Сегодняшнее заседание Апелляционного суда Киева по «делу Гонгадзе—Подольского» не удивило. Но это не значит, что в этой многострадальной истории нет новых интересных сюжетов. Главный исполнитель преступлений Алексей Пукач опять остался в «подвешенном состоянии», ведь решение Печерского райсуда Киева о его пожизненном заключении никак не может вступить в силу. Киевский апелляционный суд уже в течение полутора лет так и не в состоянии перейти к рассмотрению апелляционных жалоб по сути. Постоянно возникают какие-то причины, тормозящие процесс. Что помешало на этот раз — 19 мая?
• В начале заседания председательствующий судья Степан Гладий зачитал ответ от Печерского суда, который фактически сводился к тому, что экспертной комиссии по вопросам секретов, куда входят представители Печерского суда, МВД, СБУ и Генпрокуратуры, необходимо еще время (рассматривают наличие государственной тайны в протоколах судебных заседаний Печерского районного суда). Как отреагировали стороны процесса?
Представители Генпрокуратуры выступили с предложением — дать возможность доработать экспертной комиссии. Аналогичную позицию выразила и представительница Мирославы Гонгадзе в суде Валентина Теличенко. «Мы должны дать дополнительное время, чтобы комиссия определилась относительно наличия тайной информации в протоколе судебного заседания», — сказала Теличенко.
• У стороны пострадавшего в деле Алексея Подольского была другая позиция. «Почему вы опять начинаете заседание с вопроса секретов? — обратился к судьям Подольский. — Насколько я помню, из прошлого заседания мы не решили еще один вопрос — расследование преступления о шантаже и угрозах в адрес Пукача со стороны судьи Печерского суда Андрея Мельника, представителей прокуратуры Владимира Шилова и Романа Волошина, а также представителя Мирославы Гонгадзе в суде — Валентины Теличенко во время рассмотрения дела в суде первой инстанции. Я хочу у вас наконец узнать — вам прокуратура ответила или продолжает игнорировать суд? Названные мною люди совершили уголовное преступление, на которое ГПУ не хочет реагировать. Если вы игнорируете этот вопрос, значит, вы тоже не желаете расследования этого преступления. А теперь относительно секретов. Меня удивляет ваша позиция, потому что здесь звучали обвинения, что, мол, Подольский затягивает процесс. Но его затягивают представители власти, которые месяцами думают над какими-то вымышленными секретами. Вы, пожалуйста, заканчивайте это цирк и перестаньте сами затягивать процесс. Сейчас нужно назначать расследование по заявлениям Пукача и тогда конкретно переходить к рассмотрению апелляционных жалоб по сути».
«В связи с тем, что Украина как государство в очередной раз не хочет выполнять свои международные обязательства — власть не желает наказывать виновных в заказе резонансных преступлений, продолжая игру с секретными материалами, я предлагаю судьям обратиться к Президенту с тем, чтобы он как человек, который неоднократно говорил, что «дело Гонгадзе» для него — дело чести, как человек, который должен исполнить свои президентские обязанности, наказал виновных в затягивании рассекречивания документов и дал поручение рассекретить материалы дела, — выступил во время заседания представитель Подольского в суде Александр Ельяшкевич. — Я обращаю ваше внимание, что в материалах дела находятся письма члена Хельсинской комиссии Конгресса США Стива Коэна, на которые наша власть хронически не реагирует. Судьи должны понимать свою юридическую роль в этом процессе, хотя обществу давно уже все понятно, что и Кучма, и Литвин и другие члены организованной группировки должны понести уголовную ответственность. К сожалению, Порошенко пока не хочет разбираться с этими вопрос, покрывая и Кучму, и Литвина. Я не могу иначе объяснить, почему Президент до сих пор игнорирует обращение Хельсинской комиссии США и не дает ответ на письмо Стивена Коэна».
