С приближением местных выборов (должны пройти 25 октября) политики все больше активизируются. Парламентские и внепарламентские партии мобилизуют свои штабы (у кого они есть), идут постоянные переговоры и отбор кандидатов. На днях вот, например, в «Слуге народа» заявили, что они запустили центральный штаб для подготовки к местным выборам, роль которого сводится к формированию общей политики региональными штабами.
«У «Слуги народа» медийным офисом руководит заместитель председателя фракции Евгения Кравчук. Задача «медиавщиков» — создание универсальных шаблонов для газет, открыток и роликов. Диджитал-направлением в штабе занимается команда Михаила Федорова во главе с народным депутатом Михаилом Крачко, — пишет в ФБ политтехнолог Олег Постернак. — В ОПЗЖ пока не спешат приступать к масштабным предвыборным приготовлениям. В политсиле утверждают, что начнут полноценную подготовку, как только будет ясность с избирательным законодательством. «Европейская солидарность» уже запустила свои региональные штабы. Вскоре политсила планирует на базе своего секретариата развернуть работу центрального штаба. На пост мэра Львова ЕС планирует выдвинуть народного депутата Олега Синютку. Подготовительная работа в партии «Батькивщина» распределена между областными штабами. Некоторые из них уже возглавили народные депутаты от «Батькивщины».
Кстати, в правящей партии курировать областными и городскими ячейками также будут народные депутаты от СН. Например, по Киеву закрепили Николая Тищенко (да, это тот что «Велюр»), а за Киевской областью Александра Дубинского. В целом для действующей власти ситуация с электоральной поддержкой далеко не такая оптимистичная, как это было еще год назад. Результат «властвования», как и определенные объективные обстоятельства (коронавирус), постепенно съедают рейтинг «Слугу народа». Впрочем, это не означает, что Президент Владимир Зеленский, который все еще сохраняет достаточно высокую поддержку, и его команда, используя имеющиеся властные возможности и договоренности с местными элитами, не будут стремиться максимально зайти в местные советы и провести своих глав на разных уровнях.
А вот по поводу структуры разных уровней — вопрос пока остается открытым. Как известно, действующая власть хочет провести выборы по результатам завершения децентрализации, хотя на самом деле это долгий процесс, и административно-территориальной реформы, подгоняя их под местные выборы. Сейчас продолжается формирование объединенных территориальных громад (ОТГ) «сверху» там, где они не были сформированы на добровольных началах «снизу», а также недавно обществу презентовали план укрупнения районов в рамках существующих областей. При этом какими будут полномочия, структура и финансирование новых субъектов, пока мало кто понимает, как и зачем планируется оставить районные советы (уже укрупненные), если будут существовать советы ОТГ, куда по идее должны «спустить» основные полномочия и обязанности.
Еще один момент — это изменения к Избирательному кодексу, который даже еще не успели апробировать на практике (хотя, возможно, это и к лучшему). В начале июня Верховная Рада проголосовала в первом чтении законопроект об изменении избирательного законодательства. «Впереди еще правки и финальное голосование в целом, но данный документ, скажу честно, еще более революционный, чем сам Избирательный кодекс, — пишет упомянутый Олег Постернак. — Впервые в избирательном законодательстве может появиться возможность электронного голосования. Будет усилена ответственность за нарушения избирательного законодательства, детализирована квалификация подкупа избирателей. Самое важное. Пропорциональную избирательную систему с открытыми списками предполагается установить для городов свыше 15 тыс. избирателей (раньше было более 90 тысяч избирателей)».
Итак, какие сейчас тенденции в связи с местными выборами, которые должны состояться 25 октября 2020 года, в вашем регионе? Кто станет лидером местных советов, насколько может измениться ситуация в сравнении с тем, что мы имеем сегодня? Как в целом вы оцениваете ситуацию?
