Обнародование социологических рейтингов тех или иных кандидатов в президенты или парламентских партий часто используется избирательными штабами как политические технологии. В этом можно убедиться, сравнив данные разных социологических компаний, когда рейтинг конкретного кандидата или партии может существенно отличаться. Это фактически является такой же манипуляцией мнения избирателей, как и, например, популистские заявления политиков ради того, чтобы нарастить себе рейтинг поддержки. А следовательно, никакие социологические данные кандидатов — это не повод для восприятия их как данность, а необходимость задуматься над правильной оценкой избирательного и политического процесса.
Приводя ниже свежие рейтинги, мы советуем не забывать об этом. Итак, последние социологическая данные свидетельствуют, что глава партии «Батьківщина» Юлия Тимошенко продолжает лидировать в президентском рейтинге. Так же стабильное второе место в последнее время демонстрирует шоумен Владимир Зеленский. Третью ступеньку занимает действующий Президент Украины Петр Порошенко. А если конкретно, то Юлия Тимошенко — 11,9% (21,2% среди тех, кто определился со своим выбором); Владимир Зеленский — 8,2% (14,6%); Петр Порошенко — 6,5% (11,6%). Дальше идет лидер «Оппозиционной платформы — за життя» Юрий Бойко — 6,2% (11%); лидер Радикальной партии Олег Ляшко — 4,9% (8,7%). По сравнению с предыдущими данными постепенно теряет лидер «Гражданской позиции» Анатолий Гриценко — 4,6% (8,2%). Аналогичная ситуация с роковым музыкантом Святославом Вакарчуком — 2,1% (3,8%).
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
А вот при моделировании второго тура, согласно опросу, нынешний президент Порошенко проигрывает возможным кандидатам Бойко, Вакарчуку, Зеленскому и Тимошенко. В свою очередь лидер «Батьківщини» в возможном втором туре проигрывает только Зеленскому, а Гриценко уступает Тимошенко лишь на 0,4%.
Между тем, как всегда высокие показатели тех, кто не определился со своим выбором — 27,6%, не принимать участия в голосовании решили — 9,3%, вычеркнули бы всех кандидатов, испортили бюллетень — 4,7%.
Опрос проводил Киевский международный институт социологии с 23 ноября по 3 декабря 2018 года. Было опрошено 2 тыс. респондентов, которые проживают в 110 населенных пунктах во всех регионах Украины, за исключением АР Крым и оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей.
Комментирует последние социологические данные и потенциальные расклады на президентских выборах руководитель Департамента избирательных технологий Агентства моделирования ситуаций Валерий ГОНЧАРУК:
— Дело в том, что когда обнародовали два предыдущих рейтинга, то в одном из них на втором месте после объединения с Рабиновичем был Бойко, а в другом — Порошенко. В этом же рейтинге мы видим, что на втором месте оказался Зеленский. Хотя в одном из предыдущих рейтингов это уже имело место. Следовательно, можем говорить о разных заказчиках социологических рейтингов, потому выделить какую-то однозначную тенденцию сложно. Тем более, мы до сих пор ни от Зеленского, ни от того же Вакарчука не услышали четкого ответа, будут ли они баллотироваться. Нужно подождать более-менее окончательного списка кандидатов, тогда можно будет делать прогнозы.
— Кого бы вы сегодня выделили, исходя из активности ведения избирательной кампании, как основных игроков?
— Когда мы анализируем избирателей, то их можно разделить на сильных и слабых сторонников тех или других кандидатов, а также тех, кто не определился. Но вот когда мы говорим о Тимошенко, Порошенко или Бойко, то они имеют достаточно сильных сторонников. Сюда, кстати, можно отнести и Ляшко. А вот что касается таких фигур как Зеленский или Вакарчук, то они таких сильных сторонников не имеют. Потенциально у Зеленского рейтинг может быть высоким, но под выборы он может измениться, потому что часть избирателей или вообще не придет голосовать, или, если и придет, то не факт, что проголосует за него.
Сегодня мы видим, что первая пятерка-шестерка президентского рейтинга — это, так или иначе, лидеры парламентских фракций. Хотя, например, рейтинг Садового упал, поэтому вряд ли он будет иметь серьезные позиции. Скорее всего, эту нишу займет Гриценко, хоть по нему и есть много вопросов. У Гриценко был неплохой результат на президентских выборах в 2014 году, но он его не смог капитализировать на парламентских выборах — его политическая сила не прошла в парламент. Да, у него достаточно высокий рейтинг, летом ему давали даже второе-третье место, но дальше могут сработать не столько симпатии к тем или другим кандидатам, как ресурсы, реклама, медиа, избирательные штабы. И в этом плане, что бы там не говорили, Тимошенко, Порошенко и Бойко остаются самыми сильными кандидатами. Есть еще Вилкул, который может рассчитывать на поддержку Ахметова, однако вряд ли он успеет должным образом вмешаться в борьбу.
— Каким может быть эффект от объединения Гриценко и Чумака? Возможны ли последующие объединения на этом фланге?
— Дело в том, что Чумак — политик относительно известный, по крайней мере, на уровне Киева, но у него нет ресурсов, то есть мощной сети организаций, финансов, собственных медиа... Поэтому, я думаю, вряд ли он станет существенным усилением для Гриценко, у которого, кстати, также нет мощных ресурсов. Шанс для кандидата от демократической оппозиции выйти во второй тур, безусловно, есть, но пока складывается такая конъюнктура, что единого кандидата не будет. У Садового нет желания снимать свою кандидатуру в интересах Гриценко. Более того, как известно, раньше в команду Гриценко пришел Добродомов, потом они побили горшки, и он ушел. До этого подобная ситуация была с Гацко, что говорит о Гриценко как о конфликтном политике, которому трудно формировать под себя команду.
