В недавнем телеинтервью каналу ТВі Юрий Андрухович метафорически описал своеобразие символического ландшафта разных регионов Украины. Так, на западе страны, до Збруча, памятников Ленину нет. Немного дальше, в центре, они еще стоят, но эти монументы местные жители воспринимают без энтузиазма. «С одной стороны, будто бы не хватает воли их разрушать, сносить, а с другой стороны — уже будто бы не хватает лояльности к ним, советского патриотизма, чтобы их почитать», — отметил писатель. Довершают картину восточные области, где памятники Ильичу стоят, скажем, в первозданном виде, осыпанные цветами и венками. «Это может кому-то показаться мелочью, — сказал пан Юрий. — По-видимому, с какой-то космической точки зрения, это мелочью и является. Но нам нежелательно закрывать на это глаза». В целом с рассуждениями Андруховича можно согласиться (особенно относительно не пустяковости затронутого вопроса), однако не совсем.
ПОКУШЕНИЕ НА ВОЖДЯ
События, происходящие в монументально-символическом пространстве Украины, ставят под сомнение тезис писателя о нехватке воли сносить монументы Ленину в центральных, а также в северных регионах. Скорее наоборот — сейчас именно в этих областях наблюдается настоящий «ленинопад», который чаще всего связывают с деятельностью активистов националистической партии ВО «Свобода». В феврале 2013 года нардеп Игорь Мирошниченко, несмотря на предупреждение милиции о совершении хулиганства, принял непосредственное участие в свержении памятника Ленину в Охтырке на Сумщине. Впоследствии большинство депутатов городского совета Сум поддержали решение городского головы Геннадия Минаева о демонтаже всех монументов коммунистическому вождю, что, конечно, возмутило его идейных последователей из КПУ. Также официально «детронизовали» Ильича в Новограде-Волынском на Житомирщине, перенеся памятник с центральной площади в сквер Славы. Демонтажные работы профинансировала «Свобода». С августа 2011 г. нет статуи вождя пролетариата и в Борисполе на Киевщине, а с недавних пор и в Узине, где, нанеся двойной удар, свалили монумент и бюст. В августе 2013 г. памятник Ленину обезглавили в Бердичеве на Житомирщине.
Не отстает от этих тенденций и Полтавщина, где борьба с засильем монументального ленинизма — на разные лады — продолжается уже не один год. Еще лет десять тому назад какие-то острословы написали краской на постаменте памятника Ленину в Лубнах пожелание «Снимите меня». А в апреле 2011-го неизвестные свалили четырехметровый бронзовый монумент в Шишаках (впрочем, уже в июне КПУ за счет собственных средств и благотворительных взносов установила на его месте новый). Следующей «жертвой» вандалов в феврале 2013 года стал памятник Ленину и Надежде Крупской в селе Жовтневое (!) Решетиливского района, о чем восторженно отрапортовал в Facebook «свободовский» пресс-секретарь Александр Аронец, который, правда, не признал ответственности партии за эти действия. Тем не менее подозрения в антиленинском вандализме падают именно на «Свободу», что выразительно засвидетельствовали недавние события на Полтавщине. В селе Петракиевка Хорольского района в ночь на 19 сентября 2013 г. группа лиц разрушила очередной монумент Ленину. Обеспокоенность вопросом на заседании Верховной Рады выразил полтавский нардеп Сергей Гордиенко (КПУ), отметив, что среди подозреваемых — помощники-консультанты депутатов из «Свободы».
Более того, заметил Гордиенко, эти молодчики также собирались разрушить мемориал воинам, которые погибли в годы Великой Отечественной войны, однако авто вероятных вандалов вовремя перехватил наряд милиции, Госавтоинспекции и Государственной службы охраны. У задержанных изъяли раздвижную лестницу, бечевки, крюки, монтажный пояс, кувалду, молотки, зубила и топор, что вроде бы указывало на их причастность к акту вандализма в Петракиевце. Это село в качестве «мишени» националисты избрали неслучайно, считают в КПУ, ведь там проживает бабушка Игоря Мирошниченко. Да и сам он (вместо того, чтобы заниматься законотворческой деятельностью в парламенте) помчался с Андреем Мищенко, на ночь глядя, на Полтавщину освобождать своих побратимов. Красноречивая деталь: их препроводили в Хорольский райотдел милиции, перед которым красуется (внимание!) позолоченный бюст пресловутого чекиста Феликса Дзержинского.
ОТВЕТНЫЕ АКЦИИ
Отбросив обвинение Гордиенко в адрес «Свободы», нардеп Андрей Ильенко одобрил действия разрушителей идола и заодно эмоционально предначертал коммунистам их дальнейшие «перспективы»: «Ваши так называемые «памятники» палачу и украиноненавистнику Ленину уже очень скоро будут снесены по всей Украине. Когда в Киеве будет новый горсовет — Ленина с Бессарабки уберем первым же решением. А вас, красных выродков, будут судить на Нюрнберге-2 за ваши преступления против украинской нации, за миллионы жертв голодоморов и репрессий». Подобные вещи пообещал коммунистам на Полтавщине и Андрей Мищенко, который также позитивно оценил поступок «неизвестных патриотов» и отметил, что «Свобода» такое делает открыто и в присутствии видеокамер, а не в темноте. Следовательно, случай в Хорольском районе — не ее рук дело. Противники националистов, кажется, так не считают и стараниями «неизвестных интернационалистов» наносят удар в ответ. Вскоре после показательного демонтажа памятника Ленину в Охтырке во Львовской, Ивано-Франковской и Ровенской областях были повреждены монументы руководителям УПА и ОУН Роману Шухевичу и Степану Бандере. Между тем коммунисты восстанавливали своих разрушенных идолов и кое-где, на Донбассе, даже открывали новые бюсты.
В 2013-м «война памятников» начала набирать такие обороты, что даже МВД признало ее беспрецедентные масштабы по сравнению с предыдущими годами, когда подобное хотя и случалось, но не так массово. Волна вандализма, который в настоящее время катится по Украине, стала следствием фактически отсутствующей стратегии национальной памяти на государственном и местном уровнях. Не рассчитавшись с коммунистическим наследием, в том числе — в его символическом измерении, украинское общество с трудностями двигается вперед. Однако барахтаться в сером постсоветском болоте согласны далеко не все граждане, часть из которых прибегает к радикальным действиям, не ожидая пока «элита» дозреет до осознания недопустимости почтения памяти одиозных персонажей вроде Ленина, Сталина и Дзержинского и существования монументов в их честь.
«Война памятников», конечно же, нередко используется с политической целью — для повышения рейтингов и, как дымовая завеса, для отвлечения внимания от социально-экономических проблем, но это вовсе не пустяк. Символическое пространство, в котором живет человек, непосредственным образом влияет на него. Оно, как метко заметил публицист Игорь Лосев, имеет мощное идеологически-ментальное излучение, определяя мировоззрение, ценности и поведение, а следовательно — настоящее и будущее, куда невозможно идти с коммунистическим балластом, лучшее место которому — в заповеднике тоталитаризма или, на худой конец, в музее социалистического искусства.