Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Момент эстетического выбора: Европа или Евразия? Железобетонные джунгли Киева

Реконструкция столице нужна давно
29 мая, 2001 - 00:00


Памятники монументального и изобразительного искусства — это визитная карточка внутреннего мира общества. Ее мы вручаем грядущим поколениям. Истина общеизвестна, но плохо, что далеко не всегда в этом отдают себе отчет многие представители политической элиты, да и значительной части художественной интеллигенции. Яркое свидетельство тому — славная «эпопея» с сооружением монумента Независимости в центре столицы Украины и грандиозной «реконструкции», развернувшейся во многих районах Киева. Помпезность, эстетическая эклектика, стремление к «юбилейщине» в «лучших» брежневских традициях... Разве создателям памятника не очевидно, что их творения будут лицезреть наши потомки еще не один десяток лет? Можно сказать, что мы проходили (уже прошли?) ответственный момент выбора (и политического, и эстетического) между европейским и евразийским путями развития. Стремление форсировать реализацию амбициозного, конформистского варианта монумента (причем непременно к 10-летию Независимости Украины, без учета готовности общества принять этот «дар») — это верный признак того, что нас толкают именно к худшему варианту евразийского выбора. Вряд ли это эстетика Европы. Тем более, эстетика Европы начала XXI века. В апреле 2001 года доктор философских наук Сергей Борисович Крымский провел для редакции «Дня» интереснейшую экскурсию по Софии Киевской (см. «День», № 72 и 77, «Эффект высокого неба», 2001 г.). Мы бы хотели продолжить прогулки с философом по историческим местам Киева, но опасаемся, что из-за «юбилейного штурма», проводимого городской властью, очень скоро у нас может остаться весьма малый выбор объектов, достойных внимания.

Сергей МАХУН, «День», Игорь СЮНДЮКОВ


В далеком XVIII в. в не менее далекой Франции жил себе совсем недалекий король. Звали его Людовик XV. Больше всего любил этот король грандиозные празднования, масштабное строительство, пышные балы, на которых пиротехники изумляли людей своим мастерством. Версальский дворец обрастал новыми золотыми украшениями, страна — долгами. Государственная сокровищница пустела, народ на периферии нищенствовал, страну разрывали внутриполитические, экономические и социальные кризисы, тем не менее столица становилась «европейской». С тех пор прошло немало времени. И, казалось бы, нам, современным жителям независимой Украины, должен быть безразличен тогдашний опыт абсолютистской Франции. Но, как известно, история — явление циклическое.

Много споров в печати и в научных кругах сегодня спровоцировано масштабным строительством, сосредоточенным в районе Европейской площади, Крещатика, Майдана Незалежности и так называемого Бессарабского квадрата, то есть в самом сердце Киева. Реакция главного архитектора города Киева Сергея Бабушкина на подобные дискуссии о «европеизации» нашей столицы звучит в духе неопозитивизма Карла Поппера: «если люди спорят, значит мы все делаем правильно». Тем не менее, если принцип фальсификации (возможности опровержения) австро- английского философа был теорией, то особенности убеждений его киевского последователя мы сможем ощутить на практике.

Наиболее остро сейчас дискутируется вопрос о судьбе любимого киевской молодежью майдана Незалежности, поскольку считается, что к празднованию 10-летия независимой Украины там просто позарез необходимо что-то выстроить или снести, а лучшее сделать и то, и другое. Кстати, коробки конфет «Вечерний Киев» скоро станут раритетными, поскольку останутся чуть ли не единственным воспоминанием о бывшем виде «визитки» нашей столицы. Теперь вместо фонтанов будет масса стеклянных куполов, конусов, цилиндров, над некоторыми из которых будут перекрещиваться струйки воды. Тем не менее основные чудеса современной архитектуры ждут киевлян и гостей столицы на уровне ниже поверхности мирового океана. Там, в царстве Аида, будет торгово-развлекательный центр: кофейни, ресторанчики, магазинчики и даже... музей государственности. Если же вы устанете от развлечений, то сможете отдохнуть на одном из многочисленных мест для сидения под фонтанами (все еще под земной поверхностью).

К сожалению, городской метрополитен стал препятствием к расширению масштабов застройки подземного майдана Незалежности. Тем не менее архитекторы-реформаторы все же питают надежду соединить майдан Незалежности с Софийской площадью подземными переходами и эскалаторами! Естественное беспокойство вызывает безопасность прогулок наземной частью центра нашего города.

