Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Минская «засада»

Риски и шансы после подписания «формулы Штайнмайера»
2 октября, 2019 - 18:00
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Украина согласилась на так называемую «формулу Штайнмайера», которая вроде бы должна открыть путь для урегулирования ситуации на Донбассе. Однако каждая сторона — и украинская власть, и Кремль, и подконтрольные ему марионеточные сепаратисты на оккупированной части Донецкой и Луганской областей, оценивают данный шаг в свою пользу, трактуя последующую реализацию формулы в своем виденьи. 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОИГРЫШ

Прежде всего плохо, что Украина, как и раньше, проигрывает в информационной войне с РФ, так как именно оттуда пошла информация о том, что произошло в Минске: что представитель Украины в Трехсторонней контактной группе Леонид Кучма поставил свою подпись под «формулой Штайнмайера». Позже в росСМИ появлялись аналогичные документы, где стоят подписи и других участников переговоров: представителей Украины и России в ВКГ — Леонида Кучмы и Бориса Грызлова, представителей ОРДО и ОРЛО — Наталии Никоноровой и Владислава Дейнего, а также представителя главы ОБСЕ Мартина Сайдика.

Несмотря на то, что новая украинская власть еще во время избирательной кампании отличалась информационной активностью и креативностью, более того, обещала усилить и изменить информационную политику страны, на данном этапе (примере) мы этого не наблюдаем. Президент Украины Владимир Зеленский после информации в российских масмедиа собрал срочный брифинг, на котором объяснил позицию Украины, но отказался показать документ.

«Да, максимально плохая коммуникация власти с обществом. Просто овер-неудачная. Total shit. Как и было до этого все 28 лет независимости, — пишет в ФБ эксперт Украинского института будущего Илия Куса. — Да, СМИ раздули из «формулы Штайнмайера» чуть ли не Мюнхенский заговор, некоторые чисто из политических интересов. Да, россияне делают вид, что радуются, потому что якобы они сегодня победили. И все ссылаются на них, мол, смотрите, точно же «измена». Ну что я могу сказать. Меньше читайте на ночь «советских газет» и проверяйте инфу из других источников. Да, мы полностью проиграли россиянам информационную борьбу. Еще в 2014 году. Поэтому мы до сих пор в действительности живем в российском информационном пространстве. Просто не замечаем этого. И потому они более оперативны и агрессивны в подаче информации».

ЧТО ПОДПИСАЛИ И КАКОВА РЕАКЦИЯ СТОРОН

Ближе к обеду 2 октября пресс-секретарь Кучмы Дарка Олифер обнародовала у себя на ФБ письмо на имя Мартина Сайдика, которое подписал представитель Украины в ВКГ. Формула касается того, когда должен заработать закон об особом статусе ОРДЛО, а также выборов на Донбассе. Выглядит она следующим образом:

«Данный закон вступает в силу в 20:00 по местному времени в день голосования на досрочных местных выборах в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, которые назначены и проведены в соответствии с Конституцией Украины и специального закона Украины, регулирующего досрочные местные выборы в упомянутых районах. Он будет действовать на временной основе до дня публикации итогового доклада миссией БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за выборами, в соответствии с установленной практикой БДИПЧ ОБСЕ, о соответствии в целом досрочных местных выборов стандартам ОБСЕ и международным стандартам для демократических выборов, а также украинскому законодательству, в котором дается ответ на вопрос, согласованный в «нормандском формате», утвержденный Трехсторонней контактной группой и направленный Украиной в ее приглашении и Председательством ОБСЕ Директору БДИПЧ.