«НЕ СТОИТ ЖДАТЬ КАРДИНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ»
Владимир КВУРТ, городской голова Винник, основатель ОО «Большой Львов»:
— Хранители булавы с Печерских холмов всегда стремятся к власти, поэтому не откажутся от желания изменить правила игры в свою пользу перед очередной гонкой. Турборежим тоже не добавит ни новизны, ни здравого смысла, ни осознания ответственности в решениях Верховной Рады! Более того, мы являемся свидетелями того, что парламент пошел даже дальше: решил внести изменения в Избирательный кодекс, по которому еще даже не проводились выборы.
Понимая, что провластная партия имеет большие шансы в борьбе брендов и популистских лозунгов (пропорциональная система), законодатели решили навязать межпартийную борьбу в громады численностью от 15 000 жителей.
Я не уверен, что они искренне верят в наличие мощных партийных ячеек в далеких гуцульских деревнях или в полях Николаевщины и готовность жителей вести глубокие идеологические дискуссии, что избранники знакомы с реальными проблемами городов и сел страны, обращениями Ассоциации городов и аргументами о важности мажоритарного представительства в громадах до 90 000 жителей. Нет! Они просто желают победы собственной партии и верят в «видосики от президента» и хотят навязывать партийные решения на уровне каждого села.
А вот до модели успешной страны действительно желание завершить и сделать успешным админреформу у них просто не хватает вдохновения и понимания, потому что иначе не пробовали бы со всех телеканалов распевать проведение выборов в райсоветы, которые должны бы вообще исчезнуть, согласно реформе!
Представьте себе: продавить через Кабмин антиконституционные, с нарушением методологии и процедуры перспективные планы объединенных громад (избегая конституционных изменений для ОТГ), чтобы провести одновременные для всей Украины местные выборы и одновременно оставить выборы в райсоветы, при этом — укрупненных районов, без определенных полномочий, финансов, админцентров и т.д.??!
А желание переложить финансирование на местный уровень, на местами юридически не сформированные по новому делению громады, посреди бюджетного года, на фоне падения доходной части при пандемии и, опять же, решения о компенсации для предпринимателей, принятые ВРУ, — трактовать иначе как желание вообще сорвать выборы нельзя!
Если честно, то сегодня утвердительно ответить, что выборы состоятся именно 25 октября, просто рискованно! И если «доверенное» президенту лицо докажет, что местные выборы для лучших результатов «Слуги народа» лучше провести весной 2021-го, найдутся голоса во ВРУ сделать именно так. Парламент, в конце концов, уже давно не является площадкой для дискуссии и принятия собственных решений.
А прогноз на сами выборы, несмотря на неопределенность правил, достаточно пессимистичен: не стоит ждать кардинальных изменений. Единственное, что сохранится, — тенденция к вытеснению локальных партий.
Эти выборы будут вызовом-проверкой для «Свободы», «Гражданской позиции» и «Самопомочи». Доминировать будут парламентские партии и, соответственно, владельцы финансового ресурса (правила залога изменились, и для представления списка в области нужны уже миллионы).
Избирателя ожидают лавины грязи и компромата, поэтому он, скорее всего, постарается выбирать знакомые лица с активным пиаром.
«ПРИ ОТСУТСТВИИ ВЫБОРА ЗАПРОСТО МОЖЕТ СРАБОТАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ «ВЫБИРАЙ СВОЕ»
Александр ЛОГИНОВ, политолог, Винница:
— Если говорить о тенденциях, то сейчас формируются основы местных партийных команд под выборы. Происходит это проблематично, поскольку за предвыборный период большинство из партий «сжались» до размера офисов региональных секретариатов. Члены депутатских фракций местных рад если и вели партийную деятельность, а не занимались решением частных дел, то об этой работе избиратели ничего не знают. Проблемы развертывания партийной структуры видно хотя бы на примере «Слуги народа», которая всего несколько дней как получила определенное уставом партии руководство. Хотя должна была сделать это год назад. С другой стороны, можно понять и потенциальных кандидатов, которые не торопятся бежать под партийные флаги. Ведь ситуация в стране меняется настолько динамично и непредсказуемо, что не до конца понятно, какая партийная структура имеет возможность сохранить шансы на успешное выступление на местных выборах, а какая, при условии хорошего старта, не сумеет удержать рейтинговые позиции.
