Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мыльный пузырь в наследство

оставляет отставленное правительство новому составу Кабинета Министров
24 мая, 2001 - 00:00

Но есть одна тема, которую обычно если и затрагивают, то под лозунгом, что это, мол, единиственное настоящее достижение кабинета Ющенко. Речь идет о пресловутом экономическом росте, достигнутом Украиной в 2000 году. Хотя в наше время даже папуасы знают — да простят мне подобное сравнение достойные граждане республики Папуа-Новая Гвинея, что если экономический рост начался после смены правительства, это еще не значит, что сие благо имеет место быть в результате смены правительства.

Поэтому заслуживает внимания вопрос: а сделало ли что-нибудь нынешнее правительство для инициирования этого самого роста? Ведь не исключены варианты (и не только в Украине: такое уже не раз было в США, Германии, ряде других стран), когда «толковая» экономика начинает подъем при совершенно бестолковом управлении ею со стороны власть предержащих. В связи с этим возникает и другой вопрос: вот говорим мы — был рост, был рост, но остался ли он? Возможно ушел куда-то или принял неестественную форму? И конечно, для получения хотя бы предварительных ответов небесполезно обратиться к цифрам.

Действительно, в прошлом году экономика Украины переживала быстрый подъем. Автор говорит «быстрый» и совершенно сознательно избегает слова «значительный», потому что скачкообразные «колебания вблизи абсолютного нуля» (в данном случае — дна глубочайшей экономической депрессии, где страна лежит уже много лет) есть явление характерное не только для физики. Но так или иначе — в прошлом году темпы промышленного роста составили 12,9%. Это много. Впечатляет также то, что динамика нарастала и на протяжении первого квартала текущего года, когда этот рост составил уже 17,4%. Но вся штука в том, что оценивая работу экономики в целом, промышленности, отдельных ее отраслей только в финансовых показателях легко попасть в ловушку.

Рост росту рознь. Улучшение финансовых параметров может свидетельствовать об улучшении состояния национальной экономики, а может — стать предвестником грядущего кризиса. Парадокс? Ни в коей мере. Наиболее мощным экономическим кризисам всегда предшествовал резкий подъем, причем наилучшие финансовые (но не другие!) показатели работы экономики нередко достигались в буквальном смысле накануне биржевого краха. Поэтому важно оценить: как финансы синхронизируются с «натурой» — реальным оживлением производственной активности предприятий.

Впрочем, предприятие тоже может гнать свою продукцию на склад. Однако любой находящий сбыт товар неизбежно будет к месту этого сбыта перевозиться. А значит — любой промышленный рост являющийся не результатом финансовых манипуляций, а следствием реального увеличения объемов производства конкурентоспособной продукции вызовет практически синхронное увеличение физических объемов транспортных перевозок.

В прошлом году так и было. Промышленность увеличила свои показатели на 12,9%, а грузооборот отечественного транспорта увеличился на 10,2%. Сильно упрощая можно сказать, что на 4/5 прошлогодний подъем был достигнут за счет того, что украинские предприниматели стали больше и лучше использовать имеющиеся в их распоряжении производственные мощности и только на 1/5 успехи произошли за счет улучшения качества финансового менеджмента и иных причин. Вполне нормальная, здоровая картина.

Совсем иная ситуация складывается в 2001 году. Финансовые показатели по прежнему ползут «за облака» (17,4% нормального, «органического» промышленного роста можно было бы считать даже не чудом, а каким-то «суперчудом»). В тоже время грузооборот по одним данным возрос всего на 2,2%, а по другим — вообще упал на 3,7%. Интересно, что обе эти цифры исходят из недр правительства и обе являются официальными, просто Министерство транспорта и Государственный комитет статистики никак не могут договориться — растет у нас транспортная отрасль или опять начался спад. Лично я больше доверяю первому из них, но ведь могут быть и другие мнения. Говорят, что плюрализм в обществе — это демократия, а в одной голове — шизофрения. По идее правительство должно быть «одной головой» и такие «разнобойчики» в его недрах (встречающиеся, кстати, сплошь и рядом) навивают весьма грустные размышления о качестве руководства КМУ…

Но «вернемся к нашим баранам». По статистике какого ведомства ни считай, сбываемых товаров у нас в стране сколько-нибудь больше не стало. Качество их тоже не могло резко измениться за квартал, для таких эволюций нужны годы и десятилетия. Что же тогда означают проценты финансового сверхподъема?

А означают они, что образовался громадный финансовый пузырь, который, оторвавшись от т.н. реального сектора стремительно, злокачественно, разрастается. Злокачественно, потому что не подпитываемый реальным экономическим подъемом он чрезвычайно быстро лопается, вызывая разрушения финансовой системы, крах банков, паралич инвестиционной активности и тому подобные «приятные» последствия.