Еще одним жизненно необходимым компонентом существования киевлян станет расположенный вокруг площади каток диаметром 70 метров. Проблемой, имеющей принципиальное значение для всех без исключения столичных жителей от младшего дошкольного до преклонному возраста включительно, является вопрос внешнего вида символа независимости. Хотя, наверное, следовало бы поставить вопрос о целесообразности его построения вообще. Но похоже на то, что в ближайшее время у Родины-матери появится «подружка», а город будет гордиться уже двумя железными леди: одной — воинствующей — с мечом в руке, другой — доброй — с ветвью калины.

Раньше централизованное союзное финансирование препятствовало воплощению идей глобальной перестройки центра (как видим, у централизации были свои позитивы). Тем не менее при наличии щедрых инвесторов единственным, что может ограничить наших радикальных строителей, остается собственная фантазия. Итак, самое время вспомнить о наших героях. Это, прежде всего, строители творческой архитектурной мастерской «Александр Комаровский», основанной еще в 1992 году. В состав коллектива входят разные поколения выпускников Киевского инженерно-строительного и Художественного институтов. Мастерская специализируется на масштабных общественных комплексах, в частности, к ее творческим достижениям принадлежат: Дом Союзов (1978), отели «Казацкий» (тогда еще «Красная звезда», 1980) и «Национальный» (бывший «Октябрьский», 1982), офисный центр HORIZON Tower на улице Шелковичной (1996 — 1998), а также майдан Незалежности (1978 — 1984). Кстати, на проектирование майдана Незалежности сам маэстро Комаровский попал чуть ли не сразу по окончании Киевского Художественного института. «Когда я занимался майданом Незалежности, скорее всего, был слишком молод...» — признался он. Очевидно, сейчас Александр Владимирович намеревается исправить ошибки молодости?

Другое поле для упражнений наших архитекторов-новаторов — Бессарабская площадь. Здесь они руководствовались простым принципом: завтра будет лучше, чем вчера. Чудом от их прыти спасся Бессарабский рынок — первый крытый рынок в Восточной Европе. Возможно, именно этот факт послужил аргументом в его защиту. К другим сооружениям по большей части относятся как к скопищу ненужного дореволюционного кирпича, препятствующего эксплуатации необходимых площадей. А все препятствия, как известно, устраняются старым, надежным и относительно недорогим способом — сносом. Не останавливаясь на других болезненных подробностях, укажу, что еще по проекту 1998 года самой большой «высоткой» Бессарабского квадрата стал 168-метровый железобетонный монстр. Автор проекта бизнес-центра Николай Демин считает, что «новая доминанта будет выразительно и почти беспрерывно восприниматься даже с очень отдаленных территорий». Так вот, нам придется привыкать к виду украшенного стеклом гипервысотного каркаса, который, возвышаясь на днепровских кручах, непременно «будет гармонировать» с золотыми куполами Лавры и железной фигурой надстройки музея ВВВ.

Наивно считать, что наличие небоскребов из стекла и железа в центре города привлечет внимание иностранных туристов к нашей столице со свыше полуторатысячелетней историей. Честно говоря, трудно представить жителя Сан-Франциско или Нью-Йорка, который бы пересек Тихий океан и всю Европу, чтобы увидеть наше железобетонное чудо.

И наконец, концепции реконструкции, реставрации и застройки Европейской площади. Еще на конкурсе 21 января 1998 года первое место занял проект авторского коллектива под руководством Ю. Н. Бородкина. В соответствии с проектом Европейская площадь превращается в очередной современный торгово- гостиничный комплекс по соседству с торгово-развлекательным центром майдана Незалежности. Многоуровневое подземное пространство под пешеходной зоной, торговые учреждения, транспортные развязки, паркинги, 40- этажный корпус отеля «Днепр», рестораны, бассейн, снова паркинги... В пояснительной записке к проекту обрисована картина а-ля «звездные войны»: «В геометрическом центре круга Европейской площади сияет купол, окруженный флагами европейских государств — ядро подземного пространства, которое может стать ядром притяжения окружающей среды...».

К сожалению, дискуссии вокруг перестройки центра столицы и связанной с ней угрозы памятникам истории и архитектуры мирового значения остаются безрезультатными. Ибо есть деньги, и есть люди, которым нужно их зарабатывать, и люди, которым следует их тратить. В любом случае киевлянам обещан новый, современный, европейский столичный центр. Другое дело, что у самих киевлян никто не спрашивал, таким ли он нужен им.

