Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Надежда, без надежды

и эффект «черной рады»
27 марта, 2018 - 10:17
23 МАРТА 2018 Г. ШЕВЧЕНКОВСКИЙ РАЙСУД КИЕВА / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Надежда Савченко опять в центре внимания. Масс-медиа пишут, говорят о ней, показывают ее. Мгновенно появилась армия ее симпатиков. Ведь «наша Надежда» говорила с высокой трибуны Верховной Рады вещи, которые многие хотят слышать, — и о непрофессионализме нынешней власти, и ее алчности, и о том, что она довела народ до обнищания... Даже приходилось слышать о поддержке Савченко от людей, которые, казалось бы, являются адекватными и даже находятся при власти. А что уж там говорить о «простых людях».

К сожалению, «второе пришествие Савченко», которое активно раскручивается масс-медиа при содействии власти, — это симптом нездоровья нашего общества. Ведь героиней, по крайней мере персоной медийных симпатий, становится сомнительное лицо, которое не достигло чего-то путевого в жизни (почитайте хотя бы ее мемуары — и вы увидите лицо этой героини). Печально, что люди, которые достигли успехов на ниве науки, культуры, в цивилизованном бизнесе, не интересуют наши масс-медиа и, соответственно, общество. Зато интересуют персоналии, которые мгновенно из маргинальных золушек стали принцессами. Савченко здесь далеко не исключение. Проанализируйте, например, нынешний состав Верховной Рады и увидите немало ее «братиков» и «сестричек», которые благодаря демагогии или каким-то эффектным поступкам выбились из «грязи в князи». Толку от них почти никакого. Хорошо, если они сидят тихонечко и жуют свой жирный парламентский пирог. А если начинают проявлять активность... Тогда уже жди какой-то пакости.

ФЕНОМЕН «ЧЕРНОЙ РАДЫ»

Если вы думаете, будто нынешнее появление Савченко с резкой (и, казалось бы, часто справедливой) критикой нынешней власти является чем-то новым, оригинальным, то ошибаетесь. Такое было в нашей истории не раз. Просто и власть, и народ на эти досадные страницы не обращают внимания. Зачем себя раздражать? Лучше в прошлом искать славы. И рассказами о ней тешить себя.

В 1845—1846 гг. Пантелеймон Кулиш опубликовал свой роман «Черная рада». Несмотря на его многочисленные переиздания и даже экранизацию, произведение, как мне кажется, до конца нами не прочитано и не осмыслено. Это произведение-предупреждение. В романе описывались события Нежинской черной рады 1663 г., когда лидер запорожских казаков Иван Брюховецкий, умело используя социальную демагогию, рассчитанную на чернь, сумел свергнуть избранного старшиной наказного гетмана Левобережной Украины Якима Сомко. Причем это свержение состоялось при активной поддержке московской власти. Без помощи последней Брюховецкий не сумел бы захватить гетманскую булаву. После этого процесс инкорпорации украинских земель в состав Московии приобрел ускоренные темпы.

Кулиш показывает, как с помощью социальной демагогии к власти приходят авантюристы, которые потом не прочь послужить чужеземным хозяевам. Позволю себе привести несколько фрагментов из этого романа, который, кстати, был написан на основе документальных источников.

Например, там есть сцена, где мещане выражают возмущение одному из старшин, полковнику Шраму: «Який гаспед одвойовував наше добро, опріч нас самих?.. Одвоювали козаки!.. Та хто ж були ті козаки, коли не ми самі? Се то тепер, з вашої ласки, не носимо ми ні шабель, ні кармазину. Козацтво ви собі загарбали, самі собі пануєте, ридванами їздите, а ми будуй власним коштом стіни, палісади, башти, плати чинш, мито і чорт знає що! А чом же би і нам по козацьки не причепити до боку шаблі та й не сидіти, згорнувши руки?» Один мещанин даже угрожает Шраму: «Та постривайте, постривайте, папи кармазини, ...швидко ми вам хвоста вкрутимо! Не довго гордуватимете нами! Налетять зозулі, що нас не забули... Добрі і молодці не дадуть нам загинути. Справимо ми вам чорну раду; тоді побачимо, хто яке матиме право!»