Некоторые штабы уже сформированы, но наружу — то есть избирателям — результаты их работы пока не видны. Чтобы хоть как-то оправдать собственные гонорары, политтехнологи пытаются компенсировать отсутствие содержательной составляющей использованием «грязных» методов — распространением в медиапространстве информации с критикой и прямыми оскорблениями оппонентов и конкурентов. Такое топтание на месте не устраивает столичных руководителей. Это — одна из причин того, что произошла замена председателя ОГА. Владислав Скальский пытался быть «над» публичной политикой, сконцентрировавшись исключительно на административной работе, что в нынешних условиях не могло удовлетворить тех, кто пытается контролировать ситуацию и влиять на настроения общественности.
Измениться ли ситуация по сравнению с тем, что мы имеем сегодня? Однозначно и в любом случае. Рейтинг «Слуги народа» имеет тренд к снижению. Но это не означает, что другие партии, которые выходят с общегосударственной стратегии, будут подбирать эти голоса. Парламентские партии достигли электоральной черты и понимания. Как изменить ситуацию, их стратеги не знают. Поэтому голоса избирателей, разочаровавшихся в политике, будут активно подбирать местные проекты. Они будут выходить под брендами регионального патриотизма: «Черкасчане», «Блок Кернеса — Успешный Харьков», какие-то условные «Винничане». При отсутствии выбора — а большинство из партий будут апеллировать к избирателям с типичным набором программных целей — запросто может сработать и предложение «выбирай свое». Лидерами местных рад будут представители тех местных групп влияния, которые смогут почувствовать настроения избирателей и сформулировать привлекательный для них образ будущего. И партийная принадлежность (а тем более — идеологические разногласия) роли играть не будут. Группы влияния будут пытаться расставить своих людей во все партии, которые имеют шансы на преодоление избирательного барьера.
Поэтому спрогнозировать наиболее вероятный сценарий развития событий, — значит, использовать заведомо ошибочную методологию. Начинать нужно с того, что пандемии в 2020 году не могли предвидеть наиболее авторитетные аналитические центры. Фактор карантина, который может быть смягчен, а может и усилен, умножается на факторы мирового экономического кризиса, серьезные сбои в глобальной политической системе сдержек и противовесов. Граждане выходят из карантина в состоянии шока. Финансовые возможности украинских семей существенно сузились, а некоторые дошли до обнищания. Изменение образа жизни привело и к распространению депрессии. Соответственно, накопленная отрицательная энергия будет искать выход. Нужен образ врага, и этот образ будет найден. В виде кого? Того, против кого лучше сыграет его основной оппонент. Поэтому политическая осень и местные выборы будут бурными. Если вообще будут, учитывая возможную новую волну распространения коронавируса.
«ПОКА НИ ОДНА ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ НЕ ГАРАНТИРОВАЛА СЕБЕ ХОРОШИЙ РЕЙТИНГ»
Виктор ГРИСЮК, политолог, общественный деятель, Луцк:
— В контексте всеукраинских тенденций наша область живет такими же повестками дня, как и вся страна, хотя, конечно, существует определенная региональная специфика. Конечно, ситуация с карантином, перекрытием границ и падением экономики фактически оттеснила на второй план подготовку к местным выборам. Но местные элиты начинают договариваться и присматриваются к рейтингам партий. Хотя мы не понимаем окончательной редакции Избирательного кодекса, поскольку в ныне действующий были уже внесены поправки и проголосованы в первом чтении в ВРУ, поэтому окончательной версии еще нет. Но однозначно можно сказать об усилении роли партий и потере мажоритарки для областных рад и большинства городских, в зависимости от количества избирателей.
Пока ни одна политическая партия не гарантировала себе хороших рейтингов, даже когда речь идет о всеукраинском рейтинге, поэтому на местах многое зависит, каких людей подберет та или иная команда. Тенденция с усилением политического напряженности и экономического кризиса идет к тому, что самая рейтинговая партия президента стремительно теряет своих сторонников и, скорее всего, не сможет ближе к октябрю привлечь в свои ряды местных лидеров мнений, частично на Волыни это будет токсично. Риски идти от партии власти будут репутационно велики, хотя всегда есть соблазн идти именно от правящей партии но, думаю, чем ближе к выборам, тем меньше шансов будет привлечь именно лучших представителей громады, это скорее будут люди, заинтересованные в тендерах, увеличении своих доходов и т.д.
