Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

«Мы, по факту, недееспособны...»

Без изменения способа мышления самоуправление в Украине останется эфемерным. Между тем в «параллельном мире» и дальше будут говорить о нашей преданности европейским ценностям
26 апреля, 2012 - 12:32
ПЕЧАТЬ ПРИЛУК / ПЕЧАТЬ БАТУРИНА ПЕЧАТЬ ГЛУХОВА ПЕЧАТЬ КОРОПА ПЕЧАТЬ КОЗЕЛЬЦА ПЕЧАТЬ НЕЖИНА ПЕЧАТЬ ОСТРА

«Мы не будем голосовать за нынешнего мэра, потому что он не умеет привлекать средства Европейского союза в нашу гмину. Мы выберем такого голову, который будет знать, как нужно работать», — это фрагмент разговора жителей маленького польского городка в канун очередных местных выборов. В Украине вопрос так жестко не стоит — пока еще. Но очевидно, что критерий привлечения дополнительных средств для развития территориальной общины будет в дальнейшем более весомым при выборе ее лидера. То есть идет речь о смене приоритетов — от, образно говоря, способности «гасить» ежедневные коммунальные проблемы до наличия стратегического виденья будущего города, села или поселка.

И здесь, кроме всего прочего, мы сталкиваемся с проблемой подготовки кадров, а именно — способностью руководителей рационально использовать имеющиеся и находить новые источники для блага развития общества. Обычных академических знаний и практического опыта здесь недостаточно: без изменения способа мышления, в более широком плане — его философии, мы и в дальнейшем будем ходить по кругу вечной нехватки средств и эфемерности местного самоуправления в Украине. А, соответственно, и абсолютного доминирования вертикали исполнительной власти и прямого администрирования. Между тем, в «параллельном мире» годами (уже десятилетиями) будут говорить о нашей преданности европейским ценностям, намерении передать полномочия и ресурсы на места, верности принципу (но не его реальному наполнению) субсидиарности, и всякое такое. То есть будет делаться то, к чему в Украине, к сожалению, привыкли — вопрос будет заговариваться.

Для его решения необходимо привлечь несколько властных уровней, принять и провести ряд рискованных управленческих решений. Тот, кто это сделает, заслужит памятник еще при жизни или, по крайней мере, благодарную оценку потомков. Надеемся, что украинское государство (вероятнее всего, под давлением неотвратимых обстоятельств) когда-то осмелится на перераспределение ресурсов в интересах базового уровня. А пока еще реальное местное самоуправление у нас заканчивается преимущественно на уровне городов областного значения.

При временно-традиционном отсутствии необходимых фундаментальных изменений на местах делаются попытки сделать то, что в силах в настоящее время, в первую очередь, для самых восприимчивых составляющих системы. Год назад во Львовской, а с этого года — в Днепропетровской областях начались двухгодичные проекты под общим названием «Устойчивое развитие малых городов», предназначенные для городских (городов районного значения) и поселковых голов. Идет речь о ряде тематически объединенных между собой семинаров и консультаций. Проводят их немецкие и украинские специалисты, которые непосредственно работают с органами местного самоуправления или же являются их должностными лицами. Между первым и вторым годом обучения предусмотрена также поездка в Баварию. Таким образом, совмещаются основополагающие вещи, которые присущи европейскому менеджменту в треугольнике взаимоотношений: центральная власть — местная власть — граждане и украинские реалии.

Инициаторами проектов выступили Центр европейского менеджмента, ОО Институт управления (Львов) и, соответственно, Львовская облгосадминистрация, а также Днепропетровский областной совет. Поддержал инициативу Фонд Ханнса Зайделя (Германия). Идея такова: ознакомить голов малых городов и городков с европейскими инструментами планирования развития территорий и привлечения инвестиций для реализации планов развития на примере баварских городов, а далее — внедрение европейских стандартов управления городом в органах местного самоуправления и территориальных общинах, участвующих в проекте. Ведь, по убеждению автора проекта, Анатолия Чемериса, даже получив в разы большие местные бюджеты, чем те, которые есть, мы все равно ничего хорошего не сделаем, не заложим постоянных основ развития территорий, если будем руководить так, как сейчас. По его мнению, в свое время экономический успех Германии был связан в первую очередь с тем, что ключевые вопросы развития города решались на местном уровне вместе с общественностью. Соответственно, подходы к его планированию оказались очень гибкими и направленными на ежедневные потребности жителей. Что же касается Украины, то она, будучи постсоветской страной, так и не научилась планировать. Зато у нас умеют разве что централизовано делить бюджетные средства путем создания механизмов, которые усложняют процессы развития и способствуют процветанию коррупции.

