Противостоять армии РФ, с ее развитыми боевыми самолетами, ракетным оружием и ядерным арсеналом, чрезвычайно сложно. Но ни одна армия не способна победить и подчинить народ, действующий организованно и системно. Именно поэтому современную территориальную оборону (ТрО), которая вышла из партизанских движений, часто называют одним из ключевых элементов асимметричного оружия Украины. Многие соглашаются с утверждением, что именно добровольческие батальоны, а по сути — наспех сформированные подразделения ТрО, остановили российского врага. Но Рада так и не смогла законодательно зафиксировать функции и задачи ТрО, как и границы полномочий местных администраций в формировании и развитии «своих отрядов». Первый проект закона появился еще в 2015 г., вторая попытка провалилась в 2017 г., пока общество в ожидании третьего «акта».
Кроме того, исходя из предыдущих исследований ЦИАКР (Центр исследований армии, конверсии и разоружения), именно развитая территориальная оборона должна стать не только одним из ключевых элементов асимметричного противостояния внешней агрессии, но и сократить чрезмерную численность ВСУ, уменьшить за счет сокращения оборонные расходы на содержание действующей армии с 72-76% оборонного бюджета до 50%, а соответственно расходы на перевооружение довести до 25-30% оборонного бюджета и за счет этого реализовать программу создания профессиональной армии. Но, к сожалению, Украина пока продолжает маршировать на месте, не принимая закон для оформления системы ТрО, и пока не понятно, то ли это всемирная пандемия натворила такого, то ли слишком разные взгляды на развитие этой системы.
ДУРАК УЧИТСЯ НА СВОИХ ОШИБКАХ, МУДРЫЙ — НА ЧУЖИХ
Одним из ярких примеров, как наши соседи быстро делают выводы из уроков российско-украинской войны на Востоке Украины, является Польша. В 2015 году они начали активно создавать мощные подразделения территориальной обороны (польск. Wojska Obrony Terytorialnej — WOT), а уже в 2017 году на создание войск территориальной обороны было выделено более 1 млрд злотых (около 320 млн долларов). К концу 2017 г. численность личного состава достигла более 7600 человек. На конец 2022 г. запланировано довести численность до 50 тыс. личного состава, а общий бюджет до 900 млн долларов. Кроме того, интересен новый подход к территориальной обороне — территориальная военная служба. Новизна заключается в том, что солдаты ТрО, которые ранее не проходили службу, проходят сборы в течение 16 дней, где получают базовую подготовку, а затем в течение трех лет во время выходных проходят обучение по программе индивидуального и специализированного обучения. Предполагается специализация отдельных команд для «зеленой» и «черной» тактики, спасательных операций, а также защиты критической инфраструктуры.
Удачным примером также является Эстония. Сама же организация называется Кайтселийт и состоит из 15 пехотных дружин. Численность дружины по штату мирного времени составляет до 1000 человек. Кроме того, в состав Кайтселийта входит женский корпус содействия обороне страны, а также организации «Дочери Родины» для девушек и «Молодые орлы» для парней допризывного возраста. Показательно, что в Эстонии в течение двух-четырех часов, в зависимости от локации, люди занимают установленные позиции, не дожидаясь решения старшего штаба. Решения принимаются на уровне первичных организаций. Интересный пример: в Эстонии в четверг проводится День защитника, и огромное количество населения занимается на полигонах, в тирах, отрабатывают вопросы изучения военной топографии и другие навыки, которые могут понадобиться в военное время. Вообще, многие страны мира «перестраховывают» себя наличием резервистов.
Ярким примером является также Великобритания, где ТрО существует уже более ста лет. А согласно материалам специалиста Национального института стратегических исследований Владимира Паливоды, в соответствии с планом «Будущие резервы-2020», разработанным министерством обороны Великобритании в 2011 г., были предусмотрены определенные изменения в системе подготовки армейских резервистов (по примеру подразделений Национальной гвардии США). Территориальная армия в очередной раз изменила название, став теперь Армейским Резервом (АР). Также запланировано, что его количество будет составлять 35 тыс. резервистов при 84 тыс. военнослужащих Сухопутных войск ВС Великобритании (на 2017 г. это соотношение оценивалось как 26 тыс. к 80 тыс.). АР делится на три вида подразделений: национального уровня, регионального уровня и так называемые спонсируемые. Всего в стране — 236 подразделений АР, дислоцированных в 206 городах. Подразделений первого уровня — всего 14, и они более специализированные, чем региональные.
ПУТИ РЕШЕНИЯ ВОПРОСА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ ДЛЯ УКРАИНЫ
На сегодня существует много факторов, делающих невозможным достаточное внимание и усилия причастных к чувствительному вопросу ветвей действующей власти для развития эффективной ТрО в том составе, в котором она сейчас существует. Например, по мнению заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны Сергея Кривоноса, финансирование ТрО должно осуществляться 50 на 50%: половина — из бюджета военного ведомства, а другая — из местных администраций. К тому же, считает генерал, бюджет на нужды обороны государства не так велик, а, учитывая, что ТРО должны обеспечить безопасность людей в тылу, местный бюджет также должен быть задействован. В подготовленном группой Кривоноса законопроекте предусмотрено, что финансирование потребностей ТрО должно составлять три процента от местных бюджетов и три процента от ВСУ. Но есть и другое мнение. Например, первый заместитель главы Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки генерал Михаил Забродский считает, что во вложении местными бюджетами средств в местные милитаристские структуры есть определенные опасности. «Мы все помним историю батальонов ТрО образца 2014 года. Они не просто так назывались территориальной обороной. В то время не существовало иного законодательного механизма, как привлечь людей к выполнению вспомогательных функций для ВСУ. Тогда возникало много вопросов. Например, батальон формировался на Кировоградщине, а выполнять задания нужно в другом направлении. Поэтому могут возникнуть вопросы о том, что одни ребят одели и обучили, а выполнять задания им придется в другом регионе», — убежден он. К тому же, по мнению военного, вряд ли кто-то будет иметь желание вкладывать лишние средства или чем-то жертвовать для военных формирований, которые, возможно, и не будут действовать в этом регионе. «И это, на мой взгляд, опасно, так как механизм может быть выписан в совершенстве, а вот на практике такие подразделения могут подвергаться опасности. Я бы говорил о каком-то централизованном отчислении из бюджетов, в том числе из местных бюджетов все же где-то в центральные органы, которые могли бы маневрировать средствами и направлять их на содержание определенных формирований, которые выполняли бы задачи «Движения сопротивления», — пояснил генерал М.Забродский.
Если возвратиться к словам С.Кривоноса и его видению функций ТрО, то можно выделить поддержание надежного порядка на территории Украины в любых регионах. А также создание в условиях военного времени надежного полицейского административного режима. «Предполагается, что помимо этих мер еще среди функций ТрО должно быть активное участие в построении эффективной гражданской обороны. В общем гражданская оборона включает более широкий спектр действий. Кроме того, и специальных мероприятий, осуществляемых в период с задачами: охраны и защиты государственной границы; обеспечения условий для надежного функционирования органов государственной власти, органов военного управления, стратегического (оперативного) развертывания войск (сил); охраны и обороны важных объектов и коммуникаций; борьбы с диверсионно-разведывательными силами, другими вооруженными формированиями агрессора и антигосударственными незаконно образованными вооруженными формированиями; поддержанием правового режима военного положения», считает генерал С.Кривонос.
Что касается мотивирующих факторов, то, по словам заместителя секретаря СНБО, их немало. Например, пребывание в частях только днем. К тому же за счет создания ТрО и региональных центров подготовки может реализовываться возможность образования новых профессий, которые люди смогут осваивать бесплатно. Кроме того, за годы войны в Украине появилось много участников боевых действий, которые чувствуют себя забытыми и никому не нужными, хотя их бесценный опыт мог бы пригодиться. После ТрО ты можешь служить в ВСУ, можешь пойти на обучение за счет государства. ТрО будет стимулировать людей и увеличивать украинский мобилизационный ресурс. Кроме того, думаю, должно предусматриваться и предоставление дополнительных дней к отпускам, а также предоставление возможности семьям бойцов ТрО пользоваться льготами, которыми пользуются другие военнослужащие.
Но сколько людей, столько и мнений. И пока есть много разбежностей в понимании самой структуры территориальной обороны даже в среде военных профессионалов. Так, например, первый заместитель главы Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки генерал Михаил Забродский уверяет, что закон «О территориальной обороне» до сих пор не принят из-за двух составляющих. «Дело в том, что представители определенных силовых структур и даже определенных органов исполнительной власти видели в территориальной обороне именно мощный инструмент, который бы обеспечивал применение кадровых подразделений и частей ВСУ. ТрО помогала бы в противодиверсионной борьбе и в остальном. Но в то же время существует и даже преобладает точка зрения, что территориальная оборона — это нечто большее, и в основу будет положено выполнение не этих задач (охранных и вспомогательных. — Д.Б.), а ведение самостоятельной борьбы, в том числе и на территории, контролируемой противником. Таким образом, я говорю о «Движении сопротивления», — убежден политик. А вторая составляющая, как это часто бывает, — деньги.
«Здесь уже неважно, какая именно точка зрения победит, потому что в любом случае развернуть систему территориальной обороны в том смысле, чтобы она приносила пользу, — это практически создать вторую армию или вторые ВСУ в тыловых районах нашей страны», — говорит М.Забродский.
Соответственно, расходы сопоставимы с расходами на содержание небольшой армии. И здесь возникает важный вопрос. Кто за это будет платить?
ВЫВОДЫ
Итак, в Украине вопрос территориальной обороны затормозился на законодательном уровне. Несмотря на то, что различные версии законопроекта существуют, они порой конкурируют друг с другом. Сейчас можно перевести стрелки на коронавирус, который также очень замедлил этот процесс. Но стоит согласиться со сторонниками развитой ТрО — без закона прогресса не будет. Судя по комментариям экспертов, дебаты по структуре и функции территориальной обороны будут жаркими.