Сегодня в Минске был согласован и подписан документ по разведению сил и средств участников конфликта на Донбассе. Как сообщил журналистам специальный представитель ОБСЕ Мартин Сайдик, документ подписали представители Украины и России и парафировали представители отдельных районов Донецкой и Луганской областей.
«День» обратился к представителю Украины в рабочей группе по вопросам безопасности Трехсторонней контактной группы Евгению МАРЧУКУ с просьбой прокомментировать подписанное соглашение:
- Сегодня подписан документ, который называется Рамочное решение. Этот документ рамочного характера, предусматривающий начало процесса нового качества - процесса отвода от линии соприкосновения, а по сути от линии фронта, живой силы и техники, составляет 426 км. Поскольку по всей линии невозможно одновременно осуществить отвод, было выбрано три участка, но здесь важно то, что это соглашение удалось завершить и подписать.
МИНСК. 21 СЕНТЯБРЯ 2016 г. / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЕВГЕНИЕМ МАРЧУКОМ
Важность заключается в том, что это рамочное соглашение имеет долгосрочный период существования и в нем учтены ошибки всех предыдущих соглашений.
Прежде всего, в этом документе достаточно четко выписана вся процедура. И именно поэтому очень долго проходило согласование. Это касается процедуры подготовки к процессу отвода. А это предполагает сообщение ОБСЕ обеими сторонами о координатах нахождения живой силы и техники. Представители ОБСЕ должны выехать на место и проверить это.
Кроме того, обязательным условием является семь дней полной тишины на этих участках. Затем мониторинг и верификация ОБСЕ.
Важной особенностью соглашения является также квалификация всех видов нарушений. И более того, по каждому нарушению предусмотрен механизм его блокировки, а также предусмотрена ответственность сторон. Например, к тяжелым нарушениям относятся блокировки возможности ОБСЕ посещать любые объекты или территорию в зоне трех определенных участков. Там существует много других нарушений, не говоря о нарушении режима тишины.
В Соглашении предусмотрены механизмы фиксации нарушений, в частности, что надо делать в данном случае сторонам. Останавливается ли процесс, возвращаются ли они на прежние позиции. Но этому предшествует вмешательство ОБСЕ, СЦКК, чтобы максимально быстро определить, кто первый нарушил, чтобы сразу включить механизм блокирования этого нарушения, вплоть до включения видеоконференции трехсторонней контактной группы. С включением механизма ОБСЕ этот процесс будет приобретать уже такой тяжелый характер.
Подытоживая сказанное, следует отметить, что в данном случае выбрано семь участков, среди которых состоялось согласование по трем. Эти участки имеют очень важное военное, но главным образом гуманитарное значение. Это - Станица Луганская, Золотое и Петровское, которые имеют большое значение для гражданского населения. Здесь имели место большие пробки для движения простых граждан. Именно здесь, у Станицы Луганской, очень напряженные пункты пропуска (КПВВ) для гражданского населения. И они находятся рядом с населенными пунктами.
По Станице Луганской Украина предлагала более широкий и глубокий объем, вплоть до выхода на государственную границу. Этому мы посвятили три раунда переговоров, но, к сожалению, на это не удалось выйти. В результате остановились на участке по 2 км в глубину и в ширину.
Остальные четыре из упомянутых выше семи участков будут взяты в детальную работу позже. Там речь идет об очень точном измерении на местности, там возникают проблемы для военных, ведь там есть инженерные сооружения, дзоты, укрытия, оружие. Им придется все это оставить и уйти на километр в тыл. У военных возникает вопрос, что с этими оборудованными сооружениями делать, не захватит ли их другая сторона.
Другими словами, у нас впереди четыре участка, по которым мы будем работать на следующем раунде. А дальше - определение вдоль всей линии соприкосновения большого количества других участков с таким расчетом, чтобы постепенно и там осуществить отвод войск и живой силы.
Новизна этого Рамочного соглашения заключается в том, что если все это удастся, то это будет процесс нового качества. Отвод военных структур, чтобы снайперы не видели друг друга, чтобы провокаций визуальных не было. И в принципе, чтобы это был хороший положительный знак, что можно развести по всей линии фронта. Для объективности надо сказать, что это не самые тяжелые участки, но и не самые простые.
Подытоживая можно отметить, если начнется качественный процесс имплементации подписанного соглашения, а это тот случай, когда обе стороны заинтересованы в этом, то может начаться новый процесс. И он будет связан с отводом от линии фронта живой силы и техники, будет одним из главных элементов прекращения вообще обстрелов друг друга. Конечно, многое будет зависеть от того, как стороны, ОБСЕ и СЦКК будут обеспечивать имплементацию этого соглашения.