Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Майдан, который мы потеряли

28 июля, 2006 - 19:01
ГЛАВНАЯ ПЛОЩАДЬ СТОЛИЦЫ — МАЙДАН НЕЗАВИСИМОСТИ — ПО-ПРЕЖНЕМУ ОСТАЕТСЯ САМОЙ ВАЖНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПЛОЩАДКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ. ОДНАКО СРАВНИВАТЬ МАЙДАН-2006 С МАЙДАНОМ-2004 ПРОСТО ЯЗЫК НЕ ПОВОРАЧИВАЕТСЯ... / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Пассионарность, то есть способность к мощным выбросам общественной энергии, к выдвижению ярких идей, к лидерству и привлечению к воплощению масштабных проектов больших масс людей, ускорение на этом основании прогрессивного развития справедливо считается преимуществом, свидетельством большого творческого потенциала нации или народа. Вскользь следует заметить, что существуют тоталитарные разновидности пассионарности — в историческом аспекте это в первую очередь нацизм и сталинизм, в более приближенном времени — коммунизм, радикальные движения, допускающие использование терроризма для достижения своих целей. Тоталитарная пассионарность пренебрегает судьбами конкретных людей во имя достижения и сохранения власти вождей или ради реализации привлекательных, на первый взгляд, лозунгов, которые потом оказываются фальшивыми и неосуществимыми. Пассионарность такого типа в итоге ведет к отставанию в развитии, к регрессу того или иного сообщества. Но в данном случае речь не о ней.

Примером демократической пассионарности, которая породила среди большинства украинского общества надежды на освобождение от авторитарных методов правления, укрепление национальной идентичности и ускорение прогрессивного продвижения Украины, стал Майдан образца конца 2004-го — начала 2005 года. Это был грандиозный подъем национального духа в сочетании со стремлением защитить демократию и свободу в нашей стране. Большинство людей пришли тогда под «оранжевые» знамена именно с такими чувствами, а не ради «хлеба и зрелищ». Как бы сейчас ни пытались принизить значение тех событий нынешние лидеры сил, проигравших президентские выборы. Более того, они позволяют себе называть оранжевую революцию «оранжевым кошмаром» и утверждать, что так считает абсолютное большинство населения южных и восточных областей. Забывая добавить при этом, какие методы манипуляции информацией (при мощном участии российских масс-медиа) применяются ими для обработки сознания жителей этих регионов.

Но, судя по развитию событий на протяжении последнего года, истинного значения Майдана не смогли понять и те политики, которые волею судьбы возглавляли его. И очень похоже, что большинство из них уже забыло или пытается не вспоминать о том взлете национального и демократического самосознания, которым Украина по праву заслужила большое уважение в мире. Очень быстро забыли. Так, в последнее временем никто из них в дебатах вокруг нынешней ситуации практически не пытается соотнести разные политические расклады с ценностями свободы и демократии. Это при том, что до недавнего времени претендент на премьерство Виктор Янукович вообще не имел таких понятий в своем лексиконе. Только сейчас, и очевидно в собственных политических целях, он и его сторонники начали активно использовать демократическую фразеологию. Но и то, что сейчас провозглашают и делают Юлия Тимошенко и ее соратники, воспринимается больше в контексте борьбы за власть, чем в смысле отстаивания общенациональных приоритетов. Президент Виктор Ющенко в своих последних обращениях к народу также говорит больше о необходимости достижения согласия между разными политическими силами и сохранения приемлемых темпов развития экономики, чем об общих и высоких целях нации. Социалисты уже давно открестились от оранжевого цвета и стали подчеркнуто идентифицировать себя как «малиновые». Но сейчас их истинный цвет вряд ли кто-нибудь сможет определить.

Отказ от активного утверждения подлинных ценностей Майдана большинства лидеров оранжевой революции можно расценить как спад пассионарности демократического образца как со стороны отдельных лиц, так и в общем. Палатки и пикеты в Киеве, установленные сейчас разными политическими силами, отнюдь не могут сравниться с тем, что было на Майдане в декабре 2004 года. В принципе, это закономерное явление для постреволюционного периода. Однако в условиях Украины отказ от пассионарности лидеров, которые в свое время позиционировали себя именно как демократические вожди, является очень опасным для судьбы страны. Слишком много энергии еще потребуется для разрешения задач утверждения реальной независимости от северо-восточного соседа, закрепления демократических основ в общественной жизни и экономике, сохранения национальной идентичности и создания украинской политической нации, формирования гражданского общества. Впрочем, сознательной части украинского общества не стоит ждать, когда пассионарность снова разгорится в бывших лидерах. Ее стоит культивировать и лелеять среди общественности, и не от Майдана до Майдана, а постоянно.

Валерий КОСТЮКЕВИЧ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