В первый день октября в Симферополе состоялась Крымская окружная конференция организаций российских соотечественников. В ней приняли участие свыше 20 зарегистрированных и легализованных неправительственных организаций Крыма и Севастополя — среди них Русская община Севастополя, Русский политический форум Севастополя, КРО «Русские Украины», Комитет гражданской безопасности «Наше право», «Конгресс русских общин Крыма» и другие. На конференции создан Крымский окружной координационный совет организаций русских соотечественников для сотрудничества и взаимодействия со всеми организациями соотечественников в Крыму и в Украине. Планировалось, что эта конференция впервые попытается объединить русские организации.
По словам участников конференции, главная причина ее проведения — отсутствие реальной работы с русскими Крыма и их организациями со стороны «Русской общины Крыма» и делегированных от нее в Верховный Совет автономии и местные органы власти депутатов, их «неспособность эффективно защищать конституционные права русских и русскоязычных граждан в условиях насильственной украинизации».
Лидеры организации заявили, что «намерены решительно требовать защиты интересов российских соотечественников со стороны политического руководства РФ и ее дипломатических служб». В частности, делегаты конференции приняли решение обратиться с просьбой о встрече с Полномочным Послом РФ на Украине Виктором Черномырдиным и Генеральным консулом РФ в Симферополе Игорем Астаховым и утвердили состав делегации для поездки в Киев, в том числе для участия в работе Всеукраинской (Республиканской) конференции организаций российских соотечественников, которая запланирована на 18 — 19 октября. Участники конференции высказали пожелание руководству РФ следовать в работе с соотечественниками мировой практике — т.е. «иметь дело не с украинским чиновничеством в лице государственных служащих и депутатов всех уровней, а с неправительственными организациями русских и русскоязычных граждан Крыма и Севастополя».
Создание своих национальных структур этническими русскими Крыма, как и представителями других национальных общин, — не новость. Их уже существует несколько десятков. Новость в том, что теперь создается системная структура, которая будет координировать усилия всех организаций представителей русской национальной общины в Крыму и Севастополе, а затем и в Украине, что сделает их, несомненно, более эффективными и, надо надеяться, более цивилизованными. Впрочем, в самом Крыму идея такой организации уже витала давно — были многие попытки создать то русскую Думу, наподобие крымскотатарского меджлиса, то какой-либо этнический парламент в другой форме, но дальше создания Конгресса, в который вошли несколько родственных организаций, дело не пошло. Более того, в Крыму и Севастополе и сейчас не прекратились определенные противоречия и даже вражда между организациями русской общины, что говорит только о том, что финансируются они из разных источников в России, которые также не могут найти между собой общего языка, а потому не могут найти согласия и их сателлиты в Крыму.
Вместе с тем, в объединении русских организаций заинтересована не только сама Россия, не только сами русские, но и Украина. Нет сомнения, что наша страна заинтересована в том, чтобы такие организации лучше понимали нашу страну, национальные интересы украинцев, усилия власти по нахождению общего языка между этническими общинами многонациональной украинской политической нации. Ведь русские в Украине де-юре хоть и являются национальным меньшинством, но де-факто это не простое меньшинство, а важная и предельно сложная, численно наибольшая этническая общность, которая может стать как ресурсом дальнейшего становления Украины, так и ресурсом для деструктивных процессов. По многим оценкам аналитиков, в среде русских еще не состоялись необратимые изменения, и русские в Крыму и в Украине еще могут стать как основным помощником украинцев в строительстве Украины, так и «пятой колонной» противников Украины в России. И эту пользу, и эту опасность наша власть должна реально видеть и реально оценивать. Поэтому объединение русских в Украине способно при определенных условиях повысить как эффективность, так и уровень культуры, уровень взаимодействия с другими национальными общинами ради благополучия страны и развития демократии. Правда, для достижения этой нелегкой цели в Украине нужна целенаправленная и системная работа власти, основанная на тщательной подготовке и подборе квалифицированных кадров, разработке важных и сложных социально-экономических и политических программ решения проблем этнических меньшинств. Пока же, как видим по итогам крымской конференции, в деятельности многих русских организаций в Украине преобладают негативные тенденции, критиканство, этическая невоздержанность, политическая ангажированность, игра на противоречиях с интересами других этнических общин в стране, поддержка реакционных сил, действующих в России. Часть русских организаций в Украине уже превратилась в радикальные объединения, откровенно недружественные Украине и украинцам, составляющие «передовые отряды» экстремистских организаций в России, которые руководят их работой.
