Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Народный митрополит

Сегодня в Украине отмечают 70-ю годовщинусо времени гибели Василия Липкивского
19 ноября, 2007 - 19:09
ВАСИЛИЙ ЛИПКИВСКИЙ — МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ. ХУДОЖНИЦА ЛЮДМИЛА ГРИЦЕНКО, 1988 Г. (ИЗ КНИГИ АРСЕНИЯ ЗИНЧЕНКО «МИТРОПОЛИТ ВАСИЛЬ ЛИПКІВСЬКИЙ»)

Митрополит Василий Липкивский (1864— 1937) — одна из самых трагических фигур в современной истории Украины, человек, который стоял у истоков создания Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и отдал за ее становление свою жизнь. Липкивский возглавлял УАПЦ в 1921—1927 годы. Это были времена большевистской оккупации Украины и развернутого тотального властного террора, целью которого было физическое истребление всех инакомыслящих. К ним относились также те люди церкви, которые не шли на компромиссы или на сотрудничество с органами.

Василий Липкивский родился в 1864 году в селе Попудни Киевской губернии (ныне Черкасской обл.). Закончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия; через год он был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем собора в городе Липовцы Киевской губернии. Вскоре он стал смотрителем церковных школ Липовецкого уезда — по сути дела он стал организатором школьной сети в уезде. Именно тогда проявился его талант организатора и педагога. Позже он стал директором открытой в Киеве церковно-учительской школы.

Уже в молодые годы Василий Липкивский понимал несовместимость таких понятий, как украинские православные, с одной стороны, и русская церковь — с другой; он характеризовал тогдашнюю роль Русской православной церкви в жизни украинского народа как «полную подчиненность государству российскому и рабское выполнение ее заданий». Он всегда выступал против бесправности церковных общин, против своеволия высшего духовенства и монастырей. Все это постепенно образовало, по его словам, «огромную пропасть между внешним величием и внутренним ничтожеством церкви (русской), которая держалась государственной — полицейской поддержкой».

Начиная с 1917 года, протоиерей Василий Липкивский стал одним из лидеров украинского церковно-освободительного движения — движения за образование Украинской автокефальной православной церкви — церкви, которая бы «говорила» на украинском языке. И 22 мая 1919 года отец Василий отслужил первую литургию на украинском языке в когда-то построенном гетманом Иваном Мазепой Никольском соборе (который на сегодня снесен). Что, однако, не прошло ему безнаказанно: за проведение служб Божьих на украинском языке иерархи Русской церкви дважды запрещали отцу Липкивскому проведение богослужений.

В октябре 1921 года, усилиями Липкивского и его единомышленников, был созван первый Всеукраинский церковный собор — в Софии Киевской. Но получилось так, что ни один епископ (все они относились к Русской православной церкви в Украине) не захотел участвовать в Соборе украинских православных. Это означало, согласно канонам церкви, что Собор не имел права выбирать предстоятеля церкви (митрополита) и, в результате, рукополагать епископов. Для многих верующих тогда встал вопрос — присутствовал ли на Украинском Соборе Христос, говорил ли на Соборе Дух Святой?

С первым докладом на Соборе выступил протоиерей Василий Липкивский. Он сформулировал такие тезисы на рассмотрение православных: «1. Все верующие, которые прибыли на Собор, являются не частными лицами, а избранниками-представителями своих церковных общин и поэтому на Соборе звучит голос всей Украинской церкви. 2. Все члены Собора собрались для решения дел Христовой церкви в Украине, следовательно, с нами пребывает сам Христос. 3. Все члены Собора веруют, что Украинской церковью руководит Дух Святой и что их собрала на Собор «благодать Св. Духа». 4. Это все означает, что Собор имеет все условия для того, чтобы быть вполне каноничным. 5. Московские епископы не прибыли на Собор из-за того, что они не считают себя членами нашей Церкви или не считают себя избранниками этой Церкви».

После внимательного обсуждения тезисов отца Василия Собор признал свое собрание каноничным и правомочным голосом всей Украинской церкви (!)

Далее события на Соборе развивались так: на основе исследования Святого Письма Собор декларировал, что в апостольские времена вообще не существовало епископского рукоположения и что, например, апостола Павла рукоположили пророки, которые не были епископами. Также, апостол Тимофей был рукоположен «возложением рук священников» (а не епископов). Ведь благодать Св. Духа присуща не отдельным епископам, а Церкви в целом, т.е. общине верующих. Поэтому Украинская церковь также имеет полное право положить на избранника свои руки и свести на него благодать Св. Духа, как это имело место в апостольские времена».

И так произошло — Всеукраинский церковный собор рукоположил всем духовенством на своего первого епископа — Василия Липкивского и избрал его главой Украинской автокефальной православной церкви — митрополитом Киевским и всей Руси. После этого была рукоположена украинская иерархия и утверждены главные — новые и необходимые — основы жизни Украинской церкви, такие как автокефалия, отделение от государства, соборность, а также — родной язык в храмах и церковных школах. Вот таким давним христианским образом Василий Липкивский стал митрополитом и приступил к реформации УАПЦ.

