Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На весах у Фемиды

«Частные случаи» украино-польских отношений
8 июня, 2002 - 00:00

Вопрос о возвращении храма римо-католикам впервые подняли еще в 1992 году, вскоре после регистрации их общины в Днепропетровске. Однако вернуть его власти не спешили, а обладминистрация, возглавляемая Павлом Лазаренко, ссылалась на отсутствие помещений, в которые можно было бы перевести организации, квартировавшиеся в бывшем храме. Позднее, в 1994 году, общине предложили «решать вопрос» в Министерстве по делам молодежи и спорта. Тем временем само здание, судя по всему, уже «облюбовал» другой хозяин. Во всяком случае, в период премьерства П. Лазаренко оно было передано в собственность Днепропетровского облсовета, а два года спустя — в феврале 1998-го — продано частной структуре ООО «Фин- Инвест». Об этом казусе римо- католики Днепропетровска, по словам В. Соколова, узнали лишь из резонансных публикаций в украинской прессе на «панамскую тему».

Нельзя сказать, что «проделки» приватизаторов остались не замеченными правоохранительными органами. Уже в декабре 1998 года по иску прокурора Днепропетровской области Высший Арбитражный суд Украины признал недействительными распоряжения об отчуждениии здания, а также сам договор купли-продажи. «Загвоздка» с возвратом «спорного имущества», насколько можно понять из заявлений представителей прокуратуры, теперь заключалась лишь в том, что здание успели передать по договорам комиссии, а впоследствии и продать американской корпорации «Дагсбери- инк». С тех пор областная прокуратура с переменным успехом борется за здание в днепропетровских судах. Очередной «раунд» состоялся 20 мая сего года, когда хозяйственный суд Днепропетровской области отказал в удовлетворениии иска о возврате «спорного строения» прокурору области В. Шубе. Впрочем, как заявляют в пресс-группе облпрокуратуры, следом в суд было направлено апелляционное представление...

Тем временем история с костелом Св. Иосифа уже давно вышла за пределы Украины. О ней неоднократно писала пресса в соседней Польше и других католических странах. Неудивительно, что наболевшая в душах римо-католиков тема поднималась также во время визита на Днепропетровщину посла Ватикана в Украине, архиепископа Миколы Этеровича. Апостольский нунций в беседе с руководителями области и города подчеркивал, что восстановление костелов для римо-католиков принципиально важно с точки зрения непрерывности культурных и духовных традиций. Кроме того, он выразил надежду на возвращение собора Св. Иосифа, который у его единоверцев «забрали насильно и незаконно». В ответ днепропетровские руководители дипломатично соглашались и... разводили руками.

КСТАТИ

В отношениях между Украиной и Польшей проблемы возникают далеко не только (а может быть, и не столько) вокруг кладбища Орлят во Львове и костела в Днепропетровске. В частности, проблема взимания Львовскими областными властями сборов с автотранспорта, нарушающего международные договора, уже вызвала ответные меры с польской стороны и угрожает серьезными потерями. Согласно распоряжению министра инфраструктуры Республики Польша от 29 марта 2002 года, сообщает Интерфакс-Украина, польские приграничные таможни осуществляют сбор в размере 370 польских злотых (около $90) c тяжелых украинских грузовиков массой от 3,5 тонн при каждом въезде на территорию Польши.

Данные сборы являются «выравнивающей» ответной мерой на местные сборы, взимаемые с польских перевозчиков в Украине на территории Львовской и Одесской областей.

По оценкам экспертов отрасли, при сохранении интенсивности перевозок украинскими международными автоперевозчиками через территорию Польши на уровне 2001 года (Польшей было выделено 97 тыс. разрешений. — ИФ ), введение сбора приведет к потере украинскими перевозчиками в 2002 году не менее $5 млн. Согласно неофициальной информации из источников в транспортном ведомстве, по состоянию на 1 июня 2002 года местные сборы с иностранных автоперевозчиков (разного класса транспорта) взимались на территории Винницкой, Житомирской, Закарпатской, Республики Крым, Луганской, Львовской, Ровенской, Сумской, Херсонской, Чернивецкой, Черниговской обл. Министерство транспорта Украины заявило, что может прекратить финансирование дорожных работ в областях, нарушивших межправительственное соглашение «О международном автомобильном сообщении между Украиной и Польшей», предусматривающее въезд автотранспорта стран-партнеров на их территории без оплаты дорожных сборов.

Как сообщили агентству Интерфакс-Украина источники в транспортном комплексе Украины, такая мера была предложена в ходе последней майской коллегии транспортного ведомства в качестве первоочередной для решения проблемы, возникшей в связи с введением Польшей с 29 мая новых условий оплаты за въезд на ее территорию зарегистрированного в Украине автотранспорта. Кроме того, рассматривается возможность прекратить выдачу карнетов (удостоверений. — ИФ ) международным автоперевозчикам, зарегистрированным в «провинившихся» областях.

Вадим РЫЖКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