ВЫДЕРЖКА ИЗ МИНСКИХ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ. ОФИЦИАЛЬНО — КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МИНСКОГО ПРОТОКОЛА, КОТОРЫЙ БЫЛ ПОДПИСАН 12 ФЕВРАЛЯ 2015 ГОДА В МИНСКЕ

 

Данный закон продолжает действовать на постоянной основе в случае, если в итоговом докладе БДИПЧ ОБСЕ будет сделан вывод в соответствии с установленной практикой БДИПЧ ОБСЕ, что досрочные внеочередные местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей были проведены в целом в соответствии со стандартами ОБСЕ и украинского законодательства, отвечая на вопрос, согласованный в «нормандском формате», утвержденный Трехсторонней контактной группой и направленный Украиной в ее приглашении и Председательством ОБСЕ директору БДИПЧ».

Владимир Зеленский, общаясь с журналистами, заверил, что никакой капитуляции Украины нет (president.gov.ua): «Сегодня были устранены последние преграды на пути к проведению саммита Нормандской четверки. Я думаю, что в ближайшее время мы будем знать даты. Это (формула Штайнмайера». — Ред.) механизм, согласно которому временный закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей — так называемый закон об особом статусе Донбасса, начнет действовать на постоянной основе при условии, что местные выборы будут проведены согласно Конституции Украины и украинскому законодательству, а также после публикации отчета ОБСЕ, что выборы прошли по стандартам ОБСЕ и международным стандартам демократических выборов. Это значит, что никаких выборов под дулами пулеметов не будет и не может быть. И еще очень важный момент — закон об особом статусе Донбасса действует до 31 декабря 2019 года. Будет новый закон, который будет разрабатывать парламент в тесном сотрудничестве и при публичном обсуждении с обществом. В новом законе не будет перейдена ни одна «красная линия». Именно поэтому нет и не будет никогда никакой капитуляции», — отметил Президент.

На уточняющий вопрос о сроках вывода российских войск с оккупированных территорий Донбасса и предохранителях для проведения выборов до такого вывода, Владимир Зеленский ответил, что это будет обсуждено во время саммита в Нормандском формате. «Это будет прописано. В выборах (в законодательстве о выборах. — Ред.) это сделать невозможно, потому что выборы должны проходить согласно нашему законодательству. Мы это будем обсуждать. Если там кто-то будет находиться, то выборов не будет. Вы же понимаете это. Мы подготовим предохранители. Мы никогда с вами не пойдем на то, чтобы проводить выборы, если там военные», — отметил Владимир Зеленский.

1 ОКТЯБРЯ 2019 ГОДА. У ОФИСА ПРЕЗИДЕНТА СОБРАЛИСЬ ПРЕДСТАВИТЕЛИ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ СИЛ, КОТОРЫЕ ПРОТЕСТОВАЛИ ПРОТИВ ПОДПИСАНИЯ УКРАИНОЙ ТАК НАЗЫВАЕМОЙ «ФОРМУЛЫ ШТАЙНМАЙЕРА» / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «ДЕНЬ»

 

В Москве отреагировали на последние события и заявили, что дату встречи лидеров нормандской четверки определят после разведения войск в Петровском и Золотом. «Окончательное согласование даты саммита «нормандской четверки» состоится после того, как будет практически завершено и подтверждено разведение сил в Петровском и Золотом. При нормальном развитии событий на это уйдет около двух недель», — заявил помощник президента РФ Владислав Сурков (tass.ru). Кроме того, он не исключает возможности проведения предварительной встречи министров иностранных дел «четверки».

Напомним, что во время брифинга Владимир Зеленский также сообщил, что в Минске согласовано разведение войск в Петровском и Золотом. Президент гарантировал, что отвод военных не повлияет на безопасность местных жителей. Спецпредставитель ОБСЕ Мартин Сайдик уточнил, что разведение сил в Золотом и Петровском начнется 7 октября.

Чтобы понимать полную картину глазами Кремля, следует привести и абсолютно хамское заявление от так называемых «ДНР» и «ЛНР». «Украина благодаря России, Германии и Франции подписала, наконец, формулу Штайнмайера, которая гарантирует Донбассу особый статус. Таким образом она признает особое право народа Донбасса на самостоятельное определение своей судьбы. Мы сами будем решать, на каком языке говорить, какой будет наша экономика, как будет формироваться наша судебная система, как будет защищать наших граждан наша «народная милиция» и как мы будем интегрироваться с Россией. Это наше дело, наша цель. «Республики» будут продолжать переговоры в Минске, чтобы в итоге прийти к полному самоуправлению и самоопределению» (ua.korrespondent.net).

