Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Национальная идея и национальное государство

4 ноября, 1999 - 00:00

Считают, что выход из экономического тупика и создание процветающей Украины невозможны, пока не будет преодолен нынешний раскол на запад и восток, а причиной его возникновения является то, что в отличие от других стран у нас нет объединяющей общество национальной идеи. Рассмотрим насколько это справедливо, что представляют собой национальные идеи разных народов, и какова их роль в укреплении государств.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИДЕИ НЕКОТОРЫХ СТРАН И НАРОДОВ

В США официальная пропаганда постоянно твердит, что каждый, независимо от цвета кожи, происхождения, наследства и всего другого и благодаря только своим талантам и старанию может стать миллионером или президентом, поэтому воплощающий либеральную идею «американский образ жизни» — образец для всех стран. Этот тезис подкреплен высоким уровнем жизни, практикой выбора президентов и периодическим спонтанным появлением новых миллионеров. В шведском варианте социал-демократическая идея декларирует право каждого на достойную жизнь, независимо от характера работы, которую он выполняет. То и другое популистское изложение поддерживаемых обществами доктрин и является национальными идеями своих стран.

В Польше и странах Балтии появившиеся после смены общественного строя новые правящие элиты убедили свои народы, что они — европейцы, способные с выходом из социалистического лагеря, как и западные соседи, быстро построить процветающие государства при условии изоляции и защиты от России. Всеобщая поддержка этих идей определила успех в достижении поставленной цели.

Россия после периода разброда вернулась к исповедуемой и в царское, и в советское время мессианско-имперской идее, определяющей миссию России — осчастливливать соседей (при СССР — все народы мира). Ради достижения этой цели приходится терпеть лишения, преодолевать трудности, так как народы, не понимающие своего счастья, нужно силой заставить его принять, не считаясь с жертвами. Общество эту идею поддерживает, о чем свидетельствуют новые могилы на Кавказе.

Вера в национальные идеи определяет стабильность государственных систем даже тогда, когда нет доверия к конкретным, правящим в данный период властям. Они способствуют правящим элитам государств выполнять свое назначение, и без них государства нестабильны.

Украина не имеет объединяющей всех национальной идеи. За ее независимость от России боролась Центральная рада в 1918 и УПА в 1946—53 гг. В силу ряда причин в 1991 году за это проголосовало большинство. Но Россия это не приняла. Ее большинство хотело бы вновь поглотить Украину под видом объединения. Отражая эти взгляды, Государственная Дума, хотя и ратифицировала «большой договор», но от территориальных претензий к Украине не отказалась. И на востоке Украины значительная часть населения, представленная в парламенте самой крупной фракцией, сейчас фактически ратует за вхождение в Россию (СССР). Таким образом, часть общества на востоке Украины признает своей не украинскую, а российскую имперскую идею.

Слабость этой государственной идеи как национальной и в том, что она лишена, в отличие от национальных идей большинства стран мира, экономического содержания. Жители западных областей вкладывают в нее то же экономическое содержание, что и поляки. Их вхождение в СССР сопровождалось репрессиями и экономическими трудностями, и русских они считали оккупантами. Но жители востока этого содержания не видят, для них оно является только зеркальным отображением российской идеи, также игнорирующей экономику.

Время и изменение политической и экономической ситуации несколько сближает взгляды запада и востока Украины. Влияет на это обстановка в России. Проведя экономические реформы, она два года назад имела уровень жизни выше, чем Украина. Но неверный ориентир реформ опустил ее экономику до нашего уровня, а война на Кавказе, конца которой не видно, заставила замолчать даже ярых сторонников «объединения славян». Это делает перспективу появления приемлемой для всех украинской национальной идеи уже не столь безнадежной.

Отметим, что во всех странах мира политическая ситуация меняла содержание национальных идей. Американская идея сочеталась в начале века с изоляционизмом, но позже приобрела более агрессивный характер и теперь дополнена мессианством. В России изменения обратные. Навязывание коммунизма всему миру опустилось до желаний «объединиться» пока со странами СНГ (независимо от их согласия) и со славянами, конечно удерживая народы федерации. Удалены имперские элементы и из национальных идей Англии, Франции и Германии.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНЫХ ИДЕЙ И ПОТРЕБНОСТЬ В ОБРАЗЕ ВРАГА

В основе национальных идей демократических стран лежит экономика — они декларируют достижение высокого уровня жизни. Авторитарные и тем более тоталитарные страны, неспособные достичь такой цели, выходят из положения, заменяя лозунг «хорошо жить» лозунгом «выжить». Чтобы это приняло общество, власти запугивают его образом врага, ибо ничто так эффективно не объединяет людей разных взглядов, как осознание общей опасности.

Власти бывшего СССР постоянно пугали народ внешним врагом, и это давало эффект. Но сейчас лишь редкие пенсионеры верят в «происки НАТО», которым пугали нас более 40 лет. Большинство понимает, что страны, на займы которых содержится правящая элита стран СНГ, не могут иметь желания их завоевывать. Нужен иной враг. Удобными врагами оказались «международные террористы» из Чечни. Это устраивает российские власти, позволяя отвлечь внимание от кризиса и падения уровня жизни, и чеченские, давая им возможность управлять нищим народом, пребывающем на грани выживания.

Но образ врага нужен не только тоталитарным, а всем странам, имеющим развитый военно-промышленный комплекс. Заставить налогоплательщиков оплачивать военные заказы можно лишь при реальной угрозе, а без этих заказов экономического кризиса трудно избежать. Победа в «холодной войне» лишила США и страны Запада врага, но ему была найдена замена в образе арабских и сербских экстремистов. Военные действия в Косово, Ираке и террористические акты сделали его в глазах общества реальным. Успешно используют образ врага в своей национальной политике для поддержания единства общества также Израиль, Индия, Пакистан, некоторые другие страны.

