Социальное благополучие народов зиждется на социальном (то есть политическом, экономическом, правовом, моральном) порядке. Нормальный социальный порядок — это состояние общества, возникающее в результате функционирования социальных феноменов в соответствии с природными законами жизни общества. Правовой порядок (правопорядок) является фундаментальной составляющей социального порядка. Его можно определить как состояние общества, возникающее в результате функционирования социальных феноменов в соответствии с законами природного (естественного) права, закрепленными людьми в действующем законодательстве.
Как свидетельствует опыт, существует следующая закономерность: чем совершеннее социальный порядок (и его составляющая — правопорядок) в обществе, тем благополучнее жизнь людей. Эту закономерность достаточно полно отражает следующая притча. Когда-то один человек пришел к мудрецу и спросил его: «Что мне нужно сделать, чтобы мой сын был счастливым?». Мудрец ответил: «Сделай так, чтобы твой сын был гражданином государства, имеющего наилучший порядок!». Не труд или земля, природные ископаемые и т. п., как может показаться на первый взгляд, а именно правопорядок является источником благополучия людей. Достаточно присмотреться к образу жизни различных народов мира, чтобы обнаружить следующую закономерность: наиболее благополучные те народы, у которых наилучший правопорядок.
В соответствии с этой закономерностью следует сделать вывод: никакие реформы в современной Украине не могут привести к желаемым реформаторами результатам, если они не будут связаны с созданием в Украине прогрессивного социального, в том числе правового, порядка. Например, на этой закономерности основывалась реформа американского общества, осуществленная под руководством президента Франклина Рузвельта в ответ на социальный кризис, порожденный Великой депрессией. В основе разработанного по последнему слову науки под его руководством «Нового курса» находились меры по созданию нового, прогрессивного социального (и правового) порядка. Поэтому стали успешными осуществляемые в соответствии с «Новым курсом» политические, экономические, правовые и моральные реформы в США.
Исходя из этого, и следует сделать вывод об уникальной роли правопорядка для прогрессивного развития украинского общества. Отсутствием осознания этой роли украинскими реформаторами объясняются, по нашему мнению, хронические неудачи всех проектов реформ в Украине. Преступность и другие правонарушения, разрушающие правопорядок, сводят на нет любые политические, экономические, правовые и моральные реформы в Украине. Особенно это становится очевидным, если исследовать, например, роль коррупции в противодействии социальному (политическому, экономическому, правовому, моральному) прогрессу в Украине. Ее разрушающее действие на политику, экономику, право, мораль превращает благие намерения реформаторов в противоположные этим намерениям результаты.
В Украине сегодня симптомы кризиса правопорядка очевидны. Интегральным признаком этого кризиса есть такой феномен как злоупотребление законом. Это злоупотребление проявляется двумя способами. Первый способ злоупотребления законом — это коррупция кризисного типа, злокачественный характер которой проявляется в том, что сегодня в нашей стране взятки нужно давать не только за совершение незаконных деяний, но и за то, что принадлежит гражданам по закону. Таким образом, деньгами подменяется закон: «деньги — сильнее закона». Второй способ злоупотребления законом — это монополия государственной власти на применение закона. Таким образом, закон становится всего лишь «послушным» инструментом в руках людей, обладающих властью, то есть налицо признак: «власть — выше закона». Поэтому тот, кто сегодня в Украине хочет быть выше закона, — борется за власть, а тот, кто хочет быть сильнее закона, обзаводится соответствующими суммами денег. С помощью власти и денег происходит эксплуатация закона в ущерб тем, кто в нашей стране не имеет ни власти, ни денег.
Такое положение вещей препятствует формированию в Украине правопорядка, без которого невозможно благополучие народа.
Где же выход? Если присмотреться к опыту прогрессивных обществ, то можно обнаружить следующую закономерность: «какая правовая культура народа — таков и правопорядок он имеет». Тот факт, что в Украине ныне действует формула «деньги — выше закона, а власть — сильнее закона» — это отражение дефекта правовой культуры граждан. «Правовое» гражданское общество и «правовое» государство могут построить только «правовые» граждане, то есть граждане с развитой правовой культурой. И никто другой за них эту миссию выполнить не может — таков закон общественного развития. Отсюда вывод — лишь то, что способствует формированию правовой культуры у граждан Украины, приведет к процветанию нашей страны. И тот, кто может этому помочь, — больше всего может сделать для Украины!