного месяца в ней не сформирована коалиция депутатских фракций, если на протяжении 60 дней после отставки Кабмина не сформирован персональный состав Кабинета Министров.

Но, со вступлением в силу изменений к Конституции Украины, по мнению экспертов, возникает ряд проблем правового характера. В частности, указанные изменения оставляют нерешенными вопрос о судьбе Кабинета Министров, после распада парламентской коалиции. В соответствии с духом Основного Закона, в таком случае правительство должно было бы подать в отставку, но в Конституции прямо об этом не говорится. Предусмотрены лишь следующие причины отставки Кабмина: отставка премьер-министра, после представления им соответствующего заявления в ВР, и утверждение Верховной Радой недоверия Кабинету Министров Украины. Логично, что после распада парламентской коалиции новая коалиция примет резолюцию недоверия правительству, сформированному ее предшественницей. Но тут ведь вступают в силу указанные выше ограничения на рассмотрение вопроса об ответственности Кабмина (например, как быть, если парламентская коалиция распалась раньше чем через год после утверждения ВР программы деятельности правительства?)

Изменения к Конституции Украины не корреспондируют с действующим Регламентом ВРУ. Возникает необходимость в разработке и принятии закона о регламенте Верховной Рады Украины, отвечающего новым условиям деятельности парламента и его полномочиям. Необходимо также привести в соответствие с указанными изменениями Законы «О политических партиях в Украине» и «О статусе народного депутата Украины», в частности, с учетом введения императивного мандата. В значительной степени ослабляются позиции Президента во внутриполитической сфере. Однако в его компетенции, как известно, остается внешнеполитическая деятельность, вопрос национальной безопасности (соответственно, влияние на силовые структуры), а также назначение глав областных и районных администраций. В тоже время значительно усиливаются позиции премьера, который, будучи представителем коалиции депутатских фракций, получает возможность гарантированного конструктивного сотрудничества с парламентом без посредничества Президента и становится, таким образом, абсолютно самодостаточной политической фигурой, контролируя экономические и, в большей степени, внутриполитические процессы в стране. Вот, в общих чертах, суть вступившей с первого января в действие политреформы. Стоит ли ломать уже существующую модель парламентско-президентской формы правления и снова начинать все с чистого листа или лучше совершенствовать то, что есть? На этот вопрос окончательный ответ будет в сентябре, когда нашеукраинцы либо решительно возьмутся за отмену политреформы, либо оставят все как есть.

Наталия РОМАШОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