Когда внешний враг кажется правящей элите недостаточно эффектным пугалом, его дополняют внутренним. Но «поиск ведьм» внутри страны чреват опасностью ослабить общественный строй, поэтому такой рецепт используют лишь тоталитарные режимы и обычно в критических ситуациях. Реальность врага правящая или рвущаяся к власти элита при необходимости усиливает крупномасштабными провокациями, такими, как убийство Кирова в СССР или поджог рейхстага в Германии. Нынешний террористический акт против Витренко имеет все черты такой провокации, что дает основание считать нынешнюю ситуацию в нашей стране близкой к критической.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ ЭКОНОМИКА И МЕНТАЛИТЕТ НАРОДА

Национальные идеи шведов и американцев, как и других народов, определили характерные черты их национальных характеров. Для старой европейской нации — законопослушность и трудолюбие, для нации переселенцев США — предприимчивость и динамизм. Фатальную покорность судьбе и властям и осознание принадлежности к великой нации отражает российская идея. Однако упомянутая государственная идея Украины не отражает менталитета народа.

Территория большей части Украины не была защищена от внешних врагов и не имела густых лесов, где население могло бы прятаться. Не считая периода Киевской Руси и времен Богдана Хмельницкого не было здесь и сильного государства. Не имея природных убежищ и силовой защиты степной земледелец стал приспосабливаться к любой навязанной завоевателями власти, надеясь лишь на себя. При видимой покорности, как и у северных соседей, и показном желании всегда остаться в стороне от неприятных событий («моя хата с краю»), предки украинцев отработали не только способность выжить в тяжелейшей обстановке, но и умение обмануть всегда враждебную им власть, извлечь для себя пользу из любого ее просчета. Этот унаследованный от предков менталитет помогает народу выживать в нынешней катастрофической экономической ситуации. При грабительских налогах и поборах, взимаемых драконовскими методами, народ сумел создать не контролируемую властью мощную теневую экономику.

Но сама ситуация не навязана извне, а создана людьми с этим же менталитетом. Чиновники надзорных ведомств, как истинные украинцы, при низкой зарплате живут тоже за счет теневой экономики и думают о себе, а не о государстве. Создавая «исполнительную вертикаль» чиновников, Президент укрепил теневую экономику. Желая усилить государство, он создавал благоприятные условия тем, кто его постоянно обманывал (яркий пример — Лазаренко). Ведет в тупик и его нынешнее намерение создать двухпалатный парламент. Это не аналог верхней палаты России, где заседают избранные лица. При назначаемых руководителях регионов, это будет «карманный» совещательный орган при президенте, призванный блокировать работу парламента и обеспечить ему права диктатора.

Народ сумеет приспособиться и к такой форме диктатуры. Но любую централизованную власть он будет продолжать обманывать с помощью ею же назначенных продажных чиновников. Но плохо будет всем.

Из истории известно, что слабость Центральной рады определялась слабой поддержкой масс. Под Крутами и в других сражениях ее защищали студенты, а крестьяне создавали свои армии, руководимые народными вождями Махно, Григорьевым, Зеленым и другими, которые воевали со своими, а не с ее врагами. Разобщенность властей в Киеве и народа использовали враги Украины. Но крестьяне 13 губерний защищали не Раду, а Гуляйпольскую республику, сделав ее жизнеспособной. Уничтожить ее большевикам было сложнее, чем Центральную раду.

Сейчас эта тенденция повторяется. Нынешняя конфронтация властей и народа будет усугублять экономический и политический кризис, и может привести страну к краху. По-видимому, пора сделать выводы из уроков истории. Украина должна признать себя наследницей не только Центральной рады, но и Гуляйпольской республики. Ее государственное устройство и национальная идея должны отвечать менталитету большинства, состоящего из крестьян и горожан в первом поколении. Государство должно стать не чиновничьим, а народным, его действия — прозрачными, налоги — минимальными, исчисляемыми просто и понятно всем. В этом случае хозяйственность и предприимчивость украинцев пойдет на пользу обществу и государству.

Отражающая такое государственное устройство украинская национальная идея должна иметь экономическое содержание, а не абстрактное декларирование независимости государства. Народ (возможно на референдуме) должен решить, будет ли ее основа либеральной, как в США, или социал-демократической, как в Швеции, хотя обе эти идеи не являются антагонистическими и государство с рыночной экономикой может плавно переходить от одной к другой.

В печати чаше приводят доводы в пользу второй. Рискну привести доводы в пользу первой, опираясь на историю и менталитет народа. Большая часть украинцев, как и американцы, является нацией переселенцев. Они заселили дикую степь, оттеснив кочевников, как американцы оттеснили индейцев. В отличие от владевших землей общин России, украинская сельская громада предусматривала взаимопомощь, но владение землей было частным. Видимо либеральная модель более близка духу потомков вольных казаков — земледельцев. В гражданской войне крестьяне тоже воевали за землю, а не за абстрактное государство. Хотя потом психологию батраков им навязывали 70 лет, но дух предприимчивости крестьян возрождается. Хозяйствуя лишь на приусадебных участках, они сейчас снабжают страну овощами, молоком и мясом уже более чем на 2/3 и если чиновники не будут ими «руководить», быстро поднимут сельское хозяйство.

Гелий ЧЕРНЫЙ, профессор
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