— Насколько сработало объединение Бойко и Рабиновича? Создается впечатление, что голоса лидера «За жизнь» аккумулирует Мураев, а не Бойко.
— Мне кажется, социологические данные Мураева и его проекта «Наши» являются несколько завышенными. Я не уверен, что зафиксированный процент украинцев вообще знает о такой политической силе. Тем более, ее ресурсы ограничены. Но то, что Мураев, или Вилкул, способны забрать несколько процентов у Бойко, это точно. И это может стоить ему выхода во второй тур. Объединение Рабиновича-Медведчука-Бойко не дало ожидаемого суммарного результата. Во-первых, сказать какой реальный рейтинг Рабиновича и «За жизнь» сложно, потому что они не прошли ни одной парламентской избирательной кампании. Более того, у нас проходили перманентные выборы в объединенные территориальные громады так там «За жизнь» вообще ничего не показала. Получается так, что у них были и есть медиа, но говорить о реальном рейтинге сложно. Во-вторых, то, что у Бойко и Рабиновича не совсем тождественный электорат, что также очевидно. Избиратели Рабиновича — это более протестный электорат, тем более раньше Рабинович резко критиковал Бойко. В-третьих, пророссийский электорат после оккупации Россией Крыма и части Донбасса существенно уменьшился.
— Недавно партия УКРОП выдвинула кандидатом в президенты Александра Шевченко. Как оцениваете его шансы?
— Исходя из достаточно неплохих результатов на выборах в ОТГ, партия УКРОП имеет шансы на парламентских выборах. А вот относительно кандидата в президенты, то здесь длились внутрипартийные дискуссии. Остановились на Шевченко, но я бы не сказал, что это сильный кандидат. Не секрет, что это «проект Коломойского», который в действительности вкладывает в разные политические проекты. Соответственно 2—4% Шевченко могут стать решающими для других кандидатов. В настоящее время он в основном берет на Западной Украине, соответственно отбирает голоса, в том числе, у Порошенко.
— Поможет ли действующему Президенту его активизация, в частности на «религиозном фронте», а также после введения военного положения?
— Активизация действительно происходит, и это будет только набирать обороты. Однако остается вопрос — насколько это существенно поможет Порошенко? Тут высоки риски, потому что не известно, кому на пользу будет, например, обострение ситуации на фронте. Так же в вопросе объединения украинских православных церквей. В первую очередь нужно дождаться результата в этом процессе, поскольку завышенные ожидания могут не оправдаться. Более того, даже если объединение каким-то образом состоится, в действительности без решения вопроса Русской православной церкви в Украине ничего не изменится.
— Каковы шансы у Ляшко?
— Нужно помнить, что на предыдущих президентских выборах Ляшко был третьим. Он достаточно харизматичный политик и может наращивать свой рейтинг за счет неординарных шагов. Однако все прекрасно понимают, что даже если Ляшко вдруг и попадет во второй тур, его электорат все равно ограничен, соответственно, шансы победить низки. Плюс в этой нише он конкурирует с Тимошенко, если он получает, она — теряет. И наоборот. В целом же, думаю, Ляшко является удобным во втором туре для большинства кандидатов.
— Если моделировать второй тур, какие у кого шансы?
— Исходя из сегодняшних раскладов, фактически вся первая шестерка сохраняет шансы на выход во второй тур. Понятно, что кандидатам, которые стоят на более умеренных позициях, например Гриценко, будет проще выигрывать. Ляшко или Бойко — сложнее. Но, исходя из потенциальных ресурсов, работы штабов, рекламы, больше шансов попасть во второй тур у Тимошенко и Порошенко. И тут я бы не спешил отдавать преимущество, так как не все ресурсы задействованы, не все карты раскрыты.
— Какие ставки делают олигархи на этих выборах?
— Как всегда, они раскладывают свои риски и возможности в разные корзины. Фирташ однозначно будет делать ставку на Бойко как на основного кандидата. У Ахметова это несколько кандидатов — Ляшко, Вилкул... Пинчук до сих пор активно «играл» Вакарчука, но в дальнейшем, похоже, будет делать ставку на Гриценко. Коломойский тянет Шевченко, однако не исключаю, что будет делать ставку на Тимошенко. Думаю, ни Фирташ, ни Ахметов, ни Пинчук не будут серьезно «воевать» против Порошенко. В отличие от Коломойского, который будет поддерживать всех, кто будет выступать против действующего Президента. Это касается и Зеленского. Но с ним игра еще не до конца понятна. Если Коломойский поставит на Тимошенко и на каком-то этапе увидит, что Зеленский отбирает у нее голоса, ситуацию могут переиграть.
— Чем отличаются нынешние предвыборные технологии от аналогичных кампаний прошлых лет?
— Уже видно, что будет достаточно большое количество кандидатов. Также будет использоваться технология разделения электората. А то, что кампания будет очень грязной, это точно. Я также бы отметил, что все-таки нет четкого административного ресурса в одних руках, что бы там ни говорили о Порошенко. Главное в нынешней избирательной кампании — кто возьмет на себя лидерство в формировании повестки дня. Для Порошенко это война, Кремль-враг, патриотизм. А для Тимошенко основные вопросы — это экономика, социальное положение. Кто навяжет свою повестку дня, тот и выиграет выборы.