Мир ежегодно отмечает 4 апреля основанный ООН Международный день распространения осведомленности относительно минной безопасности и помощи в противоминной деятельности. Но уже четвертый год подряд для Украины эта тема чрезвычайно и ежедневно актуальна, поскольку ее территории одни из самых загрязненных взрывоопасными предметами. Понятно, что идет речь преимущественно о наших восточных землях, где продолжается сопротивление российской агрессии. В соответствии с информацией, которую на днях обнародовал начальник Управления экологической безопасности и противоминной деятельности МОУ полковник Максим Комисаров, 7 тыс. кв. километров подконтрольной украинскому правительству части Луганской и Донецкой областей, а также ориентировочно 9 тыс. кв. километров оккупированного Донбасса «нафаршированы» (то есть, в целом 16 тыс. кв. километров) разнообразными образцами боеприпасов, готовых взорваться при любой благоприятной ситуации. Это сплошная мина в нашем будущем даже не на годы — на десятилетия.
КАЖДЫЙ ВЗРЫВООПАСНЫЙ ПРЕДМЕТ ТАИТ, ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ, 10 СМЕРТЕЙ
Самое ужасное то, что почти каждая третья смерть среди гражданского населения, которую собрал молох этой войны, а еще большая часть — среди искалеченных, именно вызвано взрывами мин, неразорванных снарядов, ракет, всяческих военных ловушек и «адских» самоделок. Их на пространстве войны не сосчитать. В прошлом году и с начала 2018-го саперы ВСУ, ГСЧС и Государственной специальной службы транспорта больше 1,1 тысячи раз выезжали на мероприятия по разминированию. Обычно они предшествовали работам по возобновлению разрушенной инфраструктуры (газопроводов, водопроводов, электросетей, железнодорожных путей) в приближенных к фронту участках. С начала боевых действий удалось проверить около 26 тыс. гектаров территорий и уничтожить свыше 346 тыс. взрывоопасных предметов. Каждый из них способен принести смерть, по меньшей мере, 10 человекам.
Интересно, что такой «очисткой» земель в настоящее время на украинском востоке занимается приблизительно 50 расчетов, в состав которых входит почти три сотни специалистов. Огромный массив времени и сил военные и представители неправительственных организаций тратят на маркировку земель и дорог, потенциально опасных в минном смысле. Также определенный ресурс идет и на уменьшение рисков посредством информационных кампаний среди местного населения. Однако в государстве наступило время, наконец, позаботиться не только о вообще существовании структур, которые занимаются этой проблематикой, но и поднять ее решение на качественно высший уровень. В частности, и это признают практически все специалисты, причастные к аспектам противоминной деятельности, что Украине необходимо немедленно принять современную профильную нормативную базу и создать эффективную институционную вертикаль, которая бы организовывала и проводила такие мероприятия и отвечала за их качество. Конечно, имею в виду систему, которая отвечает международным стандартам противоминной деятельности IMAS.
Сейчас основная нагрузка в решении упомянутой проблематики делегирована Минобороны, в частности и аспект разработки законодательства по вопросам противоминной деятельности. Причем нормирование необходимо многим вещам. Например, до сих пор пострадавшие от, скажем образно, взрывоопасных остатков войны, не имеют соответственного юридически закрепленного статуса, что не позволяет говорить об адекватности их социальной защищенности и высшем уровне медицинского сервиса, в частности жертв ПТСР среди гражданских.
Из достижений стоит сказать о совместной разработке оборонного ведомства и ГСЧС, при содействии Координатора проектов ОБСЕ в Украине, автоматизированной системы управления информацией противоминной деятельности с помощью программного обеспечения IMSMA. Она содержит перечень координат территорий, загрязненных взрывоопасными предметами и результаты разминирования и контроля качества последнего. Эта информация должна быть публично доступной. Свою работу в этом направлении уже начало и Министерство здравоохранения, которое собранные данные в дальнейшем будет интегрировать в единую АСУ Украины. В целом медленно, но положительно, Минобороны решает и болезненный вопрос современного технического обеспечения саперов. Им здесь помогают международные партнеры в пределах нескольких программ. Например, на днях Центру разминирования Главного управления оперативного обеспечения ВСУ (в Каменце-Подольском) представители ОБСЕ передали современное оборудование для одной группы разминирования.
