Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мустафа ДЖЕМИЛЕВ: «Куда ни посмотри — глупость за глупостью»

1 апреля, 1999 - 00:00

Учения Нацгвардии в Крыму под названием «Горный орел-99», куда самолетом были привезены из Киева телегруппы всех основных телекомпаний, конечно, не могли не вызвать особый интерес. Объяснения, как трудно было воевать в Афгане и Чечне без специальной горной подготовки с адаптированным местным населением, вызвали пристальное внимание крымскотатарских лидеров. Как и заявление с места учений крымского руководителя Леонида Грача по «Интеру»: «Если кому-то мало Косово — пусть посмотрят», никому-де не позволено нарушать конституционный порядок.

О том, что обеспокоило, народный депутат Украины, председатель меджлиса рассказал корр. «Дня» Татьяне КОРОБОВОЙ:

— Леонид Грач, видимо, полностью солидарен с Милошевичем, который проводит политику геноцида в отношении албанцев. Эти руководители — родственные души. А крови очень много проливается из-за дураков, которые рассчитывают, что решать можно национальные вопросы с помощью силы. Это они сначала заявляют, что Чечню за 2 часа на колени поставят, кровь льется, а теперь разводят руками, что лучше не стало. Так я не хотел бы, чтобы у нас такие же шустрые попали в то положение, в котором сейчас настигло раскаяние их старших братьев в Москве. Мы никогда не отходили от принципов ненасилия, мы планируем на 18 мая гражданские акции. Но если нам планируют гвардейцев, дают устрашающие репортажи с учений и предупреждают «о Косово», то, возможно, к этому и готовятся. Такой тупой шантаж уже был, когда во время нашего митинга в прошлом году по улицам погнали машины с зенитными орудиями. Эта демонстрация силы не от большого ума. Это можно рассматривать и как провокацию. Но скорее — это просто тупость.

— Мустафа-ага, если уж Косово не сходит с языка, не могли бы вы оценить позицию Украины в этом конфликте?

— Я не думаю, что у Украины есть моральное право быть посредником. Сначала надо разобраться, что делать с коренным населением в Крыму. А у руководства государства нет ответа на этот вопрос. И они будут лгать, как в отчете в Совет Европы — все хорошо, принята Конституция автономии и все о’кей. А на самом деле проблема была, осталась и обострилась, потому что в очередной раз проигнорированы права крымских татар.

— Украина все время идет в фарватере России, которую «умом не понять». Ну, объяснимы совместные, спланированные акции левых в защиту «братьев-сербов». Хотя любимый вождь коммунистов Иосиф Виссарионович после Второй мировой называл главу Югославии, одного из предшественников Милошевича на партийном посту, фашистом. Но почему руководство Украины тоже делает вид, что не знает о первооснове конфликта и рассуждает о неправовых действиях НАТО, опуская сербский беспредел по отношению к косовским албанцам?

— В том-то и дело, что сейчас у них у всех главная забота — посредничество между НАТО и Милошевичем. Как будто проблема в этом. Ведь НАТО пошло на крайние меры, потому что там проводится политика геноцида в отношении албанцев. Сейчас нужно говорить о посредничестве между Милошевичем и албанцами. Президиум меджлиса принял заявление в связи с необходимостью мирного урегулирования в Косово. Там сказано следующее: «Настойчивые попытки европейского и мирового сообщества уговорить сербское руководство признать и восстановить естественные права албанцев в Косово или по меньшей мере прекратить массовое уничтожение мирного албанского населения, остались безуспешными. Сербские шовинисты проигнорировали мирные инициативы ОБСЕ. Многочисленные предупреждения и отсрочки, предоставлявшиеся президенту Милошевичу, использовались им для организации все более масштабных убийств албанцев. В конце концов страны НАТО были вынуждены применить силу для того, чтобы остановить геноцид в центре Европы. Понятно желание руководства России, у которой до сих пор не высохла на руках кровь чеченских детей и стариков, оправдать и укрыть от ответственности сербских нацистов. Но удивляет реакция части парламента и высокопоставленных лиц Украины, которые основную проблему видят в том, что международное сообщество решило защитить от физического истребления этническое меньшинство в стране, грубо попирающей все международно-правовые стандарты в области прав человека, в т.ч. в условиях военных действий («не проводить расправ с мирным населением, не применять насильственные изгнания, не брать и не уничтожать заложников, не использовать тактику выжженной земли»). Суть косовской проблемы заключается не в том, что кто-то поставил под сомнение государственный суверенитет Югославии, а в том, что массовые грубые нарушения прав человека, тем более преступления геноцида, запрещенные Конвенцией 1948 года, никогда не были и не рассматривались в теории и практике международного права как внутреннее дело государства. Несмотря на начало работы Международного трибунала по бывшей Югославии в связи с преступлениями сербской военщины в Боснии, югославское руководство не сделало никаких выводов и продолжило практику геноцида в отношении уже собственных граждан албанской национальности...

