Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Меморандум (советы) для Ельченко

Эксперт: Нереалистично надеяться, что ликвидацию последствий российской агрессии можно достичь с помощью бесед с Чуркиным
22 декабря, 2015 - 10:52
ФОТО УНИАН

Первое интервью с недавно назначенным постоянным представителем Украины при ООН Владимиром Ельченко вызвало ряд вопросов. В частности, как относительно его профессионализма, так и способности использовать пребывание Украины в 2016—2017 годах в качестве непостоянного члена в Совете Безопасности ООН. Как иначе можно воспринимать его слова: «Мне хотелось бы сразу по приезде (в Нью-Йорк. — Авт.) посмотреть в глаза российскому коллеге господину Чуркину и откровенно именно об этом поговорить. ...Без личного общения, без откровенности вряд ли эта работа будет успешной. Пока у меня нет рецептов. Сначала нужно поговорить с российским коллегой. Отталкиваясь от тех настроений, которые услышу, будем планировать дальнейшую работу». Таким образом посол ответил на вопрос журналиста УНИАН: «Как противостоять на международной арене лжи, которую Россия наматывает на гусеницы своих танков на Донбассе? А поведение Кремля сегодня абсолютно не свидетельствует о том, что российская власть готова к любым действиям, направленным на ликвидацию последствий вооруженной агрессии в Украине.

«День» обратился к экс-уполномоченному Украины в Международном Суде ООН, Чрезвычайному и Полномочному Послу Украины, профессору Владимиру ВАСИЛЕНКО с просьбой прокомментировать интервью Ельченко и рассказать, как на самом деле Украина может защитить национальные интересы с использованием механизмов в ООН.

«СТРАННОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПРОИЗВОДИТ ИНТЕРВЬЮ, В КОТОРОМ ОН ВЫРАЗИЛ НАДЕЖДУ НА ТО, ЧТОБЫ ПОВЛИЯТЬ НА В.ЧУРКИНА...»

— Я давно и хорошо знаю Владимира Ельченко. Он опытный дипломат. И в его назначении постоянным представителем Украины при ООН нет ничего удивительного. Однако странное впечатление производит интервью, в котором он выразил надежду на то, чтобы повлиять на В.Чуркина, посмотрев ему в глаза и рассказав о драматических событиях, вызванных вооруженной агрессией России против Украины. Постпред РФ в СБ ООН прибыл не с Марса. И он хорошо проинформирован обо всем, но является абсолютно несамостоятельной фигурой, которая дерзко отрицает очевидное, — факт совершения его страной агрессии. Он выполняет и даже перевыполняет указания высшего руководства России. А поведение Кремля сегодня абсолютно не свидетельствует о том, что российская власть готова к любым действиям, направленным на ликвидацию последствий вооруженной агрессии Украины.

Можно понять призывы В.Ельченко к необходимости человеческого общения с россиянами на личностном уровне и его стремление сделать свой вклад в восстановление мира путем переговоров с использованием механизмов ООН. Однако нереально надеяться на то, что ликвидации последствий российской агрессии можно достичь путем бесед с В.Чуркиным, а не путем укрепления солидарности государств-членов ООН в поддержке Украины и внедрении санкций против государства-агрессора.

Ельченко правильно говорит, что главная причина неэффективности ООН заключается в праве вето, которым наделены постоянные члены СБ ООН. Сегодня этим правом злоупотребляет Россия — страна-агрессор. Чтобы его отменить, необходимо согласие всех пяти постоянных членов СБ ООН. А все не желают отказаться от такой привилегии.