МИННОЕ ПОЛЕ ЕСТЬ, А ВОТ ПРАВОВОГО — НЕТ
— Самое главное, что нам нужно одновременно как стратегически, так и оперативно достичь, так это разработки и принятия законодательства и национальных стандартов в сфере противоминной деятельности на основе международных, — отмечает глава Управления экологической безопасности и противоминной деятельности МОУ полковник Максим КОМИСАРОВ. — Это даст возможность Украине построить эффективную и скоординированную систему противоминной деятельности. Минобороны в свое время прорабатывало законопроект «О противоминной деятельности». Но его отклонили еще на «комитетском» этапе. С учетом замечаний и современных тенденций мы разработали другой профильный законопроект, который сейчас проходит внешнее согласование в органах исполнительной власти. В нем заложены комплексные решения этой, очень актуальной для Украины проблемы.
По этому поводу достаточно метко недавно высказалась вице-спикер ВРУ Ирина Геращенко: «Когда мы говорим о гуманитарном разминировании, то здесь парламент виноват в том, что мы до сих пор не представили и не приняли закон о разминировании. В странах, для которых разминирование территории было большим вызовом, было принято соответствующее законодательство, а гуманитарным разминированием занималось не Министерство обороны, а министерства, например, чрезвычайных ситуаций».
— Каковы прогнозы относительно сроков очистки Донбасса от мин и какой финансовый ресурс для этого нужен? — спрашиваю у Максима Владимировича.
— ООН имеет среднестатистические данные: на разминирование последствий одного года войны нужно потратить 10 лет на «очистку». Учитывая, что процесс можно ускорить, надеюсь, мы справимся быстрее чем за 40 лет. Особенно, если примем соответствующие законы. Но в любом случае это работа на долгие годы. Относительно сметы разминирования трудно сказать, что существует фиксированный тариф стоимости очистки, скажем, квадратного метра земли. Все зависит от «загрязненности» территории, наличия там болота, реки, характера рельефа, почв, или это какие-то городские или незаселенные местности и тому подобное. Например, в Хорватии в разные годы стоимость разминирования варьировала от 0,2 до 3 евро за квадратный метр. У нас есть ориентировочные данные о наших расходах в Украине: на разминирование 1 кв. метра площади идет от 3 до 30 гривен.
— Существует ли механизм ответственности лиц, которые проводят разминирование, за качество таких работ?
— Конечно, случаи подрыва на уже очищенных территориях бывают — это жизнь. Но, к сожалению, законодательно этот процесс полностью не урегулирован. Мы разрабатываем национальные стандарты противоминной деятельности, которые будут регламентировать алгоритм проведения очистки участков, контроль качества таких работ и порядок передачи этой территории. Тогда можно четко исследовать, на каком этапе случилась ошибка, и найти виновного. Контроль качества в таком случае должен быть прерогативой независимой структуры. А в соответствии с международным опытом, за противоминную деятельность ответственность однозначно несет государство и никто другой. И потому это подразделение, которое осуществляет контроль качества разминирования, должно быть государственным. Мы предлагаем, чтобы было три ступени. На первом этапе его проводит подразделение, которое непосредственно разминировало участок. На втором — результат проверяет старший начальник. А уже третий этап является внешней проверкой качества очистки на заложенную заказчиком глубину. Например, если землю будут использовать в качестве сельхозугодия, то безопасная глубина разминирования — 30 см. Если это участок для многоквартирного жилищного строительства, то безопасной является глубина 6 метров. От таких условий зависит и стоимость, длительность, техническая сложность работ. Сейчас такого нормативного механизма в государстве не существует. Мы знаем, что должны разминировать, проверять и после этого нести ответственность за работу. Но здесь недостает правового поля.
