Реформировать или нет? — этот наболевший вопрос рассматривался на последнем заседании Тернопольского пресс-клуба реформ. В течение последних нескольких лет эта проблема активно муссировалась в области, поскольку Тернопольщина безнадежно отстала едва ли не по всем показателям. Местные патриоты защищали область от каких-либо посягательств, по принципу «пусть будет как есть, потому что вообще ничего не останется». Радикально настроенные круги поддерживали идею расформировать область, чтобы рядовые граждане не мучались из-за жалкого состояния экономики. Рядовые обыватели большей частью не определились, поскольку их больше заботит вопрос, как прокормить собственные семьи, чем проблема потери должностей высокопоставленными чиновниками.
Во время заседания пресс-клуба журналистов интересовало, насколько актуально проведение такого глобального реформирования и как оно коснется нашей области. По словам начальника управления градостроения и архитектуры Тернопольской облгосадминистрации, заместителя руководителя областной рабочей группы по организации, подготовке и проведению реформы Олега Залищука, «реформирование системы управления государственного и территориального устройства проводится с целью предоставления реальной возможности для человека получить максимальное количество услуг от органов власти на каждом уровне управления. Именно человек и удовлетворение его потребностей должны оказаться в центре внимания власти». Такого же мнения и другие члены рабочей группы: начальник главного управления экономики Тернопольской ОГА Ирина Бойчик, секретарь рабочей группы Владимир Коваленко, начальник орготдела аппарата Роман Легкий.
Как рассказали члены областной рабочей группы, сейчас в области завершается масштабное обсуждение административно-территориальной реформы. Во всех районах, кроме Гусятинского, состоялись встречи с общественностью. И якобы большинство населения поддерживает идею реформы. 15 июля на базе крупнейшего в области Чертковского района будет готова модель такого реформирования. Суть его — сделать трехуровневою систему управления: сельская (поселковая и городская) община, районы и регионы. Теперь на Тернопольщине 580 общин, а после этих изменений будет 180—200. Городов-регионов на Тернопольщине не будет, поскольку для этого необходимо, чтобы численность населения в нем достигала 750 тысяч. Тернополь будет всего-навсего городом-районом. Все другие нынешние райцентры — нет, потому что количество населения в райцентре должно быть 70 тысяч человек. На Тернопольщине в райцентрах проживает около 20— 30 тысяч. Правда, единственным утешением для консервативных кругов является то, что Тернопольскую область расформировывать не будут и ни к каким регионам не будут присоединять. Во всяком случае так утверждали члены рабочей группы, которые убеждали присутствующих в целесообразности реформирования. Вместе с тем сокращаются школы в небольших селах. Куда денутся безработные педагоги, журналисты так и не узнали, зато учеников якобы будет каждый день возить сельский автобус. А зимой еще и впереди автобуса будет ездить бульдозер, который будет убирать снег с пути. За какие средства будут заправлять автобусы, бульдозеры, будут платить водителям зарплату, журналисты конкретного ответа не услышали. В то же время у сельских бюрократов наступит «полная лафа». Если до этого они почти ничего не делали, так теперь им в этом будет помогать расширенный штат. Запланировано, что в новообразованных сельских советах количество работников разрастется до 11 человек (предусмотрены должности председателя, заместителя, секретаря, бухгалтера, экономиста, юриста, кассира, водителя и даже охранника и тому подобное). Если ныне на Тернопольщине в низовых 580 сельских советах работает 1740 человек, то после реформы будет 2200. Соответственно и вырастут расходы: с нынешних 54 млн. гривен до 160—200 млн. гривен на нашу едва ли не самую малую область.
Общий экономический эффект реформы должен быть, как считает Ирина Бойчик, таким: основной источник развития общин — это бюджеты развития, то есть деньги на содержание этой всей инфраструктуры «будут капать» не из района или облцентра, а непосредственно из бюджета страны. По мнению членов рабочей группы, после реформы укрупнения низовых советов не нужно будет ехать крестьянам по 20—40 км за справкой, поскольку на местах будут предусмотрены такие «пустяки». Кроме необходимой документации, община любого села получит возможность воспользоваться услугами детского дошкольного образования и воспитания, начальное общее образование, первичную медпомощь. Кроме того, руководство общин должно будет обеспечить организацию торговли, эффективное использование земли и окружающей среды, содержание местных дорог и улиц, парков, бытовое обеспечение, санитарный и ветеринарный контроль. Но все эти «крестьянские блага» будут размещены только в «центральных» селах, а что будет на периферии неизвестно. По мнению Ирины Бойчик, от реформы наши сельские общины выиграют только в том случае, если будут пересмотрены бюджетный кодекс и законодательство. Если сначала низовые общины получат от государства финансовую поддержку, а потом законодательную базу для собственного развития, то уже через несколько лет наши села будут не в худшем состоянии, как восточноевропейские.