И на Львовщине, и на Днепропетровщине проекты начинались с рассмотрения понятия «устойчивое развитие» в практической плоскости управления и генеральных планов развития городов. Впрочем, речь идет не столько о нормированных законодательством Украины документах, сколько о постановке вопроса: интересен ли инвестору партнер, который развивается хаотически, без определенных представлений о цели, задачах и средствах их достижения? То есть у городских и поселковых голов нарабатываются в первую очередь навыки стратегического мышления. Для этого изучаются преимущества каждого города, определяются уникальные аспекты, которые потенциально могут привлечь внимание инвестора, разрабатываются подходы к их привлечению. В результате каждый голова территориальной общины должен уметь выбрать собственную тему проекта развития (своего рода бренд города), овладеть искусством сплочения всех заинтересованных сторон, работать в команде, преодолевать внутренние организационные препятствия и уметь направлять конкуренцию, которая объективно существует, на объединение усилий общества, всех его ресурсов — власти, бизнеса, общественности.

В конечном итоге, специалистам все выше отмеченное известно как основы теории устойчивого развития, которые с успехом реализовываются у наших западных соседей. Вопрос: а что мешает нам, кроме овладения знаниями и технологиями? На днях очередные такие занятия состоялись во Львове. Вот мнения по этому поводу некоторых глав малых городов Галичины: «Теоретически мы можем планировать, но наши планы будут сведены на нет. Мы имеем бюджетные средства, но не можем их тратить на перспективу — лишь на текущие вопросы»; «Мы, по факту, недееспособны. Нас все контролируют»; «У нас... ручной режим управления»; «Если хотите, чтобы воз и дальше стоял — свяжитесь с государством»; «С людьми тяжело работать, им нужно предлагать...»; «Суть не в плане. Нужно привлекать общественность, чтобы это был ее план, а не только руководителя»; «Нужно привлекать к делу нескольких активных людей, в том числе — оппонентов»; «Необходимо, чтобы всегда под рукой была информация, и уметь передавать ее лучшим образом»; «Когда вы найдете людей и поймете пути решения проблем, то к вам придут инвесторы, потому что увидят, что реально можно сделать»

Как отметил специалист по баварскому городу Кемптен Рихард Шиссель, в Германии гораздо меньше разговоров об инвесторах, чем в Украине, потому что они приходят, когда видят знакомые и понятные им схемы работы. Собственно, в том и суть европейской интеграции Украины — переход на практике от постсоветского способа управления (в том числе в финансовой сфере), вроде бы похороненного, но в действительности живого, к современному, что основывается на принципах надлежащего управления и устойчивого развития. В противном случае Украину ожидает иной, неевропейский путь развития.

КОММЕНТАРИИ

Игорь МАТЮХА, Корюковский городской голова (Черниговская область):

— Вопрос о понятии «европейского города» необходимо рассматривать в трех основных аспектах. Это инфраструктура и обслуживание, управление территорией и сознание общества.

Европейский город должен быть благоустроенным, иметь развитую инфраструктуру (дороги, тротуары с твердым покрытием, централизованное водоснабжение и водоотвод соответствующего качества, уличное освещение, сеть по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов...), отличаться порядком и чистотой, иметь современную сферу обслуживания.

Второе и, по моему мнению, самое важное, то, что европейским городом должна руководить община с помощью избирательных органов. При этом общегосударственное законодательство должно обеспечить эти органы возможностью осуществлять полновесное управление соответствующей территорией, достаточным финансовым ресурсом для решения проблем общины и ограничить возможность вмешательства государственной исполнительной власти в деятельность органов самоуправления. Говоря простым языком, община сама должна распоряжаться своими ресурсами, которые в большинстве своем должны оставаться на местах, а не попадать «наверх», и сама решать, что ей в первую очередь необходимо строить — сначала школу, а затем новую котельную, или наоборот.

Говорить о том, является ли город европейским, нет смысла, если его жители не осознают, что город, в котором они живут, — это их общий дом, нуждающийся в постоянной заботе всех его обитателей о решении ежедневных проблем.

Григорий ГЕРАСИМЕНКО, Ичнянский городской голова:

— Как любая материя состоит из атомов и молекул, как любая семья, общество, народ состоят из людей, так государство состоит из больших и малых городов, поселков, сел, хуторов. Именно из понимания их определяющей, а не вспомогательной, периферийной роли в истории и современности начинались отдельные успехи, устойчивое развитие и процветание европейских городов, достойный уровень жизни их граждан сегодня, который оставил далеко позади привычную для нас черту выживания. Именно этого понимания нынче недостает многим нашим городам. Им все еще присуще колониальное мировоззрение «младшего брата в колыбели свободных советских народов». Его более чем семидесятилетнее господство плотным туманом закрыло от нас свободный дух новаторства, самостоятельности в устроении своей судьбы, истории, ответственного самоуправления, которые определяли жизнь средневековых городов, а также их потомков в более поздних XVII—XIX вв. Ускоренные темпы урбанизации, миграции населения в столицу и другие большие города ныне являются не просто отражением общемировых тенденций, а результатом отсутствия знаний и веры в возможность достойной самореализации малых городов. Основанная Владимиром Бойко серия книг «Европейский город» призвана возродить эту веру, направить энтузиазм и усилия всех жителей каждого маленького городка на создание достойных условий жизни, работы, самовыражения и самореализации жителей Украины не только в крупных городах, но и в каждом даже самом маленьком населенном пункте.

Владимир БОЙКО, Львов—Чернигов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