• Александр Ельяшкевич также обратил внимание еще на один момент. «Я считаю недопустимым присутствие в экспертной комиссии по рассекречиванию материалов дела Андрея Мельника, который должен нести ответственность за фальсификацию не одного уголовного дела, — продолжил Ельяшкевич. — Как это так? Выходит, что Мельник будет контролировать свои же незаконные решения? Господа судьи, я предлагаю вам механизм, который бы ускорил рассмотрение этого дела, — обратитесь к Президенту. Если Петр Порошенко опять проигнорирует ваше обращение, это будет его очередная ошибка. Прошлые его ошибки уже известны. Присутствие Леонида Кучмы и в переговорном процессе в Минске, и в Конституционной комиссии является позором и преступлением перед украинским народом. Я хочу всем напомнить, что 21 мая Георгию Гонгадзе исполнилось бы 46 лет. Для того, чтобы освежить в памяти нашей власти те страшные события, я попрошу народного депутата Виталия Куприя сделать соответствующее заявление с трибуны парламента, чтобы напомнить всем ту страшную трагедию и заставить власть наконец действовать в правовом русле».
В свою очередь еще один представитель Подольского в суде, народный депутат Виталий Куприй сообщил суду, что на днях имел встречу с представителями Мониторинговой миссии ПАСЕ. «Они не могут понять — почему 15 лет не выполняется резолюция этой организации, которая давно призывала расследовать до конца резонансные преступления относительно Ельяшкевича, Подольского и Гонгадзе».
• В результате после небольшого перерыва суд, вернувшись из совещательной комнаты, сообщил, что обязывает экспертную комиссию завершить работу по рассекречиванию материалов дела до 2 июня. Также суд обязал руководителей МВД, СБУ и ГПУ принять меры реагирования по поводу того, что комиссия еще не начала работу. Кроме того, судьи обязали Пукача завершить ознакомление с материалами дела в течение пяти суток. «Рассмотрение дела переносится на 4 июня, на 11:00. Все участники судебного процесса, пожалуйста, планируйте, чтобы мы могли приступить к рассмотрению дела по сути», — резюмировал председательствующий судья Степан Гладий.
19 МАЯ 2015 г. ВО ВРЕМЯ ЗАСЕДАНИЯ АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА КИЕВА
• А теперь перейдем к очень показательной ситуации. «День» уже писал, что «дело Гонгадзе-Подольского» давно стало тестом для политиков, общественных деятелей, журналистов. Значительное количество, как показывает время, проваливают этот тест. Поставить юридическую точку относительно заказчиков в этих преступлениях не осмелилась пока ни одна власть. Очередной проверкой политиков стало депутатское обращение Виталия Куприя — «О недопустимости пребывания в составе Конституционной комиссии бывшего президента Украины Леонида Даниловича Кучмы». 20 апреля Куприй направил это обращение к народным депутатам с тем, чтобы они выразили свою позицию по этому важному вопросу. Ведь для того, чтобы поддержать запрос, нужно 150 голосов народных депутатов, а для направления документа к Президенту — необходимо 226 голосов. Соответствующий же запрос к спикеру Верховной Рады и главе Конституционной комиссии Владимиру Гройсману был объявлен 24 апреля.
«Включение в состав Конституционной комиссии бывшего президента Украины (в 1994 — 2005 годах) Леонида Кучмы шокировало украинское общество, — говорится в депутатском обращении. — Это огромный позор для автора Указа и обида для украинского народа. Именно Кучма является крестным отцом украинской коррупции и основателем преступной Системы Кучмы—Януковича, против которой восстали две Майдана. Системы, которую до сих пор не побороли и которая принесла Украине огромные потери и страдания. К сожалению, до сих пор действиям Леонида Кучмы не дана соответствующая правовая оценка, хотя именно он объективно обвиняется в осуществлении многих резонансных преступлений».
• Итак, каков результат? Рассказывает Виталий Куприй: «Мне стыдно назвать цифру, ведь таких депутатов единицы. Отреагировали представители «Свободы», наша команда из 15-20 человек — то есть межфракционная группа «УкрОп» и некоторые другие. Но я даже это не комментирую, ведь меня больше интересует, почему не поддержала «Самопоміч», «Батьківщина», «Радикальная партия». Эти фракции позиционируют себя в роли локомотивов перемен и постоянно заявляют о нарушении прав людей, законности и т.п. Как оказывается, в определяющих вопросах они бездеятельны. Особенно большие вопросы есть к «Самопомочи», ведь я считал ее одной из самых прогрессивных фракций, где у меня есть много друзей. Но их обобщенная позиция указывает на то, что они стали частью сцены, которую мы все видим. Украина не реформируется...»
