«Вчера удалось увидеть трансляцию круглого стола. Интересно было послушать о том, что думают украинцы в Украине о вкладе эмиграции в украинскую политику и культуру». Это начало письма, которое пришло из города Сальватор (Бразилия) от Маргариты Бжеской — дочери украинского публициста, историка Романа Бжеского, родившегося в конце ХІХ в. на Черниговщине (кстати, родственник Николая Гоголя и кум Уласа Самчука). Свою общественную деятельность начал он на большой Украине в преддверие Украинской революции 1917—1921 гг., но потом вынужден был эмигрировать в оккупированную Польшей часть Украины — город Кременец. А потом — годы интенсивной творческой деятельности и эмигрантская Одиссея, которая завершилась в Детройте (США). Правда, американское гражданство Роман Стефанович не принял в надежде на возвращение в Украину.
В отличие от других украинских деятелей, о взглядах и вкладе которых 18 апреля шла речь во время круглого стола в газете «День», посвященного интеллектуальному наследию украинской эмиграции, Роман Бжеский до сих пор малоизвестен в Украине. Хотя и оставил после себя достаточно большое творческое наследие. Собственно, о том, почему так произошло, говорилось во время дискуссии. Нам остались книги и публицистика человека, который (без всякого пафоса и преувеличения) всю свою жизнь посвятил Украине, стремясь помочь ей так, как он мог и умел. Его путь домой оказался сложным и долгим. Можем утверждать, что он продолжается до сих пор. Вот что по этому поводу думает его дочь Маргарита Романовна:
«...Папа был очень принципиальным и действительно за свою точку зрения был готов заплатить — жизнью, достатком, популярностью etc. Такая твердая позиция стоила ему признания везде. Он весьма критично относился ко всем окружающим, потому что хотел, чтобы все признали ясно и четко — кто наш враг. Он стремился, чтобы украинцы реагировали в один голос на все провокации и акции против — независимо, открыто или скрыто такое делалось. Папа — один из очевидцев той эпохи. И как бы ни было невыгодно это многим — нужно знать правду. Ее тяжело идентифицировать, потому что существует столько глаз, сквозь призму которых мы смотрим сегодня. И нельзя не слушать, игнорировать, что писали такие люди — были они патриотами и видели, что делалось в Украине с другой точки зрения. Папа считал, что мы должны бороться против Москвы, потому что независимо, какой там строй политический: то ли царский, то ли коммунистический, то ли империалистически-демократический, она хочет нас использовать и завоевать. Надеюсь, что младшая группа украинских научных работников пересмотрит прошлые события со всех сторон, чтобы понять».
Говорят, что чудеса порой случаются. С Маргаритой Романовной мне посчастливилось познакомиться за неделю до круглого стола — благодаря ее интересу к работе черниговского историка Тамары Павловны Демченко (посвященной ее отцу) и просьбе встретиться с помощью современных информационных технологий. Видимо, это обстоятельство, да и предшествующее личное увлечение фигурой Бжеского решающим образом повлияли на то, почему автор этих строк предложил наряду с такими именами, как Евгений Маланюк и Юрий Шевелев, рассмотреть творческое наследие и Романа Бжеского — личности очень контраверсионной и неудобной для многих (даже теперь). Но, как в свое время отметил Ярослав Дашкевич: «Этот человек и его творчество не заслуживают забвения». И уже в последний момент в Бразилию ушла электронная почта с сообщением об интеллектуальном событии в «Дне». Оставалось надеяться, что пани Маргарите удастся вовремя получить информацию. И таки удалось. Поэтому, как выяснилось, за киевским разговором наблюдал человек, который лично многое знает и помнит, да и, в конце концов, сам является воплощением темы разговора — реальным и небезразличным.
Ее оценки касались не только услышанного об отце, но и отношения к роли, месту, достижениям украинской эмиграции в целом. По мнению пани Маргариты, самое главное достижение первой волны — это школы и церкви. Следующие, принадлежавшие к политической эмиграции, «...были идеалистами, проводниками и борцами против московской, польской и немецкой оккупации Украины. Они смогли построить сеть украинских организаций, учреждений, средних и высших школ, развили искусство, музыку и, самое главное — сумели быстро постичь профессиональное развитие. Они добились признания и уважения. Это дало возможность оказывать давление, чтобы Украину признали, чтобы с ней начали считаться как с национальной единицей». А вот оценка нынешних украинских эмигрантов: «В общем эти люди полностью заинтересованы деньгами и карьерой... Это не наши родители, которые делали все во имя любви к Украине и мечтали вернуться. Эти любят украинские блюда, музыку и Пасхальные/Рождественские традиции — и это все. Кроме того, заботятся о своем профессиональном прогрессе — слышу часто, что не хотят, чтобы дети говорили на украинском языке, чтобы у них не было акцента».
И хотя всякое обобщение достаточно рискованно, но проблема таки реальна, и истоки ее — в современной Украине. Отец Маргариты Бжеской принадлежал к другому поколению. О нем Маргарита Романовна сказала: «Считаю, что Украина не сможет добиться успеха, если будет игнорировать голос эмиграции. Это была преследуемая украинская интеллигенция — та, которая смогла вырваться из-под репрессий и дальше творить и писать на свободе. Тем более, что те, которые остались, в основном были убиты, а остальные — цензурированы и вынуждены писать под советскую дудку. Нужно все вклады свести вместе, чтобы иметь панораму динамики того времени. Потому что в Украине такое не могло делаться свободно. В других порабощенных странах слушали голоса, которые были в эмиграции, потому что они важны. Разные политики или писатели в эмиграции считаются важной частью края своего народа».
Маргарита Бжеска поблагодарила всех, кто был причастен к организации круглого стола, и отметила: «Мне понравилась газета «День» — в Украине так мало действительно украинских по духу и форме изданий. Интересно, что редактор Лариса Ившина предложила то же самое, что папа пытался делать. Как теперь говорят — подготовка мультипликаторов: нужно идти к людям в школах, городах, селах и нести информацию всем. Я бы к этому добавила, что можем это все делать модерным способом через социальную (информационную) сеть интернета. Распространять правдивую информацию повсюду».