Иван Брюховецкий, который претендует на гетманскую булаву, утверждает, что якобы только он думает о том, как бы казакам запорожским помочь в «тяжкій долі». «Серце моє болить, дивлячись на ваше убозтво!» — выкрикивает он. «...тепер, — говорить цей ватажок черні, — достались ви таким старшинам та гетьманам, що скоро й шкуру з вас іздеруть. Над вами, мої дітки, воістину справдились святії словеса: «Хіба не багатії вас утискають? Хіба не вони тягнуть вас на суди? Хіба не вони зневажають ваше добре ім’я, узиваючи вас хамами та рабами неключимими?» Звісно, сірома сприймає подібні слова з радістю, висловлюючи такі міркування: «Проклятії кармазини швидко видеруть у нас душу з тіла, не то що! Коли б не ти, батьку гетьмане, заступивсь за нас при лихій годині, дак хто б нас і пожалував!»

Не напоминает ли вам Иван Брюховецкий из XVII в. современную Надежду Савченко? Да и ситуация до боли похожа. Тогдашняя казацкая старшина, как и нынешняя украинская власть, утратила меру в обогащении, выставляя свои богатства напоказ и тем самым раздражая людей. Этим умело воспользовались социальные демагоги, за спиной которых стояла Московия.

Что-то подобное мы наблюдаем в конце 1918 г. В то время началось восстание против Украинского гетманского государства Павла Скоропадского. Последнего можно во многом упрекать. И в том, что он опирался на немецкую поддержку (хотя на самом деле немецкие войска на украинские земли позвал не Скоропадский, а лидеры Украинской Народной Республики), и в том, что проходили карательные экспедиции на села, и что была усилена эксплуатация рабочих. В конце концов, можно вспомнить пророссийские симпатии гетмана и его нежелание работать с некоторыми украинскими лидерами. Но несмотря на это все, Скоропадскому удалось в короткие сроки стабилизировать ситуацию в Украине. Он осуществил ряд важных шагов в плане строительства украинского государства, начал строительство украинских культурных институтов.

Но для социальных демагогов Скоропадский был «царским генералом», «эксплуататором». Им не нужна была украинская власть, им была нужна анархия. Во времена правления Скоропадского заявил о себе Нестор Махно со своей Черной гвардией. Этот лидер анархистов, часто помогая большевикам, сыграл негативную роль в государственной борьбе украинцев в 1918—1920 гг. Не без его помощи большевики утвердились на украинских землях. Хотя самого батька Махно они в соответствующий момент «кинули» — когда он им уже не был нужен. Несмотря на такую его роль, он и кое-какие подобные ему «крестьянские атаманы» стали объектом героизации в украинской культуре. В Гуляйполе, на родине этого атамана-анархиста, даже начали проводить махновские фестивали, которые становились местом тусовки для некоторых украинских интеллектуалов, претендовавших на роль лидеров мнений.

В целом для этих интеллектуалов характерен синдром революционности. Не зря Савченко в своем выступлении в Верховной Раде даже сослалась на Оксану Забужко, дав понять, что она интерпретирует события приблизительно в том же ключе, что и эта писательница. Не знаю, насколько Савченко знает творчество Забужко. Однако эта ссылка показательна.

Но вернемся к Скоропадскому. Его в результате вооруженного восстания свергла Директория Украинской Народной Республики во главе с Симоном Петлюрой и Владимиром Винниченко. Причем последний контактировал с большевиками и не исключено, что получил от них помощь. Вообще этот деятель неоднократно проявлял большевистские симпатии. Конечно, не стоит преувеличивать в падении гетманата Скоропадского большевистский фактор. Это падение обусловливалось рядом причин — и недостатками гетманского правительства, и ростом недовольства его действиями, и пропагандой руководителей Директории, которые сумели завоевать симпатии многих украинцев.

Но в конечном счете падением Украинского государства Скоропадского больше всего воспользовались большевики. К власти пришла Директория — на словах проукраинская и патриотическая, а на деле непрофессиональная. И именно эта непрофессиональность была одним из главных факторов падения Украинского государства. Его территорию растащили соседи. Самая большая часть досталась российским большевикам. Но и немаленький кусок украинских земель отрезала Польша. Буковину прихватила Румыния, Закарпатье — Чехо-Словакия.

