Среди желанных последствий появления наличного евро есть и такие, как все более явная разница в розничных ценах между различными странами Еврозоны и вызванные этим обстоятельством затруднения, требующие уравнять эти цены. Аргумент, приводимый в пользу последнего, прост: в условиях, когда национальная валюта в странах ЕС устранена и все цены приводятся в евро, как может один и тот же автомобиль или, скажем, батон, иметь разные цены по разные стороны границы? Соблазн покупать там, где цены ниже, и продавать, или, по крайней мере, не покупать там, где цены выше, будет огромен.
Однако такой аргумент представляется наивным, поскольку не надо быть гением, чтобы сравнить цену на автомобиль в Германии с ценой на аналогичный автомобиль во Франции. Все люди делают подобные подсчеты при выборе места отдыха за границей, так почему бы им не делать то же самое и при приобретении других товаров и услуг? Люди не так глупы или ленивы, как думают политики и бюрократы. Интересный вопрос заключается в том, в какой степени различия в ценах вызваны явным невежеством и инертностью, и в какой степени мы обязаны этим обстоятельством факторам, которые едва ли изменятся с появлением евро?
Начнем с данных по розничным ценам. Швейцарская банковская группа UBS приводит стоимость стандартной корзины из 111 товаров и услуг в крупных городах мира. Результаты этой оценки для городов Европы даны в приведенной ниже таблице, где за ориентир для сравнения была принята Германия. Совершенно очевидно, что существует огромная разница в ценах: так, например, если бы жители Финляндии могли делать покупки в Испании, их покупательная способность увеличилась бы на 50%! Поэтому, если бы уравнивание цен таки произошло, это бы сильно порадовало жителей богатых стран, тогда как в более бедных странах людям пришлось бы платить бешеные деньги за обычные товары и услуги. Но этого не случится, и разница в уровне цен сильно не изменится, несмотря на введение евро.
Проведенное UBS исследование показывает, что цены во Франкфурте на 8% выше, чем в Берлине. Из сравнения цен в аналогичной единой валютной зоне — Соединенных Штатах Америки — видно, что цены в Хьюстоне, штат Техас, на 26% ниже, чем в Нью-Йорке, и немного ниже, чем в Лос-Анджелесе. И эти различия имеют очень большое значение: они показывают, что просто на основе наличия общей валюты уравнивания цен не происходит.
Так что же стоит за устойчивыми различиями в ценах внутри страны и между отдельными государствами? Существует три важных фактора:
1. Практика подрыва свободной конкуренции. В принципе, свободная торговля, конечно же, существует, однако она часто сталкивается с серьезными затруднениями и препятствиями как на границе, так и внутри страны. Так, например, в США запрещено переправлять частным образом вино из Калифорнии в Массачусетс, потому что оптовые торговцы вином в Массачусетсе добились установления федерального закона, защищающего их огромные прибыли. То, что было бы легкой операцией при использовании Интернета и служб доставки, пресекается в корне торговыми организациями и производителями, которым удается убеждать законодателей и/ или бюрократов в необходимости защищать их монопольные ренты. Монопольская антиконкурентная практика в Европе вообще цветет пышным цветом. Поэтому, если намерения Евросоюза по созданию единого рынка серьезны, для достижения этой цели еще предстоит огромная работа.
2. Различия в конкуренции и размерах рынка. Чем меньше рынок, тем меньше число оптовых торговых фирм, деятельность которых на этом рынке приносит доход. Но чем меньше количество торговых фирм, тем меньше конкуренция на рынке. В результате прибыль становится больше, а цены выше. Часто конкуренцию ограничивают положения, разбивающие рынки. Однако иногда причиной служит просто невыгодность проведения торговой операции для, скажем, доставки по утрам круассанов из Бельгии.
3. Розничные цены. Ключевой пункт здесь заключается в том, что розничная цена включает в себя не только стоимость товара, но и издержки торговых предприятий, такие как заработная плата персонала, арендная плата, реклама, размер чистой прибыли и т.д. И это, согласно вышеприведенной таблице, сильно отличается от страны к стране. Так, например, между Финляндией и Португалией нет больших различий в производительности там, где дело касается работы за прилавком в чулочном отделе. Однако разница в оплате труда огромна, и, следовательно, более низкие розничные цены надо ожидать в менее богатых городах и странах, и более высокие — в более богатых. Сравнение Нью-Йорка с Хьюстоном — хороший пример такого соотношения, равно как и сравнение Франции с Грецией. И то, что касается оплаты труда, распространяется и на другие издержки сбыта продукции. Теоретически Еврозона образует единый рынок, однако на практике все происходит совсем по-другому. У американцев есть хорошее изречение: «Вся политика носит локальный характер». То же самое можно сказать и о ценах. В результате забавного исследования стоимости стрижки пуделя на территории Большого Бостона, проведенного Школой государственного управления имени Кеннеди Гарвардского университета, была обнаружена разница в ценах более чем 100% в разных районах. Нечто удивительное? Конечно же, нет. Стрижка и уход за домашними любимцами стоит дорого в богатых районах Бостона и дешево в его бедных районах, как и парикмахерские услуги для людей.
Так какое же можно сделать заключение? Расхождения в ценах как были, так и останутся, и евро здесь мало что сможет изменить. Со временем появится тенденция сокращения существующей разницы, но это уже произойдет независимо от евро. Все начнется с Брюсселя, расширения популярности покупок через Интернет и появления розничной торговли в масштабе Евросоюза. Но и когда все закончится, цены в Европе будут выглядеть так же, как сегодня в США, где большие различия продолжают существовать и по прошествии больше ста лет после введения общей валюты и свободной торговли между штатами.
Руди Дорнбуш — профессор экономики Массачусетского технологического института