Когда преступления нынешнего югославского руководства станут объектом тщательного судебного разбирательства, мир убедится, что нет такого универсального акта о правах человека, который не был бы цинично попран президентом Югославии.

В этих условиях Украина должна четко определить свою позицию в пользу жертв геноцида — албанцев Косово и в поддержку позиции европейского и мирового сообщества, осудить политику Югославии, систематически совершающей военные преступления и преступления против человечности. Посредническая же миссия украинских представителей должна заключаться в том, чтобы помочь той части югославского руководства, которая еще сохранила чувство ответственности, понять необходимость уважать права албанского меньшинства, немедленно прекратить этническую чистку в Косово и принять условия международного сообщества».

Я передал это заявление в Министерство иностранных дел. Хотя я уверен, что такой профессионал, как г-н Тарасюк, очень хорошо владеет вопросом, но в его высказываниях ощущается необходимость учитывать всеобщую истерию, инициируемую левыми.

— А что вообще происходит в стране, по-вашему? Правый фланг исчезает на глазах, задача «испепелить его до праха» успешно решается, левые идут в гору — среди их лидеров не осталось ни одного без «общественно-государственного» признания: кому ордена от Президента, кому «общенациональные» премии от президентской бизнесовой «кучки», кому — наивысшие рейтинги от придворных социологов.

— Ну не вижу здесь какой-то умной игры, куда ни посмотри, любые шаги — глупость за глупостью. Даже если это меры, которыми Президент хочет нейтрализовать красных, то это не получается. Президент делает какие-то комбинации, надеясь, что это принесет ему победу на выборах. Но это большая ошибка.

— Уже прозвучала в газете «День» фраза: «Президент будет активно дирижировать Рухом». И тут же пришло сообщение о признании властью Руха Чорновила...

— Мы постараемся, чтоб это дирижирование не получилось. Надо объединиться. И там, и там порядочные люди, и то, что я остался в Рухе Чорновила, а Рефат Чубаров перешел к Костенко, говорит о нашей позиции и стремлении влиять на объединительный процесс.

— А из чорновиловского Руха уже прозвучало — мол, те, кто устраивал раскол — им нет места среди нас.

— Нет, это не дело. Я бы считал необходимым начать с нуля, с общего съезда и с выборов лидера. Им мог бы быть Костенко, на мой взгляд.

— Но будет, скорее всего, по логике «тех» времен: кто возглавляет оргкомитет по похоронам — тот и принимает бразды правления.

— Да нет, я не думаю, что будет Удовенко. Он даже не член партии... Да, логика в некоторых действиях власти есть. Это же понятно: если правые, центристы, демократы объединятся, то Кучму они не предложат и не поддержат. Он может победить только при расколе и правых, и левых. Расчет, видимо, на это: вывести в альтернативу Кучме крайне левого и заставить от безвыходности голосовать за Кучму.

— И можно представить, что вы лично и крымские татары пойдут и проголосуют за нынешнего Президента?

— Если к выборам не определится какой-то общий кандидат от демократических сил — мы, наверное, на своем Курултае скажем так: исключая крайне левых, голосуйте кто как хочет.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