Президент Джозеф Байден выступил перед американским разведывательным сообществом. По всему было видно, что речь предназначена для как можно большего распространения.
Упоминание о России, это было всего два раза, о Китае американский президент высказался пять раз, вызвало какую-то эйфорию среди некоторых экспертов. Особенно такой пассаж. «У Путина есть реальная проблема: он сидит на верхушке экономики, у которой есть ядерное оружие и нефтяные скважины, и больше ничего. Ничего! Их экономика, что там, восьмая в мире? Он знает, что у него реальные проблемы, и это, я полагаю, делает его еще более опасным». Его рассматривали как некоторый поворот в американской политике после подписания соглашения Байден-Меркель по газопроводу «Северный поток-2».
Фраза американского президента, «Вы только взгляните, что делает Россия с нашими выборами 2022 года и дезинформацией — это все в сегодняшнем президентском брифинге, что мне подготовили. Это чистой воды нарушение нашего суверенитета» рассматривается под таким же углом зрения.
Представляется, что ситуация гораздо более сложная и ее, по крайней мере, в отношении России не стоит рассматривать столь прямолинейно.
Выступление Байдена было в первую очередь предназначено для внутренней аудитории. И в этом смысле упоминание о вмешательстве России в промежуточные выборы в конгресс в 2022 году означает гораздо больше, чем определение реального веса Кремля в мировой экономике и политике.
Сейчас для американского президента очень важно смягчить негативный эффект от подписанного соглашения с Германией. Оппозиция ему двухпартийная, пресса тоже встретила его весьма негативно. Причем не только тяготеющая к республиканцам, но и лояльная к Байдену The New York Times.
В этом же ряду находится и внешне неожиданный прием в Белом доме лидера белорусских оппозиционеров Светланы Тихановской. Уж тут точно ни у кого язык не повернется признать Байдена потакающим России.
Тем не менее, при всей внутренней направленности действия Вашингтона имеют и внешнеполитический аспект.
Во-первых, Москва получила определенную свободу в ее внутренней политике. Как вести себя с оппозиционерами, отдается на усмотрение Кремля. Конечно, будут протесты, словесная защита прав человека и подобное, но на этом все. Характерно, что тема заключения Навального практически ушла из международной повестки Европы и тем более США.
Во-вторых, США предполагают ограничивать возможности Москвы проявлять свою агрессивность в отношении соседей. Речь идет не только об Украине, Грузии и Молдовы, но также и Беларуси. Оккупация последней вызовет серьезную реакцию и об этом Путин был предупрежден. Другими словами, в пределах российских границ дело ваше, но вне их на агрессию будет ответ.
В-третьих, Вашингтон хочет сосредоточиться на противостоянии с Китаем, созданием Индийско-Тихоокеанского оборонительного блока и поэтому хотел бы передать дела ведущей стране Европы Германии. В какой-то мере Франции. Именно с этим связана уступка Берлину в вопросе газопровода и передача ему всех проблем с украинским транзитом.
В таких условиях не следует рассчитывать на серьезные результаты от визита Владимира Зеленского в США. Военно-техническая поддержка Украины сохранится и даже несколько увеличена, что следует из проекта бюджета на следующий год, одобренного Палатой представителей и переданного в Сенат.
В нем помощь Украине в ассигнованиях Государственному департаменту определена в $481,5 млн, что на $28,5 млн больше, чем в 2021 году. В заявленной сумме помощи по статье «Международное военное финансирование» определено $125 млн, что на $10 млн больше по сравнению с 2021 годом.
Кроме того, в смете Министерства обороны США на 2022 год предусматривается выделение Украине $275 млн по программе Пентагона «Инициатива помощи Украине в безопасности». В сумме это составляет $756,5 млн. Цифра довольно значительная, но для американского бюджета совсем не запредельная.
Тем самым Москве дано понять, что США будут продолжать всемерную поддержку аспектов безопасности Украины, повышение ее способности противостоять российской агрессии. Кроме того, будет определенная дипломатическая поддержка украинским реформам, но на серьезный конфликт с Москвой Вашингтон идти не будет.
В том числе в углублении и расширении санкций. Как пишет Politico, в Вашингтоне опасаются, что урон российской экономики в случае масштабных санкций может повлечь финансовые проблемы для Европы и США. Крутые меры против российских олигархов «могут привести к падению Путина, способны дестабилизировать ситуацию непредсказуемым образом» — в частности, российские ядерные арсеналы могут попасть «не в те руки». Вот почему, как пишет Politico, «действия будут ограниченными и целенаправленными».
Что же остается Киеву? Ясно, что США важнейший партнер, но не союзник. По крайней мере, в обозримой перспективе по приведенным и другим причинам.
Еще в большей мере это относится к Германии. Причем даже в случае после выборов в Бундестаг в сентябре будет образована коалиция с участием зеленых серьезно политика der Putin-versteher — понимания Путина не изменится. В силу ряда объективных и субъективных обстоятельств.
К тому же у Берлина нет реальных рычагов давления на Москву. Они могли бы появиться в случае занятия жесткой позиции и введения расширенных финансовых и энергетических санкций. Однако это не произойдет, а все остальное останется декларациями. К тому же Германия должна оглядываться на Францию и Италию, а те не хотят идти на обострение с Россией. Отсюда вполне оправданный скепсис относительно обязательств Берлина по договору Байдена-Меркель.
Значит, предстоит определенная переориентация внешней политики в поисках не только партнеров, но союзников. Понятно, что наши прибалтийские соседи и Польша поступают в большинстве случаев как союзники. Однако их потенциал недостаточен для реального противостояния с Россией.
Реальной опорой Украины в создавшихся условиях может стать Великобритания. Расширение связей с ней является важнейшей задачей украинской дипломатии.
После выхода из ЕС Лондон получил свободу рук и хочет восстановить свой мировой политический статус. Противостояние с Москвой вполне для этого подходит.
Возможности британского военно-промышленного комплекса весьма значительны, к тому же расширение сотрудничества с Великобританией не вызовет вопросов в Вашингтоне.
Нам следует добиваться не просто военно-технической помощи, а расширения участия британских и американских фирм в развитии наших оборонных предприятий и развертывании у нас производства новейших видов вооружений.
В Москве весьма напряглись, когда Кабинет министров Украины одобрил распоряжение о подписании соглашения с США о проектах в сфере исследований, разработок, испытаний и оценки военной техники. Аналогичное соглашение следует подписать и с Великобританией.
Украине следует учитывать, что в ближайшей перспективе Германия и Франция будут оказывать давление, чтобы Киев выполнял Минские соглашения на российских условиях при некоторой отстраненности США.
Следует попробовать опереться на Великобританию. В данных условиях предпочтительный вариант.