Подконтрольные России сепаратисты также призвали Президента Владимира Зеленского «не диктовать условия». «Когда он говорит, что выборы на Донбассе состоятся только тогда, когда Украина получит контроль над границей, он не понимает, что не ему решать, когда у нас пройдут выборы, а нам. Никакого контроля над границей киевская власть не получит», — заявили в «ЛДНР». А еще «деятели республик» требуют «прямого диалога с нами» и согласования нового закона об особом статусе Донбасса.

Последнее заявление следует расценивать как то, о чем мечтают в Москве, но не могут озвучить напрямую, потому что позиционируют себя «миротворцами». На самом же деле, напомним, Россия является агрессором, который захватил часть территории Украины, убил тысячи людей и нарушил все международно-правовые документы.

Но давайте внимательно посмотрим, что было подписано Кучмой 12 февраля 2015 года в Минске-2 (скан документа прилагается). Пункты, которые перечисляют в своем заявлении представители «ЛДНР» (в документе они под номером 9, 11 с примечанием, 12), почти дословно записаны в Минских договоренностях. То есть «мина» была заложена еще тогда. Поэтому когда сегодня выступает Зеленский, то его заявления являются правильными с точки зрения интересов Украины, но не Минских договоренностей.

В то же время, когда бы ни состоялось заседание в «норманском формате», Владимир Зеленский может обратиться к своим западным коллегам с определенной претензией. Аргументация приблизительно такова: я пошел вам на определенные уступки в части «формулы Штайнмайера», но какую ответную реакцию я получил со стороны «ЛДНР»?! Если мы стремимся достичь последующих договоренностей, думаю, вам следует повлиять на Россию, чтобы она надавила на своих марионеток.

«ИЗМЕНА» ИЛИ «ПОБЕДА»?

В Украине мнения по поводу последних событий в Минске разделились. Националистические силы, представители ныне оппозиционной «Европейской солидарности», а также часть экспертной среды отреагировали довольно резко, назвав действия новой власти «изменой». В тот же вечер у Офиса Президента и на Майдане Незалежности собралось несколько сотен человек, которые протестовали против подписания Киевом «формулы Штайнмайера».

ВЫСТУПАЯ В СРЕДУ В ПАРЛАМЕНТЕ, ПЯТЫЙ ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ, А НЫНЕ НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ ОТ «ЕВРОПЕЙСКОЙ СОЛИДАРНОСТИ» ПЕТР ПОРОШЕНКО ЗАЯВИЛ, ЧТО НЕ ВИДИТ «ЧЕТКОГО ПОНИМАНИЯ» У НЫНЕШНЕЙ ВЛАСТИ УКРАИНЫ ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ «ФОРМУЛЫ ШТАЙНМАЙЕРА». СПРАВЕДЛИВОСТИ РАДИ СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ, ЧТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА МИНСКИЕ ДОГОВОРЕННОСТИ ЛЕЖИТ И НА НЕМ САМОМ, А ТАКЖЕ ПОСТОЯННОМ ПОДПИСАНТЕ ДОКУМЕНТОВ В МИНСКЕ ЛЕОНИДЕ КУЧМЕ, КОТОРЫЙ ПОЧЕМУ-ТО ОСТАЕТСЯ В ТЕНИ ВНИМАНИЯ ЖУРНАЛИСТОВ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «ДЕНЬ»

 

«Зе стал не просто на путь капитуляции, он стал на путь государственной измены, — пишет в ФБ президент Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаил Гончар. — Суть того, что произошло, — не в «формуле Штайнмайера», вокруг которой сейчас идут словесные баталии. Суть в другом:

1. Минские договоренности становятся бесповоротно безальтернативными.

