И менно эта мысль приходит в голову, когда посмотришь по сторонам и пошевелишь мозгами. «Новое поколение выбирает PEPSI!», «СOLINS — джинсы твоего года рождения!» — и т.д., и т.п. Вся рекламная политика направлена на молодежь. Телевидение и FМ-радио также ориентируются в лучших своих проявлениях на молодых зрителей и слушателей. То же касается газет и журналов. Если даже не брать исключительно молодежные полиграфические продукты типа «Ровесник», «СООL GIRL» и т.д., то и в любом «взрослом» издании есть рубрика, посвященная молодежи. Характерно, что большая часть журналистов и прочих «тягловых лошадок» mаss mеdia моложе 30 лет. А что уж говорить о программистах и прочих «киберменах» — в подавляющем большинстве это молодые люди. Это и не удивительно. «Виртуальный мир» — явление новое, и только новое поколение может чувствовать себя в нем достаточно комфортно. Вся стратегия компьютерного бизнеса определяется молодыми и направлена на молодых. Пожалуй, джунгли Интернета — единственное место, которое молодежь может назвать своим (в этих «джунглях» водятся свои Тарзаны и Робин Гуды, племена хакеров и геймеров). И только тут можно, сражаясь с Системой и зарабатывая деньги, почувствовать себя «космополитом» — гражданином мира.
Другими территориями, традиционно «оккупируемыми» юностью, являются музыка и мода. Особенность нашей страны в том, что только сейчас эта «оккупация» стала законной. Наконец-то молодым людям не нужно выслушивать длинные и нудные нотации о «безнравственности» и «низкопоклонстве» перед Западом.
Молодое поколение, будучи носителем нового мышления, все громче заявляет о себе в бизнесе. Однако пока что главные рычаги по-прежнему находятся у «старых аппаратчиков» и «пожилых олигархов». «Господствующие высоты» в экономике Украины остаются все еще за теми, кто привык действовать по старым правилам. Именно молодежь способна эти правила изменить. Только поколение, чья юность пришлась на период крушения Советской империи и «дикий рынок», может отказаться от патерналистской парадигмы (опеки со стороны государства) и начать собственными силами строить свое благополучие.
Итак, в сфере культуры и экономики определенные изменения уже происходят. Последний бастион, остающийся не взятым, — это Политика. Конечно, игнорировать интересы молодежи и ее стремление к самоорганизации и структурированию сейчас не может никто. Примером является прошлая предвыборная гонка. Победа Л. Кучмы во многом зависела от его имиджмейкеров, вовремя прочувствовавших изменение конъюнктуры. Все РR-акции и увеселительные мероприятия были нацелены на молодежь как ценнейший электоральный ресурс. Но главное — новому поколению приоткрыли нишу в «большой политике», и оно стало стремительно ее заполнять. Растут, как грибы после дождя, молодежные общественные и политические организации, молодой интеллектуальный потенциал активно «вербуется» различными политическими и финансовыми элитами. С другой стороны, те, кто действительно «контролирует ситуацию», не желают никакой конкуренции со стороны «молодых», они стремятся, оказывая спонсорскую помощь и делая «крышу» молодежным структурам, захватить в них власть и использовать их как инструмент реализации своих узко- клановых интересов. Таким образом, в этом «раскладе» молодежи отводится роль «имиджевого прикрытия» и «рабочих осликов». Подобные процессы характерны для всего политического пространства Украины.
Любая молодежная организация с момента своего возникновения попадает в патовую ситуацию, когда необходимо сохранить независимость и получить финансирование. Как известно, в современных реалиях Украины возможны три основных источника финансирования для общественного (политического) объединения:
1. Финансирование властными структурами (возможность маневрирования при этом уменьшается до предела, как и доверие потенциальных избирателей).
2. Финансирование из-за рубежа (подобный способ не является законным для политических партий, но в принципе возможны варианты).
3. Финансирование альтернативными (конкурирующими) политическими и финансовыми элитами (в целом, этот вариант наиболее приемлем, однако объединение легко может стать заложником «межклановых войн»).
Последние два источника финансирования предусматривают наличие у организации идеи, под которую можно было бы получить «продюсерскую помощь». Необходима своя «фишка», миф, который мог бы заинтересовать потенциального «спонсора» и потребителя (широкие массы). Разработка такого мифа (другими словами — идеологии), который придется по душе молодежи, — это и есть основная стратегическая задача любой молодежной политической или общественной организации. А вот каким должен быть этот миф — совсем другая «тема». В одной фразе ее можно выразить так: молодежь — это не будущее, это — уже настоящее.