— А кто тогда в Украине способен осуществлять такую оценку соответствия потенциальных операторов разминирования?
— У нас пока еще есть три международных организации — «TheHALO Trust», Датская группа по разминированию (DDG), Швейцарский фонд противоминной деятельности (FSD). Они готовы проводить такую оценку. Но здесь есть проблема, опять-таки, на законодательном уровне. Поэтому эти организации проводят лишь неполные работы по разминированию, потому что не имеют надлежащих разрешений. То есть, не несут полную ответственность за качество разминирования. Находя взрывоопасный предмет, они извещают нашим саперам или ГСЧС. 80% всех таких боеприпасов в стране уничтожают подразделения ВСУ, хотя в соответствии с законодательством вся территория государства в этом разрезе подопечная именно ГСЧС. В целом операторами противоминной деятельности могут стать после нормативного урегулирования все структуры, которые способны пройти оценку соответствия и выполнять задачи. А заказчиками — местная громада, районная или областная власть, предприятия, ведомства и тому подобное. Недавно мы проводили круглый стол, где презентовали концепцию законопроекта, который дает зеленый свет перестройке в государстве эффективной системы противоминной деятельности. Последняя имеет серьезное преимущество — она открыта, позволяет привлечь максимально субъекты всех секторов ведения хозяйства и управления. Кстати, ее элемент вы можете уже увидеть на сайте Минобороны в разделе «Противоминная деятельность». Это интерактивная карта с данными о текущем состоянии гуманитарного разминирования (ссылка http://www.mil.gov.ua/content/other/Hymanit_rozminyvannia.jpg).
Женевский международный центр гуманитарного разминирования разработал рекомендации по организации и проведению противоминной деятельности. Существует и богатый международный опыт. Украина сейчас находится в поиске собственной модели. В любом случае, все идет к тому, что она положит начало правительственному национальному органу противоминной деятельности, у которого будет собственный рабочий инструмент, — координационный центр противоминной деятельности, что будет контролировать качество и планировать соответствующие операции по разминированию, будет изучать риски и тому подобное. Рассмотрим несколько примеров таких систем в разных государствах, которые страдали от вооруженных конфликтов. В Хорватии проблематикой разминирования занимается МВД и коммерческие структуры, которые выполняют заказ на определенные работы. Однако контроль качества остается за государством. Турция в своем Минобороны имеет центр по разминированию, который занимается планировочными мероприятиями, но к работам привлекают как государственных, так и частных операторов — организации, которые прошли оценку соответствия и способны осуществлять этот процесс. Наиболее нам подходит модель Таджикистана, где к процессу разминирования привлечены как государственные, так и коммерческие структуры, но под ведомственным контролем и гарантией государственной ответственности. Система, которую предлагает в настоящее время создать Минобороны, практически базируется на существующих структурах, и она очень транспарентная, что хорошо воспринимают международное сообщество и доноры. Следовательно, очередь — за законодателем.
О необходимости образования под эгидой правительства координационного органа противоминной деятельности сейчас говорят много экспертов и чиновников. В частности и Вадим Черныш, министр по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц: «Несколько законопроектов застряло в Верховной Раде. Нужно всем органам власти обратить на это больше внимания. Разминирование — это не только обезвреживание мин или остатков боеприпасов. В зоне боевых действий живет несколько сотен тысяч населения. Эти люди должны быть научены безопасно обращаться с боеприпасами, чтобы не подрываться, нужно маркировать территорию. Это настолько большой комплекс проблем, на который не обращают внимания».
В завершение заметим, что в перспективе на базе Центра разминирования Главного управления оперативного обеспечения ВСУ может возникнуть Центр совершенства противоминной деятельности, который будет иметь надлежащую международную сертификацию и ряд лицензионных полномочий — как на контроль качества выполнения работ по разминированию, так и на сертификацию подразделений, которых будут привлекать к мероприятиям по разминированию.