2. Россия теперь исключительно посредник, не агрессор, она окончательно получила статус такого же посредника, как Германия и Франция.

3. Создана предпосылка для того, чтобы закон об особенностях управления ОРДЛО превратился в закон об особом статусе Донбасса в целом.

4. Следующим шагом со стороны так называемых международных посредников будет склонение Зе на Нормандском формате к признанию де факто ДНР/ЛНР в качестве сторон «украинско-украинского мирного диалога».

5. Одобрение «формулы Штайнмайера» дает сигнал пророссийскому лобби в ЕС, прежде всего в Германии и Франции, инициировать смягчение, а фактически снятие санкций с РФ, поскольку «достигнут прогресс в имплементации Минских договоренностей», как об этом когда-то говорил Штайнмайер, когда был министром иностранных дел ФРГ. И в этом суть формулы Штайнмайера — легальный механизм снятия санкций с России ради возобновления бизнеса с путинским режимом.

6. Провал Зе заключается еще и в том, что до согласования «формулы Штайнмайера» украинская сторона не добилась освобождения остальных узников Кремля и заложников в ОРДЛО.

7. У России развязаны руки относительно проведения операции «по принуждению к миру» в случае если Кремль будет считать, что Украина саботирует выполнение Минских договоренностей по согласованной «формуле Штайнмайера».

8. Крым остался опять за скобками переговоров! И это то, чего добивалась Россия!».

«Ничего апокалиптического не произошло» — так можно охарактеризовать реакцию другого лагеря в оценке последних событий. «Никакой «капитуляции» не произошло, — пишет Илия Куса. — Мы подписали какой-то документ, который можно трактовать по-разному и который имеет десятки сценариев реализации. Нет, мы никого не «слили». В процессе реализации Минских соглашений (и даже самой «формулы Штайнмайера») заложено столько всяких возможностей «выпетлять» или все развалить, что это просто ненадежный карточный домик. Да, стратегически это может оказаться поражением. Но это произошло не в настоящий момент, а в 2015—2016 году. Мы были обречены идти этим путем. И нет смысла меряться достоинствами и сравнивать, кто больше виноват в этом. Это оперативная реальность, в которой мы живем. 5 лет мы ее не замечали, потому что было удобно строить мыльные пузыри и воздушные замки. Ну, простите, реальная политика устроена не так. Пока нет текста закона, нет текста «формулы», нет решения «нормандской четверки» и нет никакой дорожной карты урегулирования (а значит, мы не знаем, кто и как на нас будет давить, если будет), кричать «победа» или «измена» нет смысла».

***

Нынешняя ситуация имеет свои корни и является лишь очередным раундом «минского котла», о чем мы писали сразу после подписания Минских договоренностей. Это какой-то политический оксюморон, когда человек скрепляет своей подписью то, почву для чего он создал в течение своего десятилетнего президентства. Но хуже всего, когда и Порошенко, и Зеленский приглашают пана Кучму от имени Украины в Минске все сильнее затягивать хомут на нашей шее. Какие здесь могут быть аргументы? Почему именно Кучма? И почему, кстати, имея большой политический опыт, он раз за разом соглашается ставить подписи под договоренностями (о пунктах Минска-2 мы уже вспоминали)?

Сегодня перед новой властью стоят большие вызовы. Лозунг «закончить войну» не означает сделать это любой ценой. С другой стороны, Зеленский фактически вынужден двигаться в фарватере уже существующих договоренностей. Кстати, закон об особом статусе Донбасса был принят при предыдущей власти. Другое дело, что он так и не вступил в силу, как и не выполнялись Минские договоренности, потому что Россия хотела этого только от Украины, не прекращая убивать наших ребят на востоке. Зеленский мог продолжить политику предыдущей власти, тем более что россияне дают повод. Но сегодня он сделал маленький шаг навстречу решению ситуации на Донбассе. Пусть даже рисков здесь больше, чем шансов... Дальше важно научиться грамотно играть как против агрессора, так и на пару с западными партнерами.

Иван КАПСАМУН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