Почти незамеченным в Украине стало заявление группы американских экспертов и бывших военных, опубликованное 11 января на сайте Атлантического совета. А тем временем заявление это по сути важнее фокусов «хромой утки» Трампа, так как речь в нем идет о вещах, от которых напрямую зависит как безопасность Украины, так и ее поддержка Западом.
Итак: экс-послы США в Украине Джон Хербст, Уильям Тейлор, Роман Попадюк и Стивен Пайфер, эксперты Стивен Бланк, Мелинда Гаринг, Глен Говард, Филипп Карбер, Роберт Макконел, экс-дипломаты Дональд Йенсен и Виктор Рад, генералы в отставке Бридлав, Уэсли Кларк и Бен Ходжис, Александр Вершбоу — бывший заместитель генсека НАТО и экс-посол США в России подписали документ, в котором говорится о «гражданской криминализации решений военных командиров и ее влиянии на безопасность Украины и поддержку Запада». Конкретная привязка заявления — к судебному решению по делу со сбитым боевиками Ил-76 в аэропорту Луганска в начале агрессии России в Донбассе. По словам подписантов, судебное преследование генерала Назарова, на которого суд возложил вину за гибель самолета, его экипажа и десантников, находившихся на борту, «не поощряет боевой дух и инициативу военных» во время войны. Такое расследование и криминализация решений боевого командующего — это «то, чему может радоваться только Россия». Украина не должна наказывать военных командиров за принятие сложных решений в условиях большой неопределенности и в сложных обстоятельствах, говорится в обращении.
Подписанты заявления предлагают, чтобы Офис президента, парламент, Верховный суд и Совет национальной безопасности и обороны рассмотрели этот вопрос и пересмотрели его. И не просто пересмотрели одиночное судебное решение, но и принципиально изменили судебную практику с тем, чтобы в дальнейшем суды над военными должностными лицами за решения на поле боя осуществлялись исключительно военными судами. От этих решений, подчеркивается в заявлении, будет зависеть реальность следования Украины в НАТО. Ни больше, ни меньше...
И как в подтверждение актуальности изложенных в письме проблем 12 января в Донецком апелляционном суде в Бахмуте разыгрались драматические события. Суд рассматривал апелляцию на меру пресечения Павлу ЛАНОВЕНКО — командиру 37 отдельного мотопехотного батальона. 4 декабря прошлого года Лановенко был награжден орденом Даниила Галицкого. Кроме того, он имеет несколько других боевых наград, воюет с 2014 года. Сейчас комбата подозревают в превышении власти или служебных полномочий в отношении своего подчиненного. Следствие, которое проводит ГБР, считает, что Лановенко незадолго до Нового года побил бойца, и это привело к тяжелым последствиям. Эту информацию на своей странице в Facebook опубликовало Командование «Юг». Там же была информация о том, что у бойца была «острая интоксикация неизвестного вещества». Суд Краматорска избрал Лановенко меру пресечения в виде содержания под стражей на гауптвахте 30 дней. А 12 января это судебное решение обжаловали в апелляционном суде Бахмута.
Взять комбата на поруки приехал исполняющий обязанности командующего ООС генерал-майор Виктор Ганущак; поступили ходатайства о взятии на поруки от офицеров части, где служит старший лейтенант Лановенко, от народных депутатов. Все бесполезно — суд не изменил меру пресечения. А между тем, по утверждению прокуратуры, в анализах потерпевшего следов наркотиков или еще какого-то вещества, которое вызывает интоксикацию, теперь уже не оказалось.
Я не берусь решать вопрос о том, в чем виноват Павел Лановенко, и виновен ли он вообще. Однако могут ли гражданские суды в зоне боевых действий, которые, по мнению многих экспертов, реально подконтрольны пророссийским силам, что-то решать по делам военных? И почему делом занимается ГБР, которое уже получило не только в Украине, но и за ее пределами не лучшую репутацию? А в придачу — об этом говорили ветераны боевых действий, которые собрались под залом суда, — каким-то чудом немало предателей Украины прекрасно себя чувствуют, а у ряда тех, кто все же находится на скамье подсудимых, отсутствуют меры пресечения? И если бы такого рода случаи были единичными...
Как по мне, Владимир Зеленский пока играет с огнем, но, кажется, не понимает этого. Как и многого другого. Хотя, справедливости ради, следует упомянуть, что практику судебных процессов над участниками боевых действий, проводимых на Донбассе (то есть судами, нередко де-факто контролируемыми «ЛДНР»), ввел Петр Порошенко. Последний упорно не хотел признавать сам факт наличия войны, не вводил (до конца 2018) военное положение хотя бы вдоль линии фронта и в ближайшем тылу, что изменило бы многие вещи. А так... конфисковал командир взвода гражданское авто, потому что нечем было доставить раненых в госпиталь (особенно это было актуально в 2014-2015 годах) — и владелец пишет под диктовку «доброжелателей с той стороны» заявление, возбуждают уголовное дело, и командир взвода идет под суд и за решетку. Скрутили бойцы добровольческого батальона местного жителя, пойманного на передаче данных боевикам, — все, «похищение человека»! И сейчас: боевые действия продолжаются, хоть с ощутимо меньшей интенсивностью, гибнут наши военные — а войны якобы нет, а если войны нет, то какой военное положение? И вообще, все хорошо: в прошлом году Зеленский своим указом отменил дисциплинарные батальоны ВСУ, пусть воины отбывают наказание вместе с гражданскими зэками...
Так вот — будет ли расти вследствие всего этого (и многого другого) среди кадровых военных и ветеранов уважение к персонажу, которого судьба забросила на должность Верховного главнокомандующего? Сомневаюсь. И со стороны влиятельных кругов Запада такого уважения не будет, если не будет адекватного отношения к военнослужащим. Или кому-то очень нравится играть с огнем?