«Во-вторых, было обращение к главе Верховной Рады пану Гройсману, чтобы он поставил вопрос перед Президентом об изменении состава Конституционной комиссии и отзыве Кучмы, — продолжает Виталий Куприй. — Но Владимир Гройсман не дал ответа на депутатский запрос, который был объявлен в соответствии с Регламентом ВРУ, и это является нарушением закона. Я считаю, что с депутатским корпусом еще нужно работать, ведь все, что происходит в Украине, в коалиции, в «Оппозиционном блоке» — указывает на полное нежелание работать для Украины, соответствовать идеалам Майдана и Революции Достоинства. Из-за этого возникают большие вопросы к украинскому парламентаризму».
Действительно, к украинскому парламентаризму много вопросов. Он до сих пор остается глубоко инфицированным несмотря на то, что это постмайданная Верховная Рада.
«Возможно, мы еще отреагируем на этот запрос, — комментирует «Дню» глава фракции «Самопоміч» Олег Березюк. — Дело в том, что Кучма для меня — это экс-президент Украины. Сегодняшний Президент Украины, Верховная Рада и правительство, качественно исполняя свои функциональные обязанности, могут сделать намного больше. То, что было, уже прошло, и нужно усвоить из этого исторический урок и работать сегодня. Усвоить урок из прошлого — это наша задача, а делать нужно свое. Если Президент Украины, формируя переговорные группы, приобщает к ним Кучму, это его ответственность. Олигархическая система создалась и законсервировалась в 2004 году, но, к сожалению, в результате «первой буржуазной революции». Да, без сомнения Кучма сыграл свою роль в ее становлении — я его не защищаю, не обороняю и не наступаю. Для меня это личность, которая была в истории. Поэтому нам нужно внимательно изучить ошибки, позитивный опыт и творить свое».
• Мы также опросили некоторых нынешних народных депутатов, которые в свое время вроде бы были непримиримыми противниками Леонида Кучмы. Но со временем, кажется, их позиция мутировала.
«Я не получал такое письмо, — отвечает глава фракции «Блок Петра Порошенко» Юрий Луценко. — А что касается участия Кучмы в Конституционной комиссии, это не моя компетенция, ведь я не назначаю членов КК. У меня есть отношение — я считаю неприемлемым то, что делал Кучма на должности президента. Я думаю, что каждый президент, который был у нас, даже нелюбимый мне, имеет опыт для того, чтобы выразить свое слово при написании Конституции».
А дальше позиция двух бывших журналистов «Української правди» — издания, которое основано Георгием Гонгадзе.
«Я слышал о том, что Куприй писал такое письмо, но мне на почту оно не пришло. Если придет, я посмотрю, а пока ничего не могу ответить, — говорит народный депутат от «Блока Петра Порошенко» Мустафа Наем. — А вообще, мне кажется странным то, что Кучма принимает участие в Конституционной комиссии. Но то, как собиралась Комиссия — не я принимал решение и не знаю, какой была процедура».
• Еще с одним народным депутатом от «Блока Петра Порошенко» вообще сложилась очень интересная история. Наш журналист Дмитрий Кривцун подошел к Сергею Лещенко с соответствующим вопросом, а в ответ возник показательный диалог. «Вы из какого издания», — спросил недавний журналист, а теперь депутат. «Из газеты «День», — ответил журналист. «А Коломойский уже выкупил пакет ваших акций?» — поставил еще один вопрос Лещенко вместо ответа. «Нет, а Пинчук вас уже выкупил?» — встречно поинтересовался Дмитрий. «Нет, меня никто не покупал», — ответил депутат. «А теперь, наконец, вопрос по сути», — продолжил наш журналист. Тогда уже Лещенко отреагировал: «Куприю я ответил — пусть он предоставит вам мой ответ. Я позволяю ему взять мой ответ и опубликовать, если мы говорим об одном и том же».
Какой же это ответ? — спросили мы у депутата. «Пока еще я не видел, чтобы он хоть как-то ответил на этот запрос», — отреагировал автор депутатского запроса.
* * *
• Вся эта ситуация показывает человеские отношения и состояние политикума. «Вирус Кучмы» инфицирует даже тех, кто еще вчера был упорным его противником. И журналистика здесь абсолютно в доле, она несет свою солидную ответственность. Но эта история еще не закончена. Борьба за справедливость продолжается. Пока не будет поставлена точка в «деле Гонгадзе-Подольского», атмосфера в обществе не изменится.