Влиятельным игроком станет новая политическая сила «За майбутнє», поскольку ее глава Игорь Палица имеет достаточную поддержку в области. Во многом ее состав это будет симбиоз бывших депутатов-укроповцев и их союзников, которые с 2015 года дрейфовали от других политических сил в сторону этой группы влияния.
Часть своих голосов имеют шансы взять «ЕС» и «Батьківщина», первая к тому же имеет поддержку со стороны группы «Континиум», вторая за счет сильной партийной структуры и имея свое постоянное электоральное ядро. Однако высокие антирейтинги лидеров этих политсил не дают надеяться на высокий результат.
Высока вероятность появления нового игрока, если появится политическая партия, которая не будет иметь такого плохого бэкграунда, как предыдущие, и сможет собрать лидеров мнений на местах, местный бизнес и т.д., то такая политическая сила может претендовать не только на мероприятие в рады всех уровней, но и на довольно мощную поддержку населения. Но это достаточно сложный сценарий, ведь должно сойтись много факторов, к тому же неизвестно, какая ситуация будет с карантином в октябре, а это может существенно повлиять на явку, и тогда важнее будет не столько рейтинг партий, как их способность мобилизовать своих сторонников на избирательные участки. В общем, о местных выборах говорить довольно рано, ведь сначала мы должны увидеть окончательную версию нового Избирательного кодекса, а потом всех игроков, которые смогут собрать свои команды для выдвижения.
Что касается всеукраинских тенденций, то, к сожалению, прогноз более пессимистичен, чем оптимистичен. Нынешняя власть показала себя слишком слабой во всех сферах, скандалы, профессиональное несоответствие, расстановка на должности по принципу «главное — свой». Не сработали вертикальные лифты, фактически произошло обновление элит, на которое большинство надеялось, приостановление реформ и экономическая стагнация, провалы в коммуникации и т.д. вместе с карантином и падением экономики к осени будут еще больше нагнетать атмосферу в обществе.
Высока вероятность того, что пик протестов как раз выйдет на осень, ведь традиционно у нас, начиная с сентября, всегда идет активизация политических процессов, которая может перерасти в силовые противостояния, к тому же наши соседи с севера могут только способствовать этому, у них своя простая стратегия — чем хуже в Украине, тем лучше для них, особенно для содержания их электората. Политический кризис после местных выборов может углубиться, и весной мы или получим новую перезагрузку власти, например, отставку правительства, возможны досрочные выборы в парламент и тому подобное. В идеале основная задача всех демократических сил сегодня — это объединение и максимальное приостановление всех процессов, которые могут идти на раскол страны. Не время политическим распрям между политиками и партиями, стоящим на проукраинских позициях, ведь этим могут воспользоваться те, кто напрямую зависим или финансируется со стороны Кремля и попытается на предстоящих местных выборах максимально завести своих людей в рады всех уровней, чтобы влиять на всю региональную политику.
«МЫ ПРОСНЕМСЯ В ДРУГОЙ СТРАНЕ»
Максим МИХЛИК, председатель Черкасского областного отделения Комитета избирателей Украины:
— Черкасская область — регион, где нет однозначного выбора населения относительно конкретной идеологической партийной силы, например, как на западе или на востоке страны. Традиционной у нас останется поддержка только двух крайних линий с левой и правой стороны, в частности 10-15% избирателей поддержат «Опозиційну платформу — «За життя», «Партію Шарія» и «Опозиційний блок». И так же на правой стороне примерно 10% избирателей отдадут голоса за ВО «Свобода» или «Національний корпус». За голоса всех избирателей будет бороться весь спектр партий: «Голос», ВО «Батьківщина», «Слуга Народу», «Європейська солідарність», «Сила і честь», местные региональные проекты — это ВО «Черкащани» и Партия Свободных Демократов. Именно эти политические силы будут буквально вырывать друг у друга проценты и это все приведет к гражданским политическим противостояниям, и сейчас мы уже можем наблюдать начало такой борьбы. Вряд ли будут созданы объединения в блоки, или именные блоки с мэром и так далее.