Не этот ли сценарий пытаются разыграть сегодня в надежде на дезорганизацию Украинского государства? Давайте вспомним 2014 год, когда некоторые российские политики, в частности Владимир Жириновский, делили Украину. Определяли, какие южные и восточные земли отойдут России, как будет создано марионеточное государственное образование на землях Центральной Украины под российским протекторатом, какие западноукраинские земли достанутся Польше, Венгрии, Румынии. Говорить, что это была игра больного воображения — не стоит. Это был план-максимум, который тогда не реализовали. Но который сейчас продолжает реализовываться. Не зря в Украине за последние годы масс-медиа, которые находятся под контролем россиян или под их влиянием, системно дискредитируют государственные институты. Причем делается это часто умело, используя ментальные особенности украинцев. Возьмите хотя бы наши ведущие телеканалы. Это сплошная лавина негатива. Наслушавшись новостей, например «Интера», так и хочется бежать из Украины. В то же время у наших западных соседей, в частности в Венгрии и Польше, подогреваются реваншистские настроения — часто не без помощи россиян. Уже звучат претензии поляков на Волынь и Галичину, а венгров — на Закарпатье. Да и в Румынии есть горячие головы, которые бредят Буковиной.

ПЛАНЫ НАДЕЖДЫ — ПЛАНЫ НАРОДА?

Каким бы проблемным ни было нынешнее Украинское государство, но оно существует, его легитимность признана в мире. Поэтому это государство нашим врагам нужно взорвать изнутри, делегитимизировать власть, ввергнуть страну в состояние хаоса. Воспроизвести приблизительно такую ситуацию, которая существовала весной 2014 г. Провести «Российскую весну»-2.

И в реализации этого плана не последнее место отводится Надежде Савченко. Не будем гадать, завербовали ли ее спецслужбы России и когда это произошло, используют ли ее «вслепую». Пусть уж с этим разбираются наши соответствующие органы.

Главное, что Савченко играет опасную игру. Собиралась ли она и ее подручные организовать широкомасштабный террористический акт в Киеве, убив государственных глав? Или это была, как утверждает сия героиня, провокация? Судя по обнародованным материалам, подготовка настоящего акта выглядела странно. Сомнительно, что он бы мог быть реализован во всей своей полноте с убийством Президента, правительственных чиновников, депутатов Верховной Рады.

Зато провокация удалась на славу!

Когда 22 марта в Верховной Раде рассматривался вопрос о снятии с Савченко депутатской неприкосновенности, эта дама выглядела эффектно. То же самое можно сказать и о 23 марта, когда в суде избирали для нее меру пресечения. Не надо быть большим спецом, чтобы увидеть: Савченко серьезно готовилась к этим действам. Или ее готовили? Были здесь и «домашние заготовки», например, принесенные плоды гранат на заседание регламентного комитета. Причем Савченко не выступала по сути дела, а произносила политические речи, где критиковала (и часто небезосновательно) власть. Эти революционные речи не могли не нравиться многим украинцам, у которых выработан (не без помощи наших некоторых интеллектуалов) упоминавшийся синдром революционности и у которых практически отсутствует иммунитет здорового консерватизма. Словом, речи Савченко ложились на благодатную почву.

Зато генпрокурор, его представители в суде, депутаты провластных фракций выглядели не наилучшим образом. Нервозность, а то и просто страх за свою жизнь, проколы во время судебного заседания. И все это на фоне олимпийского спокойствия Савченко. Не удивлюсь, если для многих она уже стала героиней, символом оппозиционности к «преступной власти».

Савченко и ее кураторы достигли многого. Во-первых, посеяли разочарование в душах многих украинцев относительно своих героев. Ведь Савченко воспринимали как героиню, которая борется с российскими оккупантами. А оказалось, что она заодно с ними. Даже готова звать террористов из ДНР/ЛНР «освобождать» Украину. Во-вторых, ее деятельность серьезно скомпрометировала дело по освобождению украинских пленных и украинских политзаключенных из российских тюрем. В-третьих (а это самое главное), Савченко и ее кураторы получили  замечательную площадку для компрометации властных институтов. Нужно быть готовым, что Савченко из тюрьмы будет делать громкие заявления, которые сразу будут подхватывать масс-медиа. Не исключены акции в поддержку этой «народной героини». А сам суд над ней может превратиться в яркое политическое шоу, которое будет компрометировать Украинское государство. В конце концов, само дело Савченко — это уже сильная его компрометация.

***

Остается только надеяться на здравый смысл украинцев.

Петро КРАЛЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