В Послании Президента Украины в Верховный Совет «Украина: шаг в ХХI столетие. Стратегия экономического и социального развития на 2000—2004 годы» подчеркнуто, что основным стратегическим заданием Украины в ближайшие 5 лет является реализация политики экономического роста. Для этого претворяется в практику механизм стимулирования внутреннего рынка, инвестиционного процесса, активной региональной политики. Особенность второго этапа (2002—2004 гг.) состоит в том, что ускорение темпов экономического роста (рост ВВП в среднем за год на 6,5%) будет осуществляться на собственной воспроизводственной базе и главным образом на достаточной рыночной основе. Важной составной частью этой стратегии является проект Налогового кодекса, который предстоит рассмотреть шестой сессии Верховного Совета.
Вместе с обретением независимости Украина получила структурно деформированную и неэффективную экономику. Груз накопленных в прошлом проблем (в т.ч. и необходимость ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы) и специфические условия переходного периода предопределили сложность необходимых преобразований с целью создания предпосылок для развития позитивных процессов и входа в ХХI век с качественно новым потенциалом. В этих условиях высшее руководство страны взяло на себя ответственность в проведении экономических реформ для ликвидации структурных диспропорций и развития механизмом практической реализации богатого научного, технического, культурного и природного (особенно земли — как фактора производства) потенциала страны.
В период перехода к рыночным отношениям стало ясно, что устойчивый экономический рост в целом возможен при условии обеспечения развития всех регионов Украины, что предопределило необходимость разработки и реализации программ выхода из экономического кризиса и перехода к устойчивому экономическому росту каждого региона и интеграции этих программ в государственную политику при разработке бюджетного кодекса.
Современная кризисная ситуация, что сложилась в переходный период при формировании доходной части государственного бюджета, а также снижение деловой активности субъектов хозяйственной деятельности определили объективную необходимость разработки принципов проведения фискальной политики. Действующая в переходный период система налогообложения была введена без достаточного теоретического обоснования и глубокого анализа опыта стран с рыночной экономикой по использованию налогов как регуляторов экономического роста, особенно на уровне регионов. В связи с этим возникла необходимость разработки теоретических аспектов нового направления экономических исследований — которое получило название «региональная экономика». Она изучает такие важные вопросы, как определение соотношений разных видов экономической деятельности, разрабатывает пути повышения эффективности хозяйствования, определяет направления экономических и организационных преобразований и сохранения окружающей среды в регионах. Автор видит необходимость рассмотреть только последний аспект.
Опыт Чернобыля научил, что при размещении предприятий необходимо обеспечить выполнения требований по охране окружающей природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, учет ближайших и отдаленных экологических и экономических последствий эксплуатации таких объектов. С учетом этих факторов, «дешевая» электроэнергия Чернобыльской АЭС окажется самой дорогой в мире. При разработке технико-экономических расчетов вопросы охраны окружающей среды требуют нового подхода — идет ли речь о строительстве атомных реакторов, автострад, нефтеперерабатывающих терминалов, трубопроводов нефти, перерезающих национальное богатство страны с востока на запад или с юга на север, способных в случае аварии нанести непоправимый ущерб целым регионам. Уже сейчас многие регионы имеют превышение концентрации загрязняющих веществ в таких размерах, что их считают зоной чрезвычайной экологической ситуации и даже экологического бедствия. Поэтому представляется необходимым и возможным осуществить переход к экономическому росту на основе сбалансированного решения не только социально-экономических проблем, но и актуальных вопросов охраны окружающей среды в интересах будущих поколений. Мировой опыт говорит о том, что социально-экономическое развитие в течение всего ХХ века, ориентированное на быстрые темпы экономического роста нанесло непоправимый вред окружающей среде, животному и растительному миру. Все учебники по рыночной экономике краеугольным камнем считают, что потребности общества бесконечны, а ресурсы ограничены. Человечество уже столкнулось с противоречиями между потребностями ежегодно растущего населения и невозможностью обеспечить эти потребности. Устранение этих противоречий возможно в рамках экономического роста на основе сохранения и защиты окружающей природной среды, на что и должна быть сориентирована региональная экономика.