Конечно, мэр Черкасс Анатолий Бондаренко, который является руководителем областной организации ВО «Батьківщина», достаточно известный и мощный в городе, имеет высокий рейтинг, но рейтинг партии и мэра нельзя отождествлять. Я даже допускаю, что рейтинг «Батьківщини» потянет вниз самого Бондаренко. Потому что если раньше Черкасчина имела большую поддержку деятельности Юлии Тимошенко, то теперь она опустилась до 10-15%, максимум 20%. Если же Бондаренко решит все-таки идти на выборы под флагами «Батьківщини», то в таком случае мэр может подтянуть рейтинг этой партии. Это, конечно, увеличит количество процентов голосов самой партии, но заберет голоса у самого Бондаренко.
Отдельно стоит сказать о «Слуге народа». Их высокий рейтинг никуда не делся, да, он несколько уменьшился за год, но остается стабильно высоким. Впрочем, на Черкасчине партия никак не определится с руководителями областных и городских организаций, кандидатом на городского главу. Лишь в последние дни стала появляться информация об их деятельности, но она какая-то хаотичная и непонятная. И такая неопределенность порождает неуверенность людей поддерживать «Слугу народа» и с каждым днем их рейтинг уменьшается.
Но, как показала избирательная кампания самого Владимира Зеленского и затем партии «Слуги народа», они через месяц-два могут сделать яркую быструю кампанию, которая снова заставит людей поверить и отдать голоса за эту партию. Ведь партия умеет работать с избирателями, знает, что им нужно и в какой момент это подать, вполне возможно, что такая же стратегия будет и на этих выборах.
К сожалению, у нас нет идеологических партий, и поэтому люди голосуют не за идеологию или поддержку конкретного направления, курса, а за лицо, яркие картинки и обещания.
Что касается кандидатов в мэры Черкасс, то сейчас официально заявил о том, что будет баллотироваться, предприниматель, представитель партии «Голос» Виктор Евпак. Он стартовал на парламентских выборах, занял второе место, не прекращает работать и объединять вокруг себя новых людей. Я думаю, что это будет существенный игрок в этой избирательной кампании.
Очень многое зависит от того, на кого сделает ставку и предложит в мэры Черкасс «Слуга народа». Особенно, если учесть резонансные события вокруг преждевременного смягчения карантина действующим мэром Черкасс и в связи с этим конфликта между Владимиром Зеленским и Анатолием Бондаренко. Если пропрезидентская партия найдет сильного кандидата и уложится в избирательную компанию, то вполне возможно, что этот кандидат выйдет во второй тур вместе с Анатолием Бондаренко. А дальше уже ничего нельзя прогнозировать.
Сейчас мэр Черкасс теряет контроль над своей командой и над теми событиями, которые происходят в городском совете. Об этом свидетельствует заявление о сложении полномочий секретаря городского совета Ярослава Нищика, его выход из партии ВО «Свобода», заявление об увольнении заместителя городского головы Людмилы Бордунос и т.д. Система начала давать сбой и перед выборами — это очень плохой сигнал для того, чтобы начинать кампанию по выборам мэра. Однозначно то, что нынешний мэр выйдет во второй тур, но с кем именно, от этого будет зависеть дальнейшее развитие событий.
Сама же ситуация после выборов и конфигурация городского совета изменятся обязательно, новая система, которая должна заработать по новому избирательному кодексу, приведет других людей, несмотря на то, каким будет фамилия мэра. Учитывая конфликт, заложенный между Бондаренко и Зеленским, между «Слугой народа» и «Батьківщиною», будут продолжаться противостояния в горсовете относительно избрания секретаря и формирования исполкома. Хозяйственные же вопросы будут стоять на крайнем месте.