Олеся ГУЗЕНКО, историк

Реконструкция столице нужна давно

Другую точку зрения «Дню» высказал Николай МАРЧЕНКО, директор института «Киевинжпроект» ОАО «Киевпроект»:

— Если говорить о реконструкции, то в ней город нуждается уже давно, последняя проводилась 21 год назад. Коммуникации практически отслужили свой срок, фонтаны начали давать утечку. Это исключительно инвестиционный проект. Инвестор — фирма «Дилайт». А вот зеленые насаждения, будут компенсированы. Скорее всего высажено растений будет даже больше, чем их было снесено. Мы будем стараться возобновить зеленые зоны, травяной покров.

Сооружение монумента Независимости началось согласно указу Президента. Проводился конкурс, победители — архитектор Комаровский и скульптор Кущ. На основании указа Президента было выдано распоряжение мэра города Киева о строительстве монумента. К 10-й годовщине независимости все работы будут закончены.

На майдане Незалежности реконструкция ведется в двух направлениях — по парной стороне там, где были фонтаны и по непарной стороне — там, где консерватория. По непарной стороне будут сооружены монумент Незалежности, выставочный комплекс — сооружение диаметром 72 метра и высотой — 5 метров, музейный комплекс — «Україна Незалежна» (3-этажное здание). Будет сделан мостик через улицу Институтскую: от крыши музея «Украина Незалежна» к Октябрьскому дворцу и 2 фонтана — возле консерватории и на углу улиц Институтской и Крещатик. Также приведем в порядок консерваторию и откос, который идет к Октябрьскому дворцу. С парной стороны — подземное пространство в 2-х уровнях общей глубиной 12 метров. Это пространство будет оборудовано эскалаторами, лифтами, световыми фонарями. Площадь городка — 15 тысяч квадратных метров.

Много говорится о том, что, в связи с реконструкцией, жители города навсегда будут лишены возможности созерцать остатки памятника истории ХI века — Лядские ворота, а также фортификационный вал, поскольку на их месте вырыт котлован. То, что было музеем — это остатки не Лядских ворот, а Печерских, которые были построены на месте бывших Лядских. Лядские ворота остались под останками портала Печерских ворот. Они были земляные. Сейчас археологи там работают. Они нашли оборонительный вал. Останки Лядских ворот есть, но они где-то метров на 2,5 ниже, чем порталы Печерских ворот. Они будут сохранены. Технология сложная: вокруг будут забурены сваи, по сваям будет сделан росчерк, на росчерк будут укладываться двутавры, которые будут проходить под порталами, потом все будет связано арматурной сеткой и забетонировано. Эти порталы будут стоять на железобетонной плите, ниже будет еще одна плита, на которой будет насыпаться грунт. Возможно, найдем останки Лядских ворот. То есть, ворота будут сохранены в любом случае. Таким же способом мы попытаемся сохранить фрагменты оборонительного вала. Он земляной, был армирован деревом, правда от дерева остался только след. Его размер 2, 3, 5 метра. Все, что возможно будет сохранить, мы сохраним, и никто не собирается ничего разрушать. Мы ведем тесное сотрудничество с археологами уже несколько месяцев, и только по их разрешению почти круглосуточно ведутся все работы.

Теперь о строительстве вокзала. Сейчас проводится реконструкция существующего корпуса, и строительство второго павильона вокзала. Будет новая привокзальная площадь, новый павильон со стороны Соломенки. Строительство идет днем и ночью, и его также планируем завершить к 24 августа. Это реальные сроки. Все делается с высоким качеством. Планируется вторая Привокзальная площадь, въезд на старую Привокзальную площадь со стороны улицы Толстого с сооружением под этим въездом паркинга на 450 мест, реконструкция улицы Саксаганского, Толстого, Урицкого, Соломенской, Эспланадной и Антонова.

Будут проведены новые маршруты троллейбусов. В частности, 5-й трамвай будет заменен троллейбусом для увеличения ширины проезжей части .

Проводятся работы по благоустройству в парке Шевченко, там реконструирован домик Садовода, площадки для отдыха, снесены старые аварийные деревья.

На Бессарабском квартале также проводится реконструкция. К тому же там при высадке деревьев будет использовано нововведение – деревья высаживаются теперь в своеобразных бетонных горшках, чтобы корни не разрушали подземные коммуникации. Строится подземный паркинг от бульвара Шевченко до площади Толстого, подземный паркинг на перекрестке Крещатика и бульвара Шевченко под Бессарабским проездом с выходом на улицу Бассейную — ориентировочно 18 — 19 тыс. кв. м. Таким образом, за счет подземных торговых комплексов экономится наземная площадь.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