Что же показали итоги проведения подобных конференций в других регионах Украины? Например, в Харькове такое собрание прошло чуть ли не со скандалом. Как сообщил журналистам Геннадий Макаров, лидер партии «Русский Блок» в Харьковской области, принимавший участие в конференции, создание окружных (в соответствии с консульскими округами России в Украине) и Всеукраинского координационного советов организаций российских соотечественников (ОРС) в консульских округах на Украине давно вынашивалась МИДовскими чиновниками. По его данным, прошедшая в Харькове конференция должна была объединить представителей организаций соотечественников не только из харьковского региона, но также и из Луганска, Днепропетровска, Донецка, Сум и Запорожья — эти города также входят в Харьковский округ российского консульства.
Однако в итоге оказалось, что в Харьковской области целый ряд ОРС просто не были оповещены о созыве конференции. Причем участникам собрания не было разослано положение о будущей организации (8 страниц), и документы были розданы перед самым его началом.
«Выборы КСОРС и делегатов на всеукраинский и всемирный съезд были антидемократическими. Областным делегациям было отказано в предложениях своих кандидатов в КСОРС, а затем выборы были проведены путем фактического одобрения уже назначенных Коноваловым кандидатов», — рассказал журналистам Валерий Цюрток, представитель организации Международного Союза Советских офицеров, которая также не была зарегистрирована на конференции.
Между тем, нет сомнения, что с большей или меньшей долей согласия, но всеукраинская конференция будет проведена, и всеукраинский координационный совет русских будет создан. Поэтому конструктивно работать с ними следует уже сейчас, ибо потом будет поздно. Сам факт создания единых структур русских этнических организаций в Украине говорит о многом. Во-первых, в этом прочитывается стремление подчинить их единому центру и целенаправленно руководить из него всеми процессами во всех регионах Украины.
Во-вторых, наверняка это объединение даст возможность организационному центру избавиться от вхождения в систему некоторых одиозных организаций, проводящих нецивилизованную и часто экстремистскую работу.
Нет секрета и в том, что работать со всей массой русских и пророссийских организаций по отдельности в МИД России, видимо, считали слишком хлопотным делом, — замечают аналитики.
— Теперь мы имеем ситуацию, когда между русскими организациями и новым российским агентством по делам СНГ появляется новая структура, — говорит Геннадий Макаров. — Многие руководители ОРС рассматривают создание новой организации как узурпацию права напрямую выходить на российский структуры и руководство украинских регионов, особенно если эта организация будет иметь статус юридического лица. Посредничество КСРС можно было принять при условии полного к нему доверия, которое было бы обеспечено соблюдением демократических процедур приглашения всех руководителей ОРС и при обсуждении и голосовании за кандидатуры КСРС и делегатов на съезды всех уровней. Но вот этого как раз и не было.
Такая методика работы с организациями соотечественников, отмечают аналитики, идет вразрез с общепринятой в мире практикой. Так, например, американские фонды, благотворительные организации, финансовые доноры и другие грантодатели работают как раз напрямую, без всяких посредников. Их принцип прост и прозрачен: если организация не предоставила убедительного отчета грантодателю о потраченных денежных средствах — с нею просто прекращают работать. А те организации, которые осваивают полученные на заявленные проекты денежные средства, получают затем расширенное финансирование. Как известно, финансовые скандалы не редки и среди пророссийских организаций, например, в Крыму. Среди них состоялось несколько расколов на денежной почве, в СМИ звучали громкие обвинения в нецелевом использовании полученных средств и назывались их суммы; но «получателям» все сошло с рук именно потому, что финансовая работа России построена на закрытой основе и нелегальном финансировании, а не в форме открытых грантов, которые распределялись бы на прозрачной основе открытых конкурсов и проектов.