— Как вы относитесь к тому, чтобы не ограничивать избирательный фонд кандидатов, как это предусмотрено в проекте Лавриновича?
— Давайте будем унифицировать наше избирательное законодательство. Если мы не ограничивали размер собственных избирательных фондов кандидатов в депутаты, аналогично мы не должны ограничивать фонды и на выборах президента. Другое дело, что законодатель должен предусмотреть четкие нормы, которые бы регламентировали источники поступления в собственные избирательные фонды кандидатов, подконтрольность их использования и порядок опубликования соответствующих отчетов.
— Какой из пяти проектов, на ваш взгляд, является наименее заангажированным?
— Если бы я был представителем фракции НДП или КПУ — я бы вам ответил. А как юрист скажу, что в каждом проекте есть очень полезные положения. При доработке следует учесть все позитивное. При этом нельзя забывать и о мнении специалистов, работающих в Центризбиркоме.
— Как вы планируете представить ваш законопроект, ведь уже поручено взять за основу проект Лавриновича?
— В соответствии с Конституцией, ЦИК не имеет права законодательной инициативы. Но по закону о Центральной избирательной комиссии мы вправе внести Верховной Раде свои предложения относительно совершенствования того или иного законодательного акта. Во исполнение этого положения мы послали в Верховную Раду свой проект.
— А как относительно гарантий избежания фальсификаций на выборах?
— Деятельность ЦИК с момента объявления избирательной кампании абсолютно прозрачна. Журналисты имеют право участвовать в наших заседаниях. А что касается подведения итогов, протоколы окружных избирательных комиссий, на основании которых ЦИК проводит подсчеты, хранятся у нас очень долго и передаются в архив. В любое время можно проверить достоверность наших данных.
— Учитывая опыт парламентских выборов, нужна ли какая-то дополнительная защита от злоупотреблений?
— Единственное, что могу сказать, многочисленные наблюдатели, которые обязательно присутствуют на выборах, должны свои функции осуществлять с момента открытия избирательных комиссий до обнародования участковой избирательной комиссией результатов голосования на избирательном участке. Потом все полученные данные можно свести или на уровне региона, или по всей Украине — и сопоставить с официальными данными.