В свете изложенного, автором сделан анализ поступлений налогов по областям в сводный бюджет Украины, косвенно характеризующий развитие рыночных отношений в регионах. Первую группу образовали области, вносящие до 2% в «копилку» государственного бюджета — Винницкая, Волынская, Житомирская, Закарпатская, Кировоградская, Ровенская, Тернопольская, Херсонская, Хмельницкая и Черновицкая области. Вторую группу образовали регионы. Вносящие до 3,5% налогов — Ивано-Франковская, Киевская, Николаевская, Сумская, Черкасская и Черниговская области. Третью группу составили регионы, вносящие до 5% налогов — Автономная Республика Крым с г. Севастополем, Запорожская, Луганская, Львовская и Одесская области. Четвертую группу составили области, обеспечивающие от 5% до 10% налоговых поступлений — Днепропетровская, Донецкая, Полтавская, Харьковская области. Пятая группа — г. Киев, вносящий более 15% налогов в бюджет страны. Естественно, каждый читатель сделает разные выводы из этих данных, но автор обращает внимание на тот факт, что большую часть налоговых поступлений обеспечивают регионы с развитым промышленным сектором и высоким уровнем экологически вредных производств. В этих же регионах образовалась еще важная проблема, связанная со старением нации, увеличением количества людей пенсионного возраста, которая требует с одной стороны, качественного улучшения системы социальной защиты, а с другой — обеспечения стабильного и увеличивающегося поступления финансовых ресурсов в систему государственных финансов.
На решение этих проблем и направлена экономическая политика высшего руководства страны и проект Налогового кодекса.
В условиях экономического кризиса одним из элементов государственной политики становится снижение налогового бремени, особенно предприятий с экологически вредными производствами, а экологический сбор становится важным фактором освоения экологически чистых производств.
Переход сельского хозяйства на прогрессивные технологии, экономические преобразования в АПК, реализация мер по повышению плодородия почв будут способствовать не только снижению материальных затрат, но и повышению урожайности сельскохозяйственных культур (например, сахарной свеклы до 800—1000 ц/га, зерновых — 80—100 ц/га, достигнутых в других странах с менее благоприятными условиями), создание системы социальной защиты сельского населения обеспечат рост налоговых поступлений из основных житниц Украины.
Современная региональная экономическая политика должна обеспечить структурную перестройку экономики с соблюдением охраны окружающей природы в регионах. Снижение налогового бремени, развитие базы налогообложения введением в строй действующих ныне бездействующих предприятий обеспечит ускоренный экономический рост и «автоматически» увеличение фискальных доходов государства.
Экологический налог обеспечит финансирование мероприятий по приведению вредных выбросов до международных норм.
Для выхода их экономического кризиса одним из элементов государственной политики станет облегчение налогового бремени населения уменьшение ставок налогообложения физических лиц, что увеличит размер доходов, а значит рост потребительских расходов, расширение совокупного спроса, рост хозяйственной конъюнктуры. Часть доходов будет вложена в ценные бумаги или инвестирована в развитие производства, что станет весомой частью развития совокупного предложения.
Не все нерешенные вопросы «улавливает» проект Налогового кодекса. Например, в странах с рыночной экономикой используется посадка многолетних посадок деревьев для использования в качестве топлива мелких предприятий и бытовых нужд. Проект Налогового кодекса предусматривает ставки налога на участки сельскохозяйственного назначения с гектара в % от денежной оценки в размерах: поля, сенокосы и пастбища — 0,1%; многолетние насаждения — 0,03%. Установить бы льготные ставки на участки для выращивания многолетних насаждений для местных нужд и отпала бы часть проблем, связанных с энергетическим кризисом.
Подобная ситуация складывается и с проблемой использования биогаза на основе переработки отходов животноводства и сельского хозяйства. Китай построил около 1,5 млн. биоэнергетических установок для получения биогаза и высококачественных удобрений и решил свои энергетические проблемы в сельском хозяйстве. Более 20 лет назад Сумское АО им. Фрунзе демонстрировало опытный образец установки для переработки отходов и получения биогаза, но дальше дело «не пошло». А в Китае разработаны специальные печи для сжигания такого газа. Мы же продолжаем «загонять в угол» правительство серией энергетических проблем, вместо того, чтобы решать их на региональном уровне.
Региональная экономика должна ответить на целый ряд животрепещущих вопросов. Например, Винницкий регион еще совсем недавно называли сахарным Донбассом. Сейчас же она находится в плачевном состоянии. Регион не создает экономических условий для выхода сахарных заводов из экономического кризиса — уменьшаются посевы сахарной свеклы, распадаются трудовые коллективы заводов, морально стареет техника как для выращивания сырья, так и ее переработки, нарушены условия не только расширенного, но и простого воспроизводства, увеличивается удельный вес неиспользуемых мощностей, не развивается инфраструктура, «сворачиваются» межрегиональные и международные связи. Этим и объясняется незначительный вклад Винницкой области в бюджеты разных уровней.
Для каждого региона характерны свои пути выхода из экономического кризиса. Региональные программы экономического роста для Донецкой и Закарпатской областей различны. Налоговый кодекс должен предусматривать для регионов систему освобождения от налогов производство новых, важнейших видов продукции, беспошлинный ввоз отдельных видов оборудования, необходимого для поддержания необходимых темпов экономического роста в регионах, налоговые отсрочки (перенесение оплаты налоговых платежей до времени освоения производственных мощностей новых предприятий), способствующие выходу регионов из экономического кризиса. Пока что это проект Кодекса не предусматривает.