Ну а что такое разрушение финансовой системы для рыночной экономики — долго объяснять не надо. Аналогия с заражением крови здесь вполне уместна…

Но почему возник этот пузырь? А вот это уже безусловная заслуга нашего «либерального» и «прогрессивного» КМУ образца декабря 1999г. Как известно, с упорством, возможно, достойным лучшего применения, правительство Ющенко взялось реформировать в первую очередь топливно- энергетический комплекс страны. Было много шума и треска, однако результатом оказался тот малоприятный факт, что по доле просроченных кредиторских обязательств в отраслевых долгах электроэнергетика оказалась на первом месте в стране. Правда согласно правительственным отчетам дела на транспорте и металлургии обстоят вроде бы хуже, но сделано это было при помощи весьма нехитрой бухгалтерской операции — те «электрические» долги, которые перешли к славноизвестному предприятию «Энергорынок» повесили на ни в чем неповинные показатели работы торговли… Интересно, что по доле просроченной дебиторской (заказчиков — поставщику) задолженности электроэнергетика находится лишь на третьем месте, т.е. реформы правительства привели лишь к тому, что еще часть «электроденег» застряли в дебрях энергосектора (который и без того работал плохо), а «ажур» в балансе был наведен лишь с помощью статистических манипуляций, способных обмануть лишь человека совсем уж несведущего.

Если совсем просто, то происходило следующее. Одно, «промышленное» лобби (представляющее интересы преимущественно металлургических и металлообрабатывающих предприятий) пыталось воспользоваться благоприятно сложившейся (понимая, что «счастье не на долго») экономической конъюнктурой, чтобы нарастить производство (и прибыли), а вырученные деньги бросить на реструктурирование экономики через ее приватизацию (конечно, отнюдь не забывая о своих интересах — иное было бы просто глупо). Второе лобби, назовем его «энергетическим», стремилось не допустить, чтобы вырученные прибыли оставались в руках промышленных компаний и норовило прямиком перекачать эти средства в энергетику, где они и «застревали». И тех и других понять можно — своя рубашка ближе к телу. Ни один из этих подходов нельзя назвать ни справедливым ни просто моральным. В конце-концов, чем работники энергетических предприятий виноваты в том, что именно их отрасль сейчас лучше подходит к роли «товарного кредитора»? С другой стороны — почему металлурги должны расплачиваться не только за необходимую им энергию но и за дикие потери в сетях (часто прикрывающие прозаические махинации поставщиков)? Кроме того, с точки зрения национальных экономических интересов, приходится констатировать, что внешние рынки ждать не будут и пока правительство носилось со своей «чистой энергией» могут успешно закрыться для украинских труб и металла. Что и происходит сейчас… Правительство Ющенко в этой напряженной борьбе интересов решило встать на сторону лобби энергетического. Именно оно получило в свое распоряжение превосходящий «административный ресурс» (и не только в виде вице-премьерства Тимошенко) и победило. Скрытое кредитование через энергетику никуда не исчезло оно лишь ограничилось кругом «своих», зато «несвои» оказались вынуждены продавать свой товар по демпинговым ценам или ненадежным партнерам — лишь бы получить хоть какие-то средства для немедленного расчета по старым обязательствам и текущим платежам. Да, просроченные долги предприятий Украины в 2000г. сократились на 2,5 млрд. грн. Но просроченные долги предприятиям за то же время возросли на 4,7 млрд.! Если это оздоровление, то что тогда болезнь? Как закономерный результат — финансовые показатели промышленного роста пробивают потолок, а натуральные его признаки — на грани исчезновения. Пока (в прошлом году) результаты правительственной «победы» еще почти не успели сказаться (экономика — вещь инерционная), все было хорошо. Зато теперь последствия проявляются в полную силу. К чему это приведет — см. выше…

Свою заботу о «чистоте» энергии правительственные реформаторы мотивировали тем, что «нехорошие» промышленные компании, дескать, измотают и обескровят энергетический сектор, а потом побросают свои предприятия и исчезнут с рынка вместе с капиталами. Такая возможность действительно существует. Но откуда у Ющенко с сотоварищи была непробиваемая уверенность, что энергетические компании будут поступать лучше, если финансовый приоритет будет отдан им? Вообще же, промышленность без энергетики существовать не может. В отличие от последней, у которой много непромышленных потребителей (и в первую очередь многострадальное население, которое лучше всех платит, однако всегда должно).

Понимают ли суть происходящего и.о. премьера и его союзники? Думаю что да. «Внешняя конъюнктура, которая была основной причиной роста экспорта в 2000 году станет главным препятствием для его роста в году текущем». Это заключение эксперта Международного центра перспективных исследований Ольги Пиндюк. А вот что говорит и.о. премьер-министра. По его мнению, «мы вступаем в очень специфичный период 2001 года», в котором «человек, который не сможет сопровождать и поддерживать позитивные процессы» (т.е. преемник Виктора Андреевича) может «привести к утрате позитивной индикации». Переводя с дипломатического на нормальный — будет плохо, но виноват не я!

Правительство наломало полный лес дров, последствия чего, очевидно, скажутся уже в конце осени. Вовремя унеся ноги (я здесь говорю только о «громогласно-реформаторской» части КМУ), благодаря конфронтации с парламентом, оно теперь кивает на преемников, которым предстоит все это расхлебывать.

Сергей ГОНЧАРОВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