Для защиты национальных интересов Украины в ООН можно использовать другие ее органы, в частности Генассамблею ООН, где не действует право вето. Речь идет об использовании механизма, предусмотренного резолюцией 377 ГА ООН под названием «Единение ради мира», принятой в 1950 году, когда была совершена вооруженная агрессия Северной Кореи против Южной Кореи, и когда Советский Союз саботировал участие в заседаниях Совета безопасности. В этом документе в частности говорится о том, что в случае, когда СБ ООН оказался не в состоянии принять решение, касающееся отпора агрессору и поддержанию общего мира и безопасности, то ГА ООН двумя третями голосов может принять соответствующую резолюцию. И такая резолюция была принята. На ее основе созданы вооруженные силы ООН и таким образом удалось предотвратить захват Южной Кореи Северной Кореей. После этого данная резолюция несколько раз использовалась в практике ООН. И, на мой взгляд, усилия украинской дипломатии должны быть сосредоточены именно на том, чтобы задействовать механизмы ГА ООН. Это сложный, тяжелый, изнурительный труд, но его необходимо осуществлять. Кроме того, по инициативе Украины, поддержанной большинством государств членов, ГА ООН могла бы принять резолюцию об обращении в Международный Суд ООН с запросом дать консультативное заключение относительно легитимности проведения референдума в оккупированном Россией Крыму и последующей аннексией полуострова Россией.

— Почему это не было сделано?

— В Украине многое не делается. Например, до сих пор не создан орган, который готовил бы консолидированную претензию Украины к РФ как к государству-агрессору. Такая претензия, в случае ее составления, должна быть официально предъявлена России по официальным дипломатическим каналам и распространена как официальный документ ООН среди всех государств-членов. Это тоже не используется.

Владимир Ельченко правильно говорит, что для нормализации отношений России с Украиной понадобится длительное время. Однако дело здесь не столько и не только во времени, а в условиях, на которых такая нормализация может состояться.

«НОРМАЛИЗАЦИЯ УКРАИНСКО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ ВОЗМОЖНА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЦЕЛОГО КОМПЛЕКСА УСЛОВИЙ»

— Что вы имеете в виду?

— Нормализация украинско-российских отношений возможна при выполнении целого комплекса условий. Российская власть должна: во-первых, безоговорочно прекратить вооруженную агрессию и вернуть Украине все захваченные территории.

Во-вторых, возместить Украине все убытки, нанесенные агрессией и наказать лиц, виновных в совершении военных преступлений и преступлений против человечности в ходе этой агрессии.

В-третьих, выдать В.Януковича как лицо, которое способствовало началу агрессии России против Украины.

В-четвертых, извиниться за преступления, совершенные Россией против Украины в течение всей истории, поскольку РФ провозгласила себя преемником Советского Союза и позиционирует себя как наследник традиций царской России.

В-пятых, цивилизовано решить все вопросы о долгах и активах бывшего СССР и о разделении морских границ в Азовском море и Керченском проливе, в частности путем обращения в Международный Суд ООН.

В-шестых, вернуть все культурные ценности, незаконно оказавшиеся на территории России после их незаконного вывоза из Украины.

В-седьмых, официально публично признать право Украины на свободу цивилизационного выбора и поддержать ее право на полноправное членство в ЕС и в НАТО.

В-восьмых, отказаться от гуманитарной агрессии против Украины и в первую очередь, от требования предоставить русскому языку статус второго государственного, от навязывания своей версии истории, пропаганды ненависти к Украине и всему украинству.

В-девятых, возобновить в России работу запрещенных украинских организаций и обществ и обеспечить права этнических украинцев в России, в соответствии с международными стандартами. Это и школы, и газеты, и клубы, и театры — то есть все то, что россияне имеют в Украине и чего лишены сегодня украинцы в России.

В-десятых, обратиться к этническим россиянам в Украине с призывом уважать украинский язык, традиции и историю и быть лояльными гражданами Украины.

Когда эти условия будут выполнены, тогда можно надеяться на то, что украинско-российские отношения будут нормализованы.

Сегодня для обеспечения своей национальной безопасности Украина должна продолжить развитие как сектора традиционной безопасности, так и сектора гуманитарной безопасности, а также максимально ограничить отношения с РФ.

— Как все, что вы назвали, нужно формализовать, кто должен этим заниматься?

— Украинское руководство должно формализовать все эти требования и направить формальную ноту РФ со своим виденьем путей нормализации отношений. Это публичная дипломатия, поэтому все должно проводиться прозрачно. Украине нужно наконец отказаться от комплекса малороссийской второсортности и занять позицию государства, которое уважает себя, полагается в первую очередь на собственные силы, осознает жизненно важные потребности украинского общества и готово защищать свою свободу и независимость.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