Обращаясь в завершающий день Собора к украинской общине православной, Василий Липкивский сказал: «Все, что произошло, было подготовлено лучшими силами Украины», — и призвал делегатов: «Не только беречь Церковь, но и ширить. Каждый из вас должен быть апостолом церкви Украинской».

Под началом митрополита Василия церковь начала вводить украинский язык в богослужение и возрождать давние национальные традиции в церковную жизнь; прихожане же принимали небывалое активное участие в жизни своих церквей. Со временем УАПЦ росла — некоторые историки считают, что тогда число ее приходов достигло двух тысяч (довольно большое число по тем временам). Иными словами — УАПЦ стала народной, а ее лучших епископов верующие очень почитали и любили. Василия же Липкивского называли «народным митрополитом» — он был духовным вождем украинского народа.

Такая ситуация не могла не вызывать обеспокоенности большевистской власти. Митрополита Василия неоднократно арестовывали и сажали в тюрьму, запрещали ему выезжать к своим прихожанам за пределы Киева. Он, однако, преодолевая препятствия, объезжал своих верующих. А в 1927 году власть сфабриковала «Второй cобор УАПЦ», который, под угрозой ареста и ссылки всех его участников и под давлением предательской части епископата УАПЦ, проголосовал за переизбрание Липкивского. Как пишет Арсений Зинченко в своей книге «Митрополит Василь Липківський» (2007), «протоколы второго Собора передают гнетущую атмосферу заседаний, созданную присутствием и прямым вмешательством в течение заседаний службистов ГРУ и его агентуры в среде делегатов». Поэтому не удивительно, что большинство Собора постановило «освободить Василия Липкивского от груза митрополичьего служения». А через три года (1930) Украинская автокефальная православная церковь — первая независимая Церковь в истории Украины — была ликвидирована.

После 1927 года Василий Липкивский прожил еще 10 лет — всеми забытый, в бедности, под постоянным надзором, с периодическими арестами. Жил он тогда в пригороде Киева, где продолжал работать — писал «Історію Української церкви» и бесценные проповеди, переписывался с украинскими церковными деятелями за границей, делал украинские переводы богослужебной литературы, совершенствовал церковный устав — готовился (!) к строительству Украинской церкви.

Умер Василий Липкивский насильственной смертью, без надлежащего следствия и суда, по решению так называемой тройки — митрополит независимой Украинской православной церкви был расстрелян в НКВД. Это произошло 27 ноября 1937 года.

Нам остались пламенные строки его проповедей, страницы «Історії Української церкви», переводы богослужебной литературы, размышления о судьбе народа и завещание — строить родную украинскую Церковь. Митрополит Василий писал: «На Бога надежда, что и ужасное коммунистическое наводнение, которое сейчас своими волнами пытается с головой залить наш народ — смести со света и его веру, и Церковь, и все, что для него дороже всего, всю его человеческую природу, его волю, нацию — также исчезнет, как пришло, а народ и от него спасется и будет жить».

Сегодня в Украине отмечают 70-ю годовщину со времени гибели Василия Липкивского. Мероприятия почитания памяти Липкивского проводятся как в Киеве, так и в местах, где родился, учился и проповедовал Василий Липкивский. В храмах УАПЦ проходят панихиды; как сообщил пресс-секретарь Киевского патриархата о. Евстратий, «церковь молится за упокой души Василия Липкивского и за сынов и дочерей Украины, погибших во времена большевистского оккупационного режима». В Национальной библиотеке Украины им. Вернадского открывается выставка наследия митрополита Василия Липкивского. А 17 ноября прошла научная конференция «Служения и наследие митрополита Василия Липкивского». Стоит отметить, что земляки Василия Липкивского внесли в организационный комитет определенную сумму — на печать материалов конференции, посвященной их выдающемуся земляку.

Со времени мученической смерти митрополита Василия прошло 70 лет. За это время Украина стала независимой страной, однако те проблемы, за разрешение которых Василий Липкивский принял мученическую смерть, так и остаются тупиковыми. Так, у православных Украины до сих пор нет единства — часть нашего православия все еще объединена (как кандалами) с церковью имперской, церковью другого государства! И конец этой ненормальной ситуации весьма трудно предсказать. Далеко не все украинские православные перешли в храмах на украинский литургический язык — они все еще молятся с сильным русским акцентом! Не лучше обстоят дела в наших православных церквях также с демократизацией церковного уклада, за который так ревностно ратовал Василий Липкивский. В силу всего этого представляется, что единственным современным признаком украинского православия является именно этот позорный раскол православия Украины. Реформы же Церкви нечего и ожидать! Как выразился на конференции Евгений Сверстюк, «сегодня в религиозной жизни Украины господствует страшный беспорядок, какой-то бессмысленный лепет о канонах!»

Интересно знать, как долго истинно верующие и патриотически настроенные украинцы будут мириться с такой ситуацией? Или они, по Липкивскому, так и будут «Сидеть и плакать на реках Вавилонских?... И соберутся ли когда-нибудь «живые души, чтобы восстановить истинно христианскую жизнь в Украине»?

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