Выборы пройдут под эгидой реформы децентрализации, и здесь речь пойдет о совсем иных полномочиях городских советов, другой конфигурации самой административной системы Украины, существенно повлияет и то, что исполкомы будут избираться местными советами, мы проснемся в другой стране и на это с большой долей вероятности можно рассчитывать.
«ПОСЛЕ ВЫБОРОВ МЫ СКОРЕЕ ВСЕГО БУДЕМ ИМЕТЬ МЕСТНУЮ ВЛАСТЬ В ВИДЕ «ЛОСКУТНОГО ОДЕЯЛА»
Вячеслав ГУСАКОВ, журналист, Херсон:
— Если говорить о ситуации на Херсонщине в целом, по моему мнению, очень большая вероятность того, что результат может быть неожиданным.
Лично я не вижу людей, на стороне которых были бы очень четкие и определенные симпатии избирателей. Есть люди, которые хотят, чтобы их уважали, любили, голосовали за них. Это люди, которые неплохо жили во времена прошлой, а некоторые — и позапрошлой власти. И хотят неплохо жить и дальше. Они вкладывают в обеспечение своего будущего определенные деньги, начинают какие-то проекты, объединяющие вокруг себя депутатов, пытаются подружиться с лидерами мысли, понравиться избирателям. Но получится ли?
Может и не получиться. Вероятность фиаско этих проектов, на мой взгляд, очень велика. Избиратели будут ходить на различные «танцы», которые уже устраивают для них. Будут охотно брать «гуманитарную помощь» от разных «благотворительных фондов». А проголосуют в основном...
Возможно, проголосуют за ярких и многословных блогеров и шумных «журналистов», которые сейчас нарабатывают себе репутацию «обличителей коррупции» и «поборников справедливости». И из-за такой громкости имеют определенную репутацию среди публики. В Херсоне есть вероятность попадания во власть именно таких людей. Но будут ли они эффективными депутатами — огромный вопрос.
Возможно ли на Херсонщине голосование «за бренд», как было на выборах в Верховную Раду? По моему мнению, это вряд ли сработает на местных выборах. Потому что «бренд» не оправдал ожиданий, не стал для людей своим, не связан с позитивными изменениями в регионе. Люди, которые его представляют во власти в нашей области, пока не очень зарекомендовали себя как управленцы, не слишком популярны, а иногда производят впечатление тех, кто прибыл на Херсонщину либо «пересидеть», либо для строки в резюме и более интересной должности и — не на Херсонщине.
Красноречивый факт: в Херсонской области до сих пор нет действенной ячейки партии, позиционирующей себя партией власти. Поэтому ходят разные слухи. И о том, что эта партия якобы договорилась с другой партией, мягко говоря, очень неукраинской по духу, которая «сливает» ей Херсонщину. Если это правда, то мне просто страшно подумать, какие перспективы ждут регион, граничащий с оккупированной территорией.
Если говорить о периферии (районы, ОТГ), то, на мой взгляд, на этом уровне будет мало сюрпризов: там люди часто голосуют по привычке, срабатывает эффект «своего человека». — По-прежнему значительную роль будут играть предприниматели, являющиеся приоритетными работодателями на определенной территории: они, как и раньше, будут делать политическую «погоду» на территории. Или принимать непосредственное участие в работе органов власти как депутаты, или влиять через своих людей в этих органах.
Но если говорить о ситуации в целом по области, то в регионе нет, скажем так, настолько влиятельного бизнес-фактора, чтобы он имел интересы и определял ситуацию даже в пределах нескольких районов. Поэтому после выборов мы, скорее всего будем иметь местную власть в виде такого себе «лоскутного одеяла». И скорее всего понадобится немалый промежуток времени, чтобы все это, как говорят, улеглось.
Учитывая имеющийся кризис элит в регионе, я думаю, что процесс выхода из послевыборной «турбулентности» будет очень длительным. И, возможно, мы будем иметь какое-то время период «безвластия» или в целом по области, или на отдельных территориях. А это для стратегически важной для Украины Херсонской области — большой риск. Впрочем, это большой риск и для Украины в целом.