Ребята в военной форме стоят около большого портрета женщины. Переговариваются, улыбаются. К их форме прикреплены украшения в виде красных маков — символ памяти жертв войн, и разные награды, добытые в боях. Женщина из портрета смотрит на нас: на прохожих, на этих вроде бы беззаботных мальчиков. Во взгляде ее — сила и печаль. Она — Валентина Завада, мать Героя Украины Богдана Завады. Свое звание ее сын получил посмертно, потому что летом 2014 года погиб в бою на Донбассе.
8 мая перед Национальным музеем истории Украины во Второй мировой войне, что в Киеве, открылась выставка «Матери героев». Дата очень символическая — День памяти и примирения, что в этом году совпал с Днем матери. В целом в экспозиции 16 фотографий, которые сделал известный фотограф Роман Николаев. Каждый снимок — это портрет женщины, которая воспитала героя. Кто-то из них потерял сына из-за войны. А Мария Савченко, портрет которой тоже есть на выставке, почти два года ждет дочь Надежду, по сути, из российского плена, который прикрывают бессмысленным судом. Но матери не ропщут на судьбу. Их призвание — любить.
«ИНОГДА ПРИХОДИЛОСЬ ОБЪЯСНЯТЬ, ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО»
«Матери — люди скромные. Половина моих героинь — жительницы сельской местности. Сын сказал: «Нужно», мать сказала — «Есть!», и все. Таков у них военный порядок, — вспоминает Роман Николаев работу над проектом. — С начала войны в Украине я занимаюсь портретами военных и уже как-то научился находить общий язык с такими людьми. Поэтому не было каких-то сбоев в том, чтобы установить контакт с человеком. Всех, кого запланировали, удалось отснять».
Проект готовили в очень сжатые сроки: идея выставки возникла в 20-х числах апреля. Это — определенное продолжение проекта «16», представленного год назад в галерее Second Floor Art Center, что в Администрации Президента. Тогда показали 16 портретов героев-украинцев, которые прославились во время участия в антитеррористической операции на Донбассе. Автором тех портретов тоже был Роман Николаев. Часть женщин, портреты которых представлены на выставке «Матери героев», — матери тех воинов.
В новом проекте Роману Николаеву больше всего понравилось работать с матерью командующего Высокомобильными десантными войсками Вооруженных сил Украины генерал-майора Михаила Забродского. «Мне очень импонирует Михаил Забродский как военный. В свое время не смог его отснять, но несколько раз пересекались. Он — не «толстый генерал». Звание генерала ему присвоили за достижения на украинском восточном фронте. И сколько не общался с разными комбатами — они очень хорошо о нем отзываются. Говорят, что за ним можно идти в любые дали, — объясняет Роман Николаев. — А мать его, Людмила Забродская, очень интеллигентная, преподавательница университета. С ней было легче всего. Она понимала, зачем этот проект, что это помогает Украине в информационной войне. Потому что иногда приходилось объяснять людям, зачем это нужно».
«ЛЮБОВЬ К РОДНЫМ СВЯЗАНА С ВЕРШИННЫМИ ЦЕННОСТЯМИ»
В образах матерей героев объединены несколько вещей, которые психологи относят к базальным и вечным, акцентирует социальный психолог Вадим Васютинский. «Во-первых сам образ матери. Не думаю, что здесь украинцы являются исключением, потому что он очень насыщен эмоционально, значим для всех народов. А особенно сильный этот образ в традиционных обществах, которым до недавнего времени было наше. Вторая важная вещь — это образ защитника, — комментирует Вадим Васютинский. — И сочетание этих двух составляющих — материнской любви и фигуры воина-защитника, который благодаря этой любви вырастает и превращается в сильного человека, — это всегда привлекает. Причем, и мужчин, и женщин».
Сегодня образ героя, который рискует жизнью ради родины, стал чрезвычайно актуальным. Но и образы жен и матерей, скорбящие по погибшим, требуют не просто во внимания и сочувствия, но и определенного осмысления. Важно показывать их — и не просто для созерцания, а для создания определенного дискурса.
«Сюжеты, связанные с проявлениями любви к родным, когда это касается военных или их матерей, часто транслируют в медиа. Это то, что практически всех задевает, волнует, тревожит. Любовь детей к родителям и наоборот — одно из самых сильных чувств. Если не за это, то за что мы в настоящее время боремся? Наверное, не за газ, деньги, нефть... — продолжает Вадим Васютинский. — Идет речь о ценностях, которые мы ставим на первый план. Повседневная же жизнь предлагает нам другое — материальное, политическое. Но если копнуть глубже, возникают базальные глубинные потребности, связанные с вершинными ценностями. Сюжеты, которые апеллируют к ним, привлекают к себе внимание — и это правильно».
Образ матери примиряет и объединяет людей. Мы восхищаемся теми, кто вырастил героя. Ведь, возможно, сила воина проросла из любви, вложенной у него мамой. А затем матери нужно сделать отчаянный поступок — фактически, доверить своего ребенка судьбе, потому что жизнь воина опасна и непредсказуема. Но мамы любят, жертвуют и ждут. Простые женщины, не избалованные вниманием. Нужно держать их в фокусе. И